ДОСТОЕСКОГО Монография •ФЛИНТА• А.П. Тусичишный ИДЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВ Ф.М. <...> ДОСТОЕВСКОГО Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 82-3 ББК 83(2Рос=Рус)1 Т90 Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Т.А. Алпатова (Московский государственный областной университет) Т90 Тусичишный А.П. <...> В центре литературоведческого анализа первой части монографии находится сопоставление произведений Достоевского (прежде всего повести «Двойник» и романа «Преступление и наказание») с трактатом М. <...> Штирнера «Единственный и его собственность», роль идей этого трактата в концептуализации мировоззрения героев Достоевского. <...> Во второй части книги автор прослеживает значение нравственно-религиозных идеалов в творчестве писателя, опираясь на идейную систему в области древнерусской литературы и раскрывая специфику двойничества в русской литературе начиная с ХVII века. <...> . 5 1.2 К вопросу об источниках образа Раскольникова . <...> «Образ раскололся ровно на два куска»: Изображение двойничества в литературе ХVII века и в творчестве Достоевского . <...> 65 2.4 Образное выражение «невыразимого» в творчестве Достоевского и Тютчева1 . <...> Проблема отражения своего «Я» в зеркале общества и психология поступка в ХIХ веке были актуальными, и Достоевский не мог обойти их своим вниманием. <...> Руссо, с другой стороны, древнерусский князь, сектантский пророк, Л.Н. Толстой, лирический герой Ф.И. Тютчева. <...> Все ссылки на произведения и письма Достоевского даются по изданию: Достоевский Ф.М. <...> О Штирнере Достоевский мог узнать в кружке Белинского1. <...> Отверженный (Н.Г. Булычев) полагал, что влияние книги Штирнера на творчество Достоевского начинается с «Записок из подполья». <...> В «Двойнике» выражена та же мысль, что в книге Штирнера: общество, государство и личность – враги: «Государство хочет непременно что-то сделать из людей, и потому в нем живут только сделанные люди; всякий, кто хочет быть самим собой, - враг государства и ставится <...>
Идейные_источники_образов_Ф.М._Достоевского__(1).pdf
А.П. Тусичишный
ИДЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Монография
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 82-3
ББК 83(2Рос=Рус)1
Т90
Рецензент:
кандидат филологических наук, доцент Т.А. Алпатова (Московский
государственный областной университет)
Т90
Тусичишный А.П.
Идейные источники образов Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]:
монография. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 92 с.
ISBN 978-5-9765-1736-3
Монография посвящена западным и отечественным идейным источникам
образов и философских суждений Ф.М. Достоевского. В центре литературоведческого
анализа первой части монографии находится сопоставление произведений
Достоевского (прежде всего повести «Двойник» и романа «Преступление и наказание»)
с трактатом М. Штирнера «Единственный и его собственность», роль идей этого
трактата в концептуализации мировоззрения героев Достоевского. Во второй части
книги автор прослеживает значение нравственно-религиозных идеалов в творчестве
писателя, опираясь на идейную систему в области древнерусской литературы и
раскрывая специфику двойничества в русской литературе начиная с ХVII века.
Для специалистов-филологов, студетов, магистрантов.
УДК 82-3
ББК 83(2Рос=Рус)1
ISBN 978-5-9765-1736-3
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От автора ................................................................................................................ 4
Часть 1. ЗАПАДНЫЕ ИСТОЧНИКИ . ............................................................. 5
1.1. О конфликте в повести «Двойник» в контексте философии Макса
Штирнера. ...................................................................................................... 5
1.2 К вопросу об источниках образа Раскольникова . .............................. 20
1.3 Руссоистские мотивы в романе «Идиот» . ........................................... 36
Часть 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ . ............................................. 46
2.1 О древнерусских традициях в романе «Идиот» . ................................ 46
2.2. «Образ раскололся ровно на два куска»: Изображение двойничества
в литературе ХVII века и в творчестве Достоевского . ............................ 53
2.3. Сектантство в романе «Идиот» ........................................................... 65
2.4 Образное выражение «невыразимого» в творчестве Достоевского и
Тютчева1 . ..................................................................................................... 72
Заключение . ......................................................................................................... 89
Стр.3