Каргашин АнАлИз лИрИчЕсКого стИхотворЕнИя Учебное пособие 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФлИнта» 2016 1 УДК 82.09(075.8) ББК 83.3(2Рос=Рус) Б20 Балашова Е.А. <...> Рассуждения ученого и лирическое признание поэта дополняют друг друга. <...> Иначе говоря, каждый уровень и элемент художественного текста «опрокинут в содержание» (Г. Винокур), т.е. оказывается «эстетически действенным» — необходимым с точки зрения целостного содержания. <...> Почему поэт озаглавил текст стихотворения именно так, а не иначе? <...> Зачем автор акцентирует наше внимание на такой-то детали или, например, использует в данном случае кольцевую композицию? — и т.п. так незаметно и естественно непосредственное восприятие переходит к аналитическому рассмотрению текста — его предметно-образного уровня, языкового своеобразия, особенностей композиции и т.д. тем более необходим анализ, если речь идет о полноценном освоении содержания специалистом — преподавателем литературы, филологом-литературоведом. <...> Он видит и чувствует то же самое — только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют. <...> Изложить такой самоотчет в связной устной или письменной форме — это и значит сделать анализ стихотворного текста»1 . <...> Соответственно, анализируя предметно-образный уровень (художественный мир произведения, в частности лирического стихотворения), следует прежде всего обратить внимание на такие компоненты, как мотив, динамика переживаний лирического субъекта, предметно-вещный мир и т.п. <...> Говоря о специфике композиции стихотворения, в первую очередь учитываем такие явления, как архитектоническое членение текста, «рамочные компоненты», интертекстуальные связи и т.п. теперь необходимо уточнить основные понятия (категории) анализа каждого из трех уровней текста. <...> Предметно-образный уровень тема произведения (тематика <...>
Анализ_лирического_стихотворения.pdf
Е.А. Балашова
И.А. Каргашин
АнАлИз
лИрИчЕсКого
стИхотворЕнИя
Учебное пособие
7-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФлИнта»
2020
1
Стр.1
УДК 82.09(075.8)
ББК 83.3(2=411.2)
Б20
Б20
Балашова Е.А.
анализ лирического стихотворения [Электронный ðåñóðñ] : учеб.
пособие / Е.а. Балашова, И.а. Каргашин. — 7-е изд., стер.
— М. : ФлИнта, 2020. — 192 с.
ISBN 978-5-9765-1006-7
автор пишет для читателей, способных чувствовать стихи, а
литературоведческий анализ позволяет увидеть, понять «механизмы»
осуществления авторского замысла, проникнуть в
«технику» творчества — «поверить алгеброй гармонию».
Для студентов филологических факультетов, а также для
всех, кто любит и учится понимать поэзию.
УДК 82.09(075.8)
ББК 83.3(2=411.2)
ISBN 978-5-9765-1006-7
© Балашова Е.а.,
Каргашин И.а., 2011
© Издательство «ФлИнта», 2011
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов ............................................................................. 4
Часть 1. ИнтЕРПРЕтаЦИЯ И аналИЗ. теория .................. 6
I. Предметно-образный уровень ............................... 10
II. Речевой уровень (Художественная речь) ............... 15
III. Композиция ..................................................... 29
IV. Жанр .............................................................. 54
V. авторская позиция (Художественная идея) ........... 63
Часть 2. ИнтЕРПРЕтаЦИИ. аналИЗ. Практика ................ 69
Часть 3. СОПОСтаВИтЕлЬнЫЙ аналИЗ
лИРИЧЕСКИХ СтИХОтВОРЕнИЙ ...................... 95
«Бородино» М.Ю. лермонтова в свете
исторической поэтики ............................................. 95
«любовь и радость бытия...» .................................. 114
Эпиграф как способ маркирования
«ролевой» лирики ................................................. 133
«Погоня» В. Высоцкого и «Погоня» Ф. Глинки:
поэтика типологических схождений ......................... 144
Задания и вопросы для самоконтроля ..................................... 152
Рекомендуемая литература .................................................... 187
3
Стр.3