Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Западноевропейская литература ХХ века (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторШервашидзе В. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц269
ID244750
АннотацияВ учебном пособии освещаются ключевые явления в западноевропейской литературе ХХ века – радикальное обновление художественного языка, новая концепция реальности, скептическое отношение к рационалистическим формам познания. Разрушается позитивистская картина мира, свойственная как классическому реализму ХIХ в., так и реализму ХХ столетия. Эпистемологическая неуверенность» порождает изображения мира как хаоса и абсурда. Отчуждение, одиночество приобретают в модернизме статус субъективности, а итогом философской рефлексии становится ницшеанская модель вечного возвращения. В постмодернизме «эпистемологическая неуверенность», обусловленная новой мировоззренческой и эстетической парадигмой, отвергает статус субъективности, иерархию смыслов, «власть интерпретаций». Новые стратегии постмодернизма – литературные игры с читателями, изменение функции автора-демиурга, создающего предметно-смысловой мир, – открыто демонстрируют условность литературного текста. Художественное новаторство постмодернистской прозы – от И. Кальвино до М. Павича – определило новые перспективы в развитии искусства рубежа веков. Новая художественная практика французского романа 1980-1990-х годов обусловлена сменой эстетической парадигигмы – от радикального разрыва с традицией к ее реконструкции.
Кому рекомендованоУчебное пособие, созданное на основе авторского курса лекций, предназначено для студентов и аспирантов филологических факультетов. Оно может быть использовано при подготовке курсовых, дипломных, а также диссертационных работ.
ISBN978-5-9765-0884-2
УДК821.0(1-87)(075.8)
ББК83.3(4)
Шервашидзе, В.В. Западноевропейская литература ХХ века : учеб. пособие / В.В. Шервашидзе .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 269 с. — ISBN 978-5-9765-0884-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/244750 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отчуждение, одиночество приобретают в модернизме статус субъективности, а итогом философской рефлексии становится ницшеанская модель вечного возвращения. <...> В постмодернизме «эпистемологическая неуверенность», обусловленная новой мировоззренческой и эстетической парадигмой, отвергает статус субъективности, иерархию смыслов, «власть интерпретаций». <...> Еще один феномен в литературе первой половины ХХ века — «интеллектуальный роман», родовым признаком которого является постижение универсальных законов бытия (Т. <...> Но «несмотря на универсальность постмодернистских характеристик существуют национальные условия восприятия и переработки французских образцов». <...> 6 ФРАНЦУЗСКИЙ СИМВОЛИЗМ Эстетика французского символизма обусловлена использованием символа как основного средства приближения к тайне «неизреченного». <...> Бодлера охватывает 40—50-е годы XIX века: это и статьи об искусстве (1845—1846), и «Маленькие поэмы в прозе» (1869), изданные посмертно, дневники («Мое обнаженное сердце»), и эссе «Искусственный рай» (1859) (переложение книги английского писателя Томаса де Квинси «Признания английского курильщика опиума»); и художественные переводы Э. <...> Неудержимое влечение к «тайне жизни», к Бесконечному, стремление вырваться к «мирам иным» заставляли Бодлера искать искусственные средства (алкоголь, наркотики), расширяющие границы воображения, «обостряющие необыкновенную утонченность, удивительную остроту) всех чувств, когда первый попавшийся предмет становится красноречивым символом» («Искусственный рай»): Как сверкает небесный простор! <...> Звуки облекаются в краски; в красках слышится музыка» («Искусственный рай»). <...> Поэт становится ясновидцем, предваряя опыт ясновидения Рембо и сюрреалистов. <...> Рембо в 1871 году привела к разрыву с семьей. <...> Малларме, — извлек на свет и поначалу неожиданно применил Верлен». <...> Ранняя поэзия Рембо, построенная на принципе сочетания несочетаемого, эпатировала общепринятые представления <...>
Западноевропейская_литература_ХХ_века.pdf
Шервашидзе В.В. Западноевропейская литература ХХ века Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 1
Стр.1
УДК 82(1-87).0(075.8) ББК 83.3(4) Ø49 Шервашидзе В.В. Ø49 Западноевропейская литература ХХ века [Электронный ресурс] : ó÷åá. пособие / Â.Â. Шервашидзе. — 2-е изд., стер. — Ì.: ФЛИНТА, 2016. — 269 ñ. ISBN 978-5-9765-0884-2 В учебном пособии освещаются ключевые явления в западноевропейской литературе ХХ века — радикальное обновление художественного языка, новая концепция реальности, скептическое отношение к рационалистическим формам познания. Разрушается позитивистская картина мира, свойственная как классическому реализму ХIХ в., так и реализму ХХ столетия. «Эпистемологическая неуверенность» порождает изображения мира как хаоса и абсурда. Отчуждение, одиночество приобретают в модернизме статус субъективности, а итогом философской рефлексии становится ницшеанская модель вечного возвращения. В постмодернизме «эпистемологическая неуверенность», обусловленная новой мировоззренческой и эстетической парадигмой, отвергает статус субъективности, иерархию смыслов, «власть интерпретаций». Новые стратегии постмодернизма — литературные игры с читателями, изменение функции автора-демиурга, создающего предметно-смысловой мир, — открыто демонстрируют условность литературного текста. Художественное новаторство постмодернистской прозы — от И. Кальвино до М. Павича — определило новые перспективы в развитии искусства рубежа веков. Новая художественная практика французского романа 1980—1990-х годов обусловлена сменой эстетической парадигмы — от радикального разрыва с традицией к ее реконструкции. Учебное пособие, созданное на основе авторского курса лекций, предназначено для студентов и аспирантов филологических факультетов. Оно может быть использовано при подготовке курсовых, дипломных, а также диссертационных работ. УДК 82(1-87).0(075.8) ББК 83.3(4) ISBN 978-5-9765-0884-2 2 © Шервашидзе Â.Â., 2016 © Издательство «Ôëèíòà», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ................................................................................ 5 ФРАНЦУЗСКИЙ СИМВОЛИЗМ Шарль Бодлер ........................................................................ 8 Поль Верлен ......................................................................... 17 Артюр Рембо ......................................................................... 24 Стефан Малларме ................................................................. 33 АНГЛИЙСКИЙ ЭСТЕТИЗМ Оскар Уайлд ......................................................................... 40 АВАНГАРД НАЧАЛА XX века Экспрессионизм ......................................................................... 49 Георг Тракль ......................................................................... 51 Георг Гейм ............................................................................ 55 Сюрреализм ............................................................................... 61 Модернизм ................................................................................. 70 Марсель Пруст ...................................................................... 71 Франц Кафка ........................................................................ 81 Джеймс Джойс ...................................................................... 89 «Интеллектуальный ðîìàí» ...................................................... 102 Томас Манн ......................................................................... 104 Герман Гессе ........................................................................ 112 Роберт Музиль .................................................................... 120 Драматургия ............................................................................. 130 Бертольт Брехт ................................................................... 130 3
Стр.3
Экзистенциализм ...................................................................... 139 Андре Жид .......................................................................... 141 Андре Мальро ..................................................................... 147 Альбер Камю ....................................................................... 157 Æàí-Ïîëü Сартр ................................................................. 170 АВАНГАРД 1950—1970-õ годов ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Новый роман ............................................................................ 178 Алан Ðîá-Ãðèéå ................................................................... 180 Натали Саррот .................................................................... 183 Мишель Бютор .................................................................... 184 Клод Симон ........................................................................ 187 Новейший роман ....................................................................... 190 Филипп Соллерс ................................................................. 190 Театр абсурда ........................................................................... 192 Эжен Ионеско ..................................................................... 194 Сэмюэл Беккет .................................................................... 197 ЛИТЕРАТУРА 1970—1990-õ годов Постструктурализм и постмодернизм ......................................... 205 Постмодернизм как художественное направление ...................... 211 Итало Кальвино .................................................................. 215 Умберто Эко ....................................................................... 222 Патрик Зюскинд .................................................................. 228 ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1980—1990-õ годов Основные тенденции развития французского романа .................. 235 Жан Эшноз ......................................................................... 240 Жан-Филипп Туссен ............................................................ 245 Антуан Володин .................................................................. 256 4
Стр.4