В монографии раскрывается предлагаемая автором педагогическая концепция организации процесса здоровьетворящего образования, реализация которой в целостном педагогическом процессе современной общеобразовательной школы при определенных условиях обеспечит превращение образования в средообусловливающее пространство здорового образа жизни учащихся и учителей, что будет способствовать не только сохранению, но также и становлению их здоровья. <...> Методологические подходы к пониманию человека как носителя здоровья. <...> Достаточно одного факта: пожелание здоровья – это почти каноническое пожелание, которое, как правило, адресуют люди разных стран, разных национальностей, разного мировоззрения, разного вероисповедания друг другу в честь того или иного знаменательного события. <...> Таким образом, очевидно социальное противоречие между общественной значимостью индивидуального здоровья каждого человека как определяющего условия развития общества и недостаточной деятельностной активностью личности в укреплении своего здоровья, что является фактором, тормозящим это развитие. <...> . С разработкой подходов к становлению здоровья учащихся образовательных учреждений различных уровней связаны исследования, в которых здоровье рассматривается как категория валеологии (Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев, М. Л. Кузнецова, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, З. И. Тюмасева и др.) <...> Объект исследования – целостный педагогический процесс современной общеобразовательной школы, а предмет – процесс формирования здорового образа жизни учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования. <...> В качестве основы для реализации данной идеи выступает моделирование здоровьетворящего образования, которое представляет собой не отдельный образовательный процесс, а специфическую функцию целостного педагогического процесса, его качественную, имманентную характеристику, определяющую <...>
Теоретические_основы_формирования_здорового_образа_жизни_субъектов_педагогического_процесса_в_системе_современного_общего_образования_.pdf
Т. Ф. ОРЕХОВА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 371.302:613.0
ББК Ч421.2
О-63
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор Магнитогорского
государственного университета
Т. В. Кружилина
Доктор педагогических наук, профессор Челябинского
государственного педагогического университета
З. И Тюмасева
Орехова Т. Ф.
О-63
Теоретические основы формирования здорового образа жизни
субъектов педагогического процесса в системе современного общего
образования [Электронный ресурс] : монография / Т. Ф. Орехова. – 4-е
изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 354 с.
ISBN 978-5-9765-1211-5
Современный этап развития общеобразовательной школы характеризуется
отмечающимся в последнее время специалистами (педагогами, психологами,
медиками, социологами) неблагоприятным влиянием системы
массового образования на здоровье всех субъектов образовательного процесса:
учащихся, учителей и родителей учащихся. Проблема здоровья в настоящее
время является одной из глобальных проблем, от незамедлительного
решения которой зависит будущее человечества. Именно поэтому сохранение
и укрепление здоровья детей и подростков становится важнейшей
педагогической задачей, попытки решения которой предпринимаются сегодня
педагогами самых разных образовательных учреждений – от дошкольных
до высших. В монографии раскрывается предлагаемая автором педагогическая
концепция организации процесса здоровьетворящего образования,
реализация которой в целостном педагогическом процессе современной
общеобразовательной школы при определенных условиях обеспечит
превращение образования в средообусловливающее пространство здорового
образа жизни учащихся и учителей, что будет способствовать не только
сохранению, но также и становлению их здоровья.
Монография предназначена для учителей и студентов педагогических
вузов, а также будет полезна для родителей детей-школьников.
УДК 371.302:613.0
БК Ч421.2
ISBN 978-5-9765-1211-5
© Орехова Т. Ф., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................5
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ И
УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ..................................................22
1.1. Анализ опыта решения проблемы формирования здорового образа
жизни учащихся и учителей в системе современного общего
образования .....................................................................................................22
1.2. Методологические подходы к пониманию человека как носителя
здоровья...........................................................................................................40
1.3. Здоровье человека как педагогическое понятие и феномен
культуры..........................................................................................................57
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ...................................................................77
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЕ ...........................................................................................................80
2.1. Влияние современного педагогического процесса на здоровье его
субъектов.........................................................................................................80
2.2. Понятие «здоровьетворящее образование» как педагогическая
категория .........................................................................................................99
2.3. Принципы здоровьетворящего образования и их классификация ...119
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.................................................................141
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ......................................................144
3.1. Цель, задачи и содержание здоровьетворящего образования...........144
3.2. Здоровьетворящие педагогические технологии как средство
организации здоровьетворящего образования в современной школе .....162
3.3. Самостоятельный мониторинг учителями и учащимися собственного
здоровья как педагогическое средство .......................................................178
3.4. Педагогические условия организации здоровьетворящего учебного
процесса в современной общеобразовательной школе.............................194
3.5. Кадровое обеспечение здоровьетворящего образования
в современной школе ...................................................................................207
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ................................................................223
ГЛАВА IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЕ .........................................................................................................227
4.1. Проектирование и этапы организации здоровьетворящего
образования в современной школе .............................................................227
4.2. Критериально-оценочный аппарат исследования эффективности
3
Стр.3
организации здоровьетворящего образования в современной школе ....243
4.3. Динамика результатов организации процесса здоровьетворящего
образования в современной школе .............................................................280
ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ..........................................................306
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................309
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....324
4
Стр.4