К 64 ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Коноплева. <...> ISBN 978-5-9765-0118-8 Раскрываются основы деловой коммуникации, прослеживаются пси хологическое своеобразие различных типов людей, возможные способы об щения между ними, их сильные и слабые стороны. <...> Ключевые характеристики организационной структуры, их влияние на деловое взаимодействие . <...> Значение слушания в процессе делового общения . <...> Психологические защиты и их влияние на модели поведения в общении . <...> Характер как составляющая имиджа, его влияние на деловое взаимодействие . <...> Изучаются вербальные и невербальные средства общения, прослеживается значение речи и слушания для делового обще ния, особенности их построения для эффективной коммуника ции, факторы, способствующие и препятствующие успешному общению. <...> Одна из таких моде лей, предложенная фон Туном, учитывает как содержание сооб щения, так и его личностный смысл: Существо дела Отправитель информации Самораскрытие Сообщение Получатель информации Отношение Призыв Обмен информацией Коммуникация эффективна, когда получатель сообщения правильно расшифрует все его четыре стороны. <...> Различают следующие разговорные стили: • Научный Язык науки используется в деловой коммуникации лиц, за нимающихся научной деятельностью, вырабатывающих объек тивные знания о предметах и явлениях, идеях и законах дейст вительности. <...> ЗНАЧЕНИЕ СЛУШАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Умение слушать как метод восприятия информации ис пользуется в деловом общении намного чаще, чем умение чи тать и писать. <...> Согласно социологическим исследованиям в про цессе общения слушание занимает 40 % времени, 35 — говоре ние, 16 — чтение, 9 — письмо. <...> Большинство из нас в разное время в течение дня слушают на различных уровнях, однако задачей каждого партнера в про цессе общения должна стать выработка в себе умения слушать на первом уровне в любых ситуациях. <...> МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ <...>
Психология_делового_общения_(1).pdf
Н. А. Коноплева
ПСИХОЛОГИЯ
ДЕЛОВОГО
ОБЩЕНИЯ
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано Дальневосточным региональным
учебнометодическим центром в качестве
учебного пособия для студентов специальностей
100202 (230500) «Социальнокультурный сервис
и туризм», 100110 (230600) «Домоведение»
вузов региона
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК
ББК 88.53я73
К 64
Главный редактор
Д.И. Фельдштейн
Заместитель главного редактора
С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов,
И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев,
Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Рецензенты:
Е.В. Кулебякин, др филос. наук, проф., зав. каф. социологии и социальной психо
логии ДВГТРУ;
Г.Г. Ермак, канд. ист. наук, науч. сотр. отдела этнографии, этнологии и антрополо
гии Института истории ДВО РАН
Коноплева Н.А.
К 64
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Коноплева.
— 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. – 408 с.
ISBN 978-5-9765-0118-8
Раскрываются основы деловой коммуникации, прослеживаются пси
хологическое своеобразие различных типов людей, возможные способы об
щения между ними, их сильные и слабые стороны.
Пособие позволит будущим менеджерам, руководителям всех уровней,
специалистам, работающим в сфере «человек–человек», быть успешными
профессионалами.
УДК
ББК 88.53я73
ISBN 978-5-9765-0118-8
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Раздел II. ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ИСТОРИЯ
И ХАРАКТЕРИСТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 129
Тема 1. История психологии и этики
делового общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .129
Тема 2. Детерминация человеческого
поведения в деловом общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Тема 3. Характеристика делового общения,
его виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Тема 4. Ключевые характеристики организационной
структуры, их влияние
на деловое взаимодействие . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .168
3
Раздел I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ,
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ
ОБЩЕНИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . .8
Тема 1. Истоки человеческого общения.
Составные элементы процесса общения . . . . . . . . . . . .8
Тема 2. Значение слушания в процессе
делового общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Тема 3. Модели поведения в общении
и основные социальные установки
в процессе коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Тема 4. Характеристика основных видов
общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Тема 5. Факторы успешного общения . . . . . . . . . . . . . . 85
Тема 6. Психологические защиты и их влияние
на модели поведения в общении . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5
Стр.2
Тема 5. Теории личности в современной
психологии в контексте делового общения . . . . .. . . .218
Раздел III. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
И ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
Тема 1. Характер как составляющая имиджа,
его влияние на деловое взаимодействие . . . . . . . . . .237
Тема 2. Типы лидеров и особенности
их поведения в процессе общения . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Тема 3. Типы отношений в соционике . . . . . . . . . . . . 340
Тема 4. Типология личности Дж. Олдхэма
и Л. Морриса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .401
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Психология делового общения» имеет решающее
значение для подготовки успешных специалистов, работающих
в сферах «человек—человек». Необходимость введения курса
обусловлена тем, что до 70% управленческих решений принима
ются руководителями в устной форме, в процессе делового об
щения. Характер делового взаимодействия оказывает решаю
щее влияние на эффективность совместной деятельности, ус
пешность деловых совещаний, переговоров, прессконференций
и презентаций.
Особое место данного курса в профессиональной подготов
ке обусловлено тем, что овладение основами деловой коммуни
кации позволит специалистам эффективно взаимодействовать
с деловыми партнерами, реализовывать комфортнопсихологи
ческое общение, стратегии и тактики, способствующие достиже
нию сотрудничества и компромисса.
Знание психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег,
руководителей, особенностей их репрезентативных систем, уме
ние составлять успешные в деловых контактах рабочие группы
и коллективы, овладение приемами влияния на партнеров по
деловому взаимодействию разовьют тот коммуникативный
опыт, который позволит стать успешным профессионалом в раз
личных сферах деятельности.
Кроме того, знания данной учебной дисциплины позволят
исследовать имидж всех членов профессионального коллекти
ва, выявить их личностные качества, с одной стороны, повы
шающие успешность фирмы, а с другой — затрудняющие про
фессиональный рост и негативно влияющие на имидж пред
приятия; помогут формированию привлекательного как
личностного, так и группового имиджа.
Курс тесно связан и опирается на такие дисциплины, как
социальная психология, профессиональная этика, социология,
конфликтология, физиогномика, психодиагностика, имидже
логия.
5
Стр.3