Новеллистика Тадеуша Боровского и Зофьи Налковской . <...> 32 Публикация произведений Налковской, Боровского, Ружевича началась в период, когда «книжного» экзистенциализма в Польше еще не существовало. <...> Боялись, что его освенцимские рассказы кому-то напомнят о колымских рассказах Шаламова, что слово “музулман” из освенцимского жаргона нельзя будет перевести иначе как словом “доходяга” из жаргона наших лагерей, что само название рассказа “День в Хармензах” может напомнить рассказ “Один день Ивана Денисовича”» [Британишский 2005: 352]. <...> У Боровского нет специальных теоретических работ, посвященных освенцимскому циклу рассказов. <...> Однако его размышления о том, как надо писать о лагере, вкраплены в первый освенцимский рассказ «У нас в Аушвице». <...> Поэтому глубоко символично, что Тадек носит имя писателя, который так и не сумел вжиться в новый послевоенный мир и добровольно покинул его. <...> Там же «высится безлистное дерево», и мимо него «с грохотом мчатся на фронт груженые товарные вагоны»; а по эту сторону грани — «уютный сумрак комнаты», уменьшившейся «до размеров раковины», любовь, Мария, которая склонилась над книгой. <...> «Кто знает, может, все это на экспорт для негров, которых… когда-нибудь завоюют?» — подводит итог своим размышлениям Тадек. <...> И если у Шаламова «символом этой надежды служат… ветка лиственницы, вечнозеленый стланик, безымянная кошка — то есть великая и неистребимая природа, превозмогающая все невзгоды» [Там же: 86], то у Боровского воплощением надежды является образ «безлистного дерева», борющегося «с ветром упорно, словно человек, решивший не сдаваться». <...> Боровский намеренно придал повествователю своих рассказов (студент Тадеуш) черты автобиографичности, что позволило критикам отождествлять созданный автором образ «типичного лагерного конформиста, ловкача без угрызений совести, <…> умеющего обеспечить себе сносную жизнь и в результате умножить свои шансы на выживание» [Lisiecka 1965: 57, 59 <...>
Зарубежная_литература_ХХ_века_(1940-1990-е_годы).pdf
Т.В. Лошакова, А.Г. Лошаков
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХХ века
(1940—1990-е годы)
Практикум • Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности
050301.65(032900) — русский язык и литература
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
Стр.1
УДК 82(1-87).0(075.8)
ББК 83.3(3)я73
Л81
Рецензенты:
д-р филол. наук, профессор кафедры иностранных языков
Северодвинского филиала Поморского государственного университета
А. В. Иванов;
д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой зарубежной литературы
и английского языка Вятского государственного гуманитарного
университета О. Ю. Поляков;
канд. филол. наук, доцент кафедры литературы Мурманского
государственного педагогического университета Р. М. Гафаров
Л81
Лошакова Т.В.
Зарубежная литература ХХ века (1940—1990-е годы)
[Электронный ресурс] : практикум; учеб. пособие /
Т.В. Лошакова, А.Г. Лошаков. — 2-е изд., стер. — М.:
ФЛИНТА, 2016. — 326 с.
ISBN 978-5-9765-0867-5
В учебном пособии освещен ряд сложных и значимых явлений
литературного процесса 2-й половины ХХ века. Особое внимание
уделено актуальному для современной литературы эстетическому
феномену постмодернизма. Пособие содержит материалы, необходимые
при подготовке к аудиторным занятиям, а также при самостоятельном
изучении литературы новейшего времени.
Для студентов и аспирантов филологических факультетов,
преподавателей, специалистов в области филологии.
УДК 82(1-87).0(075.8)
ББК 83.3(3)я73
ISBN 978-5-9765-0867-5
© Лошакова Т. В., Лошаков А. Г. 2016
© Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..............................................................................................................................4
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И КОЛЛОКВИУМЫ ....................................7
Тема 1. Французский экзистенциализм ..................................................................8
Тема 2. «А что такое, в сущности, чума?»: роман-хроника «Чума» (1947)
Альбера Камю ..................................................................................................25
Тема 3. Новеллистика Тадеуша Боровского и Зофьи Налковской .............32
Тема 4. Последние произведения Эрнеста Хемингуэя .....................................66
Тема 5. Философская повесть-притча Пера Фабиана Лагерквиста
«Варавва» ..........................................................................................................71
Тема 6. Повесть-миф Кристы Вольф «Кассандра» ............................................83
Тема 7. Антиутопия Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» .....................97
Тема 8. Роман Эмиля Ажара «Жизнь впереди» ............................................... 107
Тема 9. Феномен «новой» латиноамериканской прозы ................................ 123
«Магический реализм» в латиноамериканской прозе ............................ 127
«Реально-чудесное» в романе Габриеля Гарсиа Маркеса
«Сто лет одиночества» ........................................................................................ 132
«Другая проза» Хулио Кортасара ................................................................... 135
Тема 10. Постмодернизм как эстетический феномен современной
литературы .................................................................................................. 137
Тема 11. Роман Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» .... 168
Тема 12. Джулиан Барнс: вариации на тему истории .................................... 180
ПРИЛОЖЕНИЕ ........................................................................................................ 197
Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм? ................................. 198
Тадеуш Боровский. Прощание с Марией. Рассказ ............................................ 222
Пер Фабиан Лагерквист. Варавва. Фрагменты ................................................ 249
Криста Вольф. Кассандра. Фрагменты ............................................................... 262
Энтони Бёрджесс. Заводной апельсин. Фрагмент .......................................... 274
Эмиль Ажар. Вся жизнь впереди. Фрагмент ..................................................... 280
Джон Фаулз. Любовница французского лейтенанта ...................................... 292
Джулиан Барнс. История мира в 10 ½ главах. Фрагмент ............................. 296
Использованная литература ................................................................................... 319
Стр.3