Цель пособия — научить грамотно анализировать как произведение в целом, так и отдельные его стороны: тематику, проблематику, идейный мир, художественную речь, сюжет, композицию и др. <...> Прежде всего отметим, что по сравнению с первичной реальностью реальность художественная представляет собой определенного 11 рода условность. <...> Все это принципиально отличает художественную реальность от жизненной; в общем виде различие сводится к тому, что первичная реальность есть область природы, а вторичная область культуры. <...> Кроме того, акцентируя внимание на характерах, то есть на объективном предмете изображения, наивно-реалистический подход забывает про автора, его систему оценок и отношений, его позицию, то есть игнорирует субъективную сторону художественного произведения. <...> Нельзя задавать вопрос о Сенатской площади, если в художественной реальности «Евгения Онегина» нет самой Сенатской площади, если художественное время в этой реальности остановилось, не дойдя до декабря 1825 г.1 , да и у самой судьбы Онегина уже нет никакого продолжения, даже гипотетического, как у судьбы Ленского. <...> Прежде всего о том, что наивно-реалистический подход к произведению закономерно ведет к игнорированию авторской воли, к произволу и субъективизму толкования произведения. <...> Если наивно-реалистический подход, возведенный в абсолют, по словам Г.А. Гуковского, уничтожает произведение как произведение искусства, то полное его отсутствие просто не дает ему состояться как произведению искусства. <...> Научное рассмотрение художественного произведения и его задачи Объективное и субъективное в литературоведении Художественное произведение как объект научного познания существенным образом отличается от всех других объектов. <...> Они суть, на самом деле, идейно-эмоциональное содержание самого произведения, непосредственно усвоенное и изучаемое нами в форме нашего личного эмоционально-мыслительного опыта. <...> Перечитывание текста, открывающее <...>
Принципы_и_приемы_анализа_литературного_произведения_.pdf
À.Á. ЕСИН
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ
А Н А Л И З А
ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Учебное пособие
17-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2023
1
Стр.1
УДК 372.8:82(075.8)
ББК 74.268.3ÿ73
Å83
Å83
Есин À.Á.
Принципы и приемы анализа литературного произведения :
учебное пособие / À.Á. Åñèí. — 17-å èçä., ñòåð. — Москва :
ÔËÈÍÒÀ, 2023. — 248 ñ. — ISBN 978-5-89349-049-7. —
Текст : электронный.
Данная книга — первое систематическое учебное пособие
по спецкурсу, которое может использоваться и в курсах «Введение
в литературоведение», «Теория литературы». Цель
пособия — научить грамотно анализировать как
произведение в целом, так и отдельные его стороны:
тематику, проблематику, идейный мир, художественную
речь, сюжет, композицию и др. Содержит основы
методологии и систему методических приемов работы с
произведением, конкретные примеры анализа, в основном
произведений русской классики. Материалы для
самостоятельной работы (контрольные вопросы, упражнения
и т.д.) нацелены на практическое усвоение курса.
Для студентов и преподавателей филологических факультетов
вузов, учителей-словесников.
УДК 372.8:82(075.8)
ББК 74.268.3ÿ73
ISBN 978-5-89349-049-7
I hƒ=2“2"% &tkhmŠ`[, 1998
2
Стр.2
С О Д Е Р Ж А Н И Е
От автора .................................................................................................... 3
I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1. Художественное произведение и его свойства ...................................... 5
2. Научное рассмотрение художественного произведения
и его задачи ................................................................................. 18
II
СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
И ЕЕ АНАЛИЗ
1. Содержание и форма литературного произведения ............................. 25
2. Тематика произведения и ее анализ ................................................... 34
3. Анализ проблематики ........................................................................... 43
4. Идейный мир ................................................................................ 58
5. Изображенный мир ............................................................................ 75
6. Художественная речь .......................................................................... 109
7. Анализ композиции ............................................................................. 127
III
ЦЕЛОСТНОЕ РАССМОТРЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Анализ и синтез в литературоведении ............................................... 161
2. Постижение ñìûñëà. Интерпретация ................................................. 164
3. Познание ôîðìû. Стиль ...................................................................... 177
4. Целостное рассмотрение художественного произведения
и проблема выборочного анализа ...................................................... 191
246
Стр.246
IV
ВИДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
1. Анализ произведения в аспекте рода и жанра ................................... 208
2. Изучение контекста ............................................................................. 230
Вместо заключения
Техника анализа и личность литературоведа ...................................... 243
247
Стр.247