Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История, теория, методика исполнительства на народных инструментах (220,00 руб.)

0   0
АвторыМицкевич Нина Алексеевна
ИздательствоКемГУКИ
Страниц120
ID243358
АннотацияРассматриваются вопросы истории оркестров народных инструментов Кузбасса и Новосибирской области, методики игры на народных инструментах, общие теоретические вопросы музыкального образования.
Кому рекомендованоСборник предназначен преподавателям и студентам вузов культуры и искусств, а также преподавателям различных музыкально-образовательных учреждений
ISBN978-5-8154-0119-6
ББК85.315.3
История, теория, методика исполнительства на народных инструментах / Н.А. Мицкевич .— Кемерово : КемГУКИ, 2006 .— 120 с. — ISBN 978-5-8154-0119-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/243358 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра народных инструментов ИстоРИя, теоРИя, МетодИКа ИсполнИтельства на наРодных ИнстРуМентах Материалы межрегиональной научно-практической конференции Кемерово 2006 1 удК 781.2 ББК 85.315.3 И89 В авторской редакции Редколлегия: кандидат культурологии, доцент О. В. Гусева (главный редактор); кандидат философских наук, доцент Н. А. Мицкевич (зам. глав. редактора); засл. раб. культуры РФ, член петровской академии, доцент В. М. Пипекин; доцент А. А. Афанасьева И89 История, теория, методика исполнительства на народных инструментах: сборник статей межрегиональной научной конференции, посвященной 35-летию кафедры народных инструментов / н. а. <...> ISBN 5-8154-0119-6 в настоящий сборник вошли научные доклады, представленные на межрегиональной научно-практической конференции «История, теория, методика исполнительства на народных инструментах». <...> УДК 781.2 ББК 85.315.3 ISBN 5-8154-0119-6 © Мицкевич н. а., зав. кафедрой народных инструментов, 2006 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006 2 ПРЕДИСЛОВИЕ настоящий сборник включает материалы межрегиональной научнопрактической конференции «История, теория, методика исполнительства на народных инструментах». <...> Конференция была проведена в ноябре 2005 года в КемГуКИ в рамках празднования 35-летия кафедры народных инструментов. <...> Кафедра народных инструментов КемГуКИ была организована в 1970 году. период ее организации совпал с расцветом в Кузбассе всех жанров любительского музыкального творчества, в том числе одного из самых популярных его направлений, самодеятельного оркестрового и ансамблевого исполнительства на народных инструментах. в связи с этим определяется основная задача деятельности кафедры на начальном этапе ее работы - подготовка художественных руководителей любительских <...>
История,_теория,_методика_исполнительства_на_народных_инструментах.pdf
удК 781.2 ББК 85.315.3 И89 В авторской редакции Редколлегия: кандидат культурологии, доцент О. В. Гусева (главный редактор); кандидат философских наук, доцент Н. А. Мицкевич (зам. глав. редактора); засл. раб. культуры РФ, член петровской академии, доцент В. М. Пипекин; доцент А. А. Афанасьева И89 История, теория, методика исполнительства на народных инструментах: сборник статей межрегиональной научной конференции, посвященной 35-летию кафедры народных инструментов / н. а. Мицкевич, Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГуКИ, 2006. – 120 с. ISBN 5-8154-0119-6 в настоящий сборник вошли научные доклады, представленные на межрегиональной научно-практической конференции «История, теория, методика исполнительства на народных инструментах». Рассматриваюся вопросы истории оркестров народных инструментов Кузбасса и новосибирской области, методики игры на народных инструментах, общие теоретические вопросы музыкального образования. сборник предназначен преподавателям и студентам вузов культуры и искусств, а также преподавателям различных музыкально-образовательных учреждений. УДК 781.2 ББК 85.315.3 ISBN 5-8154-0119-6 © Мицкевич н. а., зав. кафедрой народных инструментов, 2006 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ настоящий сборник включает материалы межрегиональной научнопрактической конференции «История, теория, методика исполнительства на народных инструментах». Конференция была проведена в ноябре 2005 года в КемГуКИ в рамках празднования 35-летия кафедры народных инструментов. Кафедра народных инструментов КемГуКИ была организована в 1970 году. период ее организации совпал с расцветом в Кузбассе всех жанров любительского музыкального творчества, в том числе одного из самых популярных его направлений, самодеятельного оркестрового и ансамблевого исполнительства на народных инструментах. в связи с этим определяется основная задача деятельности кафедры на начальном этапе ее работы - подготовка художественных руководителей любительских коллективов народных инструментов. Решая эту задачу, кафедра осуществляет обучение специалистов вышеназванной квалификации по специальности «народное художественное творчество». стабильное состояние любительского музыкального творчества в Кузбассе в 90-е годы прошлого столетия становится стимулом преобразования ряда любительских коллективов в профессиональные (муниципальные) оркестры народных инструментов (гг. Кемерово, ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, прокопьевск). становление профессионального исполнительства на народных инструментах активизирует деятельность сферы дополнительного музыкального образования детей (дМШ, дШИ), народных отделений музыкальных училищ региона. ответом кафедры народных инструментов КемГуКИ на потребности активно развивающейся профессиональной музыкальной культуры региона становится подготовка специалистов с квалификацией «артист оркестра. преподаватель. Концертмейстер» по направлению «Музыкальное искусство». выпускники, получившие данные квалификации обеспечивают деятельность оркестров и ансамблей русских народных инструментов, одновременно имеют возможность работать преподавателями дМШ, дШИ, ссуЗов. в настоящее время кафедра народных инструментов КемГуКИ своей деятельностью охватывает подготовку специалистов для музыкальнообразовательных учреждений, любительского творчества и профессионального искусства. За 35 лет существования кафедры сложился стабильный коллектив преподавателей, которых характеризует высокий уровень профессиона3
Стр.3
лизма, наличие творческого и научного потенциала. в настоящее время кафедрой заведует кандидат философских наук, доцент Мицкевич н. а. свое исполнительское, дирижерское, педагогическое мастерство студентам передают Заслуженный деятель искусств, профессор Бублик а. И., заслуженный артист России, доцент соловьев а. в., заслуженные работники культуры РФ, доценты сугаков И. Г., пипекин в. М., доценты таюкин а. М., афанасьева а. а., Князева н. а., Федин с. н. важное направление деятельности кафедры – научно-методическая работа. в последние годы кафедра становится лидером научно-методических исследований в области оркестрового и сольного исполнительства на народных инструментах в Кузбассе. научные интересы преподавателей кафедры включают круг проблем, связанных с историей развития исполнительского искусства на народных инструментах, дирижерским исполнительством и его психологическими особенностями, методикой преподавания специальных дисциплин. Широта научных и методических устремлений преподавателей и, одновременно, профессиональноориентированная направленность их интересов объясняет закономерность проведения межрегиональной научно-практической конференции «традиции инструментального исполнительства на народных инструментах и современная музыкальная педагогика» на базе кафедры народных инструментов КемГуКИ. предлагаемый сборник материалов конференции носит тематический характер. в него вошли работы участников конференции, посвященные преимущественно психолого-педагогическим и методическим проблемам подготовки руководителей творческих коллективов и исполнителей на народных инструментах. Ряд статей сборника посвящен истории становления системы музыкального образования и развития исполнительства на народных инструментах в Кемеровской области. актуальность рассматриваемых в статьях вопросов обусловлена отмеченной выше динамичностью развития в Кузбассе и сибирском регионе профессионального и любительского оркестрового и инструментального исполнительства на народных инструментах. обращение к представленной в сборнике тематике статей опирается на значительный опыт практической деятельности, накопленный преподавателями кафедры не только в вузе, но и в учебных заведениях начального и среднего звеньев музыкального образования (дМШ, дШИ, сузы). Этим опытом обладают практически все преподаватели кафедры, что позволяет им обобщить результаты своей деятельности в методиче4
Стр.4
ских рекомендациях, которые могут быть использованы в работе молодых преподавателей и исполнителей на народных инструментах. положительным фактом является обращение к разработке этой тематики выпускников кафедры разных лет (Звягина К. е., Зайцева а. в., акназарова н. н., осипенко н. а.), ныне работающие в сфере музыкального образования. Многие преподаватели кафедры являются не только свидетелями, но и участниками становления музыкальной культуры региона, что позволяет им обратиться к фиксации, описанию фактов, что в будущем может стать основой системного исследования, посвященного истории народного и профессионального инструментального творчества. отрадно, что интерес к истории регионального музыкального образования проявляют недавние выпускники кафедры, молодые преподаватели дМШ Мясоедов а. н., петрова о. в., Козина, к которым присоединяются представители музыкально-образовательных учреждений новосибирской области Гнатюк в. н. и овчинников М. я., доказывая таким образом важность изучения регионального аспекта истории оркестрового и сольного исполнительства на народных инструментах. Издание сборника, включающего специализированные, профессионально-ориентированные по содержанию статьи, является первым подобным опытом кафедры народных инструментов КемГуКИ. Материалы сборника обладают значительной методической и научной ценностью. соединение в сборнике публикаций опытных преподавателей КемГуКИ и их молодых коллег из Кемеровской и новосибирской областей свидетельствуют о расширении и углублении интереса к изучению музыкально-образовательных традиций, истории и современного состояния инструментального исполнительства на русских народных инструментах. выход первого сборника статей, подготовленных преподавателями кафедры народных инструментов КемГуКИ, позволяет выразить надежду на продолжение исследований в данной области. декан ФМИ КемГуКИ, кандидат культурологии, доцент Гусева О. В. Зав. кафедрой народных инструментов, кандидат философских наук, доцент Мицкевич Н. А. 5
Стр.5
лодой». Широко представлены песни на шахтерскую тематику – «Шахтерская слава», «Шахтерская дорога», «Шахтерские жены», «ты водица, водица» Фактура песен, мелодический и гармонический язык достаточно ясны и доступны, что полностью соответствует педагогическим задачам воспитания и развития навыков аккомпанирования, развития вокальной и хоровой культуры, которые стоят перед студентами средних и высших учебных заведений. Исполнительская деятельность концертмейстера очень разнообразна. есть множество различных форм исполнительской практики: выступление на концертах, участие в конкурсах, концертмейстерская работа на педагогической практике, аккомпанирование студентам, детским коллективам и т. д. в основе исполнительской деятельности музыканта-концертмейстера лежат такие профессиональные качества, как свободное владение инструментом, уверенное чтение нотного текста и транспонирование, умение импровизировать и подбирать по слуху и пение под собственный аккомпанемент. все это говорит о широком круге профессиональных задач, стоящих перед баянистом (аккордеонистом) – концертмейстером. СОДЕРЖанИЕ пРедИсловИе............................................................................................. 3 Раздел 1. ИСтОРИя ИСПОЛнИтЕЛьСтВа на наРОДных ИнСтРУмЕнтах А. И. Бублик, заслуженный деятель искусств РФ, профессор КемГУКИ; Н. А. Мицкевич, зав. кафедрой НИ КемГУКИ, к. ф. н. ,доцент Социально-культурный аспект развития народной инструментальной музыки в Кузбассе................................................................................... 6 Г. И. Голицын, заслуженный работник культуры РФ, профессор КемГуКИ хроника становления оркестрового исполнительства в Кузбассе........... 11 И. Г. Сугаков, заслуженный работник культуры РФ, доцент КемГУКИ Из истории оркестрового исполнительства на народных инструментах г. Кемерово................................................................................................... 18 О. В. Петрова, преподаватель ДШИ № 50 г. Кемерово Историография оркестрового и ансамблевого исполнительства на народных инструментах ДШИ № 50........................................................... 22 Козина С. В., преподаватель, ДМШ № 43 г. Кемерово Портрет современного школьного оркестра.............................................. 24 118
Стр.118
Гнатюк В. Н., зав. отделением РНИ, Новосибирского областного колледжа культуры и искусств Проблемы развития оркестрового исполнительства ДмШ в новосибирской области.............................................................................................. 29 А. Н. Мясоедов, преподаватель дМШ № 11 г. прокопьевска Из истории оркестрового исполнительства на народных инструментах г. Прокопьевска................................................................................................... 32 Раздел 2. тЕОРИя, мЕтОДИКа ИСПОЛнИтЕЛьСтВа на наРОДных ИнСтРУмЕнтах М. Я. Овчинников, лауреат Международных конкурсов, преподаватель новосибирского колледжа культуры и искусств Звукотворчество баяниста: импульсно-инерционная техника................................................. 39 С. Н. Федин, доцент КемГУКИ необходимость совершенствования методов обучения музыкальноисполнительскому мастерству на народных инструментах...................... 50 С. Н. Федин, доцент КемГУКИ новое в понимании и систематизации приемов звукоизвлечения на баяне и аккордеоне........................................................................................... 53 Н. А. Князева, доцент КемГУКИ Психологические особенности подготовки музыканта-исполнителя к концертно-сценическому выступлению........................................................ 62 А. М. Князев, ст. преподаватель КемГУКИ «Использование принципов биомеханики при формировании навыков игры на баяне и аккордеоне»........................................................................... 67 А. М. Таюкин, доцент КемГУКИ К вопросу обучения баяниста артикуляционным навыкам...................... 70 А. М. Таюкин, доцент КемГУКИ Основные направления работы педагога в классе ансамбля баянистов 74 Т. Е. Звягина, преподаватель дМШ № 43 г. Кемерово Формирование полифонического мышления на начальном этапе обучения в классе аккордеона.......................................................................... 79 А. В. Зайцева, инструктор-методист Гудо сдЮШоР г. Кемерово характеристика и использование регистров баяна и аккордеона в исполнительской практике........................................................................... 85 Н. Н. Акназарова, педагог-концертмейстер Мддоу № 180 г. Кемерово некоторые особенности работы концертмейстера в ДОУ.......................... 88 А. А. Афанасьева, доцент КемГуКИ Курс «художественная интерпретация музыкальных произведений» как важный компонент формирования и развития будущего дирижера 95 119
Стр.119
Осипенко Н. А., преподаватель ДШИ № 14 г. Березовский Целостный анализ музыкального произведения как комплекс средств достижения выразительности.......................................................................... 100 И. А. Сидорова, преподаватель, аспирант КемГуКИ Проблема определения структуры музыкального произведения............. 105 В. М. Пипекин, заслуженный работник культуры РФ, доцент КемГУКИ «Особенности совершенствования профессиональной подготовки баяниста-концертмейстера»............................................................................. 110 научное издание ИстоРИя, теоРИя, МетодИКа ИсполнИтельства на наРодных ИнстРуМентах сборник статей научной конференции, посвященный 35-летию кафедры народных инструментов Компьютерная верстка М. Б. Сорокиной подписано к печати 01.06.06. Бумага офсетная. Гарнитура «таймс». отпечатано на ризографе. уч.-изд. л. 7,5. тираж 100 экз. _________________________________________________________ Издательство КемГуКИ: 650029, г. Кемерово, ул. ворошилова, 19. тел. 73-45-83. 120
Стр.120