ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.В. ТУРОВСКИЙ, И.В. ФРОЛОВА ВВЕДЕНИЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ Учебно-методическое пособие Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом фармацевтического факультета 16 декабря 2008 г., протокол № 1500–10 Рецензенты: И.В. Протасова, кандидат химических наук, доцент кафедры физической химии химического факультета Воронежского государственного университета; В.И. Чернов, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой информационных систем Воронежской государственной медицинской академии им. <...> Приведены подробные методические указания к проведению всех практических занятий по курсу «Введение в фармацевтическую информацию» для работы как на занятиях в компьютерном классе, так и в домашних условиях; для этого ход работы описан в двух операционных системах (Linux и Windows) для офисных пакетов программ OpenOffice.org и Microsoft Office. <...> Работа в текстовом редакторе (форматирование текста, вставка рисунка, нумерованный и ненумерованный списки). <...> Работа в текстовом редакторе: составление и редактирование таблицы, центрирование по горизонтали и вертикали, верхний и нижний индексы, цвет фона. <...> Общее представление о системе менеджмента качества фармацевтического факультета ВГУ. <...> Поиск документов в системе «Консультант +» по различным известным параметрам документа. <...> Использование шаблонов документов, размещенных на официальном сайте ВГУ. <...> Оптовые фирмы передают свои прайс-листы на так называемый центральный узел, где осуществляется программное приведение прайс-листов, которые ведутся фирмами в самых разнообразных форматах, к единому нормализованному (стандартному для данной сети) виду и создается сводный прайс-лист. <...> Аптеки просматривают сводный прайс-лист и формируют заказы <...>
Введение_в_фармацевтическую_информацию.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
А.В. ТУРОВСКИЙ, И.В. ФРОЛОВА
ВВЕДЕНИЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ
ИНФОРМАЦИЮ
Учебно-методическое пособие
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
Содержание
Введение.............................................................................................................................4
Архитектура персонального компьютера...............................................................7
Программное обеспечение ЭВМ...............................................................................18
Операционная система................................................................................................20
ОС Windows..........................................................................................................21
ОС Linux................................................................................................................24
Компьютерные сети.....................................................................................................27
Интернет................................................................................................................29
Практикум......................................................................................................................31
Занятие 1. Введение. Информационные процессы в здравоохранении
и фармации. Источники информации. Сайты ВГУ и фармфакультета.
Электронная почта, навыки её использования ....................................................31
Занятие 2. Ресурсы сети Интернет по медицине и фармации.
Информация о лекарственных средствах. Российские и зарубежные
базы данных. Поиск информации по отдельным препаратам.
Работа в текстовом редакторе (форматирование текста, вставка
рисунка, нумерованный и ненумерованный списки).............................................36
Занятие 3. Работа в текстовом редакторе: составление
и редактирование таблицы, центрирование по горизонтали и вертикали,
верхний и нижний индексы, цвет фона.................................................................46
Занятие 4. Поиск информации по ценам на лекарственные препараты.
Работа в текстовом редакторе: построение графиков........................................52
Занятие 5. Общее представление о системе менеджмента качества
фармацевтического факультета ВГУ. Цели и задачи СМК. Практическая
значимость для студента. Навыки работы с сайтом http://www.tqm.vsu.ru....58
Занятия 6 и 7. Работа с правовой информацией. Знакомство с системой
«Консультант +». Поиск документов в системе «Консультант +»
по различным известным параметрам документа. Использование
ссылок, связей, закладок и оглавления..................................................................63
Занятия 9 и 10. Понятие медико-биологического эксперимента.
Формулировка целей и задач медико-биологического эксперимента.
Выбор объекта исследования и метода исследования.......................................68
Занятие 11. Статистическая обработка данных. Расчёты с помощью
специализированного программного обеспечения.............................................72
Занятия 12 и 13. Представление результатов фармацевтических
исследований. Написание тезисов, статей, правила оформления.
Работа в текстовых редакторах. Графическое представление результатов
исследований посредством специализированных пакетов программ............84
Занятие 14. Оформление списка литературы. Работа с электронным
каталогом ЗНБ ВГУ..................................................................................................89
Занятие 15 и 16. Курсовая и дипломная работы. Понятие.
Требования к оформлению. Использование шаблонов документов,
размещенных на официальном сайте ВГУ. Презентация результатов
в Microsoft PowerPoint...............................................................................................94
Занятие 17. Системы компьютеризированной оценки знаний.
Работа с тестовой системой фармацевтического факультета и в системе
Федерального Интернет-экзамена в сфере высшего профессионального
образования (ФЭПО) .............................................................................................106
Заключение..................................................................................................................108
Литература...................................................................................................................109
3
Стр.3
по фармации и фармакологии, с аннотациями на лекарственные средства, а
также научить ориентироваться в медицинских справочниках по нозологии,
привить навыки решения типовых задач, связанных с автоматизацией
медико-биологических исследований, дать подготовку по методам поиска,
анализа и интерпретации медико-биологической информации; сформировать
у студента основу современной информационной культуры, понятие о
планировании и организации биомедицинских исследований.
Основными задачами являются изучение методов, программных и
технических средств информатики, используемых на различных этапах
получения и анализа биомедицинской и фармацевтической информации.
По окончании курса студент должен знать:
- структуру персонального компьютера;
- назначение, организацию и принцип действия операционной системы;
-
основы новых информационных технологий и их влияние на успех
в освоении специальности;
- основы принятия решения на основе имеющейся информации;
- принципы размещения и поиска информации в сети Интернет.
Уметь:
- самостоятельно и объективно ориентироваться в информации о
лекарственных средствах;
- работать на персональном компьютере в качестве пользователя;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет и локальных
сетях;
- использовать пакеты прикладных программ для анализа медикобиологические
данных;
- объективно оценивать информацию, полученную при проведении
курсовых и дипломных работ.
6
Стр.6
Архитектура персонального компьютера
Архитектурой называется основная компоновка частей компьютера
и связь между ними. При описании архитектуры компьютера определяется
состав входящих в него компонентов, принципы их взаимодействия, а
также их функции и характеристики.
Практически все универсальные электронно-вычислительные машины
(ЭВМ) отражают классическую неймановскую архитектуру, представленную
на схеме. Эта схема во многом характерна как для микроЭВМ, так
и для мини-ЭВМ и ЭВМ общего назначения.
Конфигурация – состав
оборудования, можно изменять по
мере необходимости.
Базовая конфигурация –
четыре устройства:
• системный блок;
• монитор;
• клавиатура
• мышь.
Системный блок – основной узел, внутри которого установлены
наиболее важные компоненты.
Устройства, находящиеся внутри системного блока – внутренние.
7
Стр.7
Устройства, подключаемые к нему снаружи – внешние.
Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода,
вывода и длительного хранения данных, также называют периферийными.
По внешнему виду системные блоки различаются формой корпуса:
· горизонтального исполнения (desktop);
· вертикального исполнения (tower).
Корпуса, имеющие вертикальное исполнение, различают по габаритам:
· полноразмерный (big tower);
· среднеразмерный (midi tower);
· малоразмерный (mini tower).
Среди корпусов, имеющих горизонтальное исполнение, выделяют
плоские и особо плоские (slim).
Материнская плата (Motherboard) – основная плата персонального
компьютера. Для подключения к ней периферийных устройств (дисководов,
манипуляторов типа мыши, принтеров и т. д.) служат специальные платы –
контроллеры. Они вставляются в разъёмы (слоты) на материнской плате, а к
их концу (порту), выходящему наружу системного блока, подключается дополнительное
устройство. Итак, материнская плата содержит:
- процессор – основная
выполняющая
микросхема,
большинство математических
и логических операций;
- микропроцессорный
комплект (чипсет) – набор
микросхем, управляющих работой
внутренних устройств
компьютера и определяющих
основные функциональные
возможности
материнской
платы;
- шины – наборы проводников,
по которым происходит
обмен сигналами между
внутренними
компьютера;
- оперативная
устройствами
память
(оперативное запоминающее устройство, ОЗУ) – набор микросхем, предназначенных
для временного хранения данных, когда компьютер включен;
- ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) – микросхема, предназначенная
для длительного хранения данных, в том числе и когда компьютер
выключен;
- разъёмы для подключения дополнительных устройств (слоты).
8
Стр.8