Принцип соответствия героя и мира в аспекте функций набоковских героев как «палачей» и/или «жертв»……………………………………… 58 3.3. <...> Как в лекциях об «Улиссе» Набоков подчеркивает, что «очень приблизительная и очень общая перекличка с Гомером… существует наряду со многими другими присутствующими в книге классическими аллюзиями», поэтому поиск прямых параллелей с Гомером «в каждом персонаже и каждой сцене «Улисса»» – «напрасная трата времени» /143,с. <...> Причина ускользания набоковской реальности в ее одновременной телесности, вещественности, зримости и приблизительности этой вещественности. <...> «Лолита» – это Набоков в той же мере, что и «Другие берега» или «Strong Opinions». <...> Именно поэтому Набоков характеризовал себя одновременно как автора своих книг и как их лучшего читателя. <...> Архаические кельтский и германо-скандинавский эпосы и их ближайший наследник – рыцарский роман выступают активными участниками сотворения космоса «Лолиты» и на уровне прямых цитат и сюжетных аналогий и на уровне скрытых аллюзий и реминисценций. <...> Раскодирование архаических реминисценций в ткани романа, бесспорно, не могло выступать самоцелью, не было самодостаточным изначально. <...> Архаические реминисценции выступают средством и способом идентификации героев романа как в аспекте их мифологического протеизма и интеграции, так и в аспекте их дифференциации. <...> Исследовательская стратегия в предлагаемой вниманию читателя работе строится на комплексном сочетании различных исследовательских практик от феноменоменологической в теоретических главах, к стратегии интертекстуального прочтения романа, построенной по принципу углубления диахронических аналогий: от русской классики в главе «Принцип соответствия героя и мира в аспекте функций набоковских героев как «палачей» и/или «жертв»» к архаическим мифо-ритуальным текстам, идентификация которых обнаруживает глубинное смысловое качество космизма пространства «Лолиты». <...> Л <...>
Поиски_«Лолиты»_герой-автор-читатель-книга_на_границе_миров_.pdf
Я.В. ПОГРЕБНАЯ
ПОИСКИ «ЛОЛИТЫ»:
ГЕРОЙ-АВТОР-ЧИТАТЕЛЬ-КНИГА
НА ГРАНИЦЕ МИРОВ
Монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2)
П43
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
О.И. Федотов – доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы ХIХ века Московского педагогического государственного
университета.
Л.П. Егорова – доктор филологических наук, профессор кафедры истории
новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного
университета
П43
Погребная Я.В.
Поиски «Лолиты» : герой-автор-читатель-книга на границе
миров [Электронный ресурс] : монография / Я.В. Погребная. – 4-е
изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 168 с.
ISBN 978-5-9765-1136-1
Монография посвящена исследованию принципов и приемов
организации пространства в романе В.В. Набокова «Лолита».
Идентификация пространственной модели мира «Лолиты» осуществляется
в нескольких аспектах: маркированию пространства по принципу
соответствия
пространства
онтологии героя категории литературного рода;
«Лолиты»
путем
функциональной манифестации героев в роли палачей и/или жертв;
космизации
мифологического
«опространстливания» вечности.
Монография предназначена как для студентов и аспирантов
филологических сециальностей, так и для широкого круга читателей.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2)
ISBN 978-5-9765-1136-1
© Погребная Я.В., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От автора…………………………………………………………………… 4
1. Философско-эстетическая идентификация понятия «литература» в
космосе В. Набокова……………………………………………………….. 9
2. Феноменологические качества метапрозы В. Набокова……………… 21
3. Принцип соответствия героя и мира – как основа космизации
пространства «Лолиты»…………………………………………………… 37
3.1. Принцип соответствия героя и мира в аспекте категории
литературного рода………..……………………………………………… 38
3.2. Принцип соответствия героя и мира в аспекте функций набоковских
героев как «палачей» и/или «жертв»……………………………………… 58
3.3. Принцип соответствия героя и мира в аспекте оппозиции мира детей и
мира взрослых……………………………………………………………… 72
4. Принцип соответствия героя и мира в аспекте мифо-ритуальной
архаики……………………………………………………………………… 81
4.1. Мифема Лолита – мономиф книги…………………………………… 82
4.2. Идентификация героя в контексте архаических реминисценций…… 86
4.3. Мифологический протеизм «партнера» Лолиты…………………… 96
4.4. Символика острова Quelquepart в контексте архаической концепции
пространства………………………………………………………………… 99
4.5. Солярный миф как средство разведения героев по соприродным им
мирам…………………………………………………………………….. 102
4.6. Шахматы и «Всадник без головы» – принцип иронической дистанции
по отношению к мифу…………………………………………………… 106
4.7. Мнимый инцест и истинная расплата: палач и/или жертва
Гумберта…………………………………………………………………… 109
4.8. Архаические тотемы и современные герои как функции палача
и/или жертвы……………………………………………………………… 112
4.9. Тройная смерть ритуальной жертвы
и ее метаморфозы в «Лолите»…………………………………………… 115
4.10. Демиург-друид как ритуальная жертва: причины обреченности
творца……………………………………………………………………… 118
4.11. «Различение» «следа» вечности –
право на сотворение мира-мифа ………………………………………… 124
4.12. «Бессмертие» как форма «опространстливанного» времени……. 138
Заключение………………………………………………………………… 152
Сноски и примечания……………………………………………………... 155
3
Стр.3