Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2013. Выпуск 18. С. 6-13
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО
СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
УДК 336.711
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.В. Смирнова
Тверской филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ, г. Тверь
В статье рассмотрены финансово-экономические показатели
деятельности трех крупнейших центральных банков стран мира – США,
Китая и Японии. Представлены аналитические материалы,
раскрывающие формирование и использование их прибыли, показатели
рентабельности, величины активов и другие показатели.
Ключевые слова: центральный банк, ФРС США, Народный банк Китая,
Банк Японии
В современной экономической системе центральным банкам
отводится ключевая роль в обеспечении макроэкономической
стабильности путем проведения ими денежно-кредитной и валютной
политики. После мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. роль
центральных банков в мире возросла и их стали рассматривать в
качестве важнейших столбов в поддержании финансовой стабильности.
При этом данные институты свои важные общественные функции
выполняют на основе получения собственных доходов, то есть на
основе самоокупаемости. Сегодня в экономической литературе до сих
пор не сложилось понимания того, как должны соотноситься между
собой выполнение центральным банком вмененных обществом ему
функций и обеспечение его финансовой устойчивости. В связи с этим
рассмотрим финансово-экономические показатели трех крупнейших
центральных банков мира – США, Китая и Японии. Экономики этих
трех стран создают 1/3 мирового объема валового продукта, а
финансовая мощь столь значительна, что оказывает существенное
воздействие на состояние и мировой финансовой системы в целом.
США. В США функцию центрального банка выполняет,
созданная в декабре 1913 г. Федеральная резервная система США (ФРС
США) в целях проведения денежно-кредитной политики для
достижения максимальной занятости в экономике, обеспечения
стабильности цен и низких процентных ставок и др. [5, С. 1] ФРС США
6
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2013. Выпуск 18.
включает в себя 12 региональных федеральных резервных банков.
Капитал каждого регионального федерального резервного банка,
разделен на акции номинальной стоимостью каждая 100 долл. Капитал
формируется за счет подписки банков-членов ФРС – региона
базирования данного банка. Номинальная стоимость каждого банкачлена
ФРС в капитале регионального федерального резервного банка
должна составлять 3% его собственных средств (капитал банка-члена
плюс сформированные накопления). По акциям федеральные резервные
банки, вне зависимости от полученной прибыли, выплачивают
дивиденды из расчета 6% годовых.
Сегодня ФРС США выступает одним из крупных держателей
долговых обязательств Правительства США, позволяя тем самым ему
увеличивать свой долг и сдерживать от роста процентную ставку по
этим обязательствам. Рост процентной ставки по долговым
обязательствам Правительства США привел бы к эффекту «снежного
кома»: рост процентной ставки потребовал бы привлечения больше
средств на покрытие дефицита федерального бюджета, а это приводило
бы к еще большему росту процентной ставки и так далее. В итоге,
Правительство США оказалось не платежеспособным по
государственному долгу [10].
Активы ФРС США на начало 2013 г. составляли 2,9 трлн долл.
или 22% от активов всех коммерческих банков США. Мировой
финансовый кризис 2008–2009 гг. привел к необходимости поддержки
финансовой системы. В США ФРС США приобрел проблемные
ипотечные бумаги за счет размещения на рынке собственных
обязательств, что привело к росту валюты баланса ФРС в 2,5 раза: с 925
млрд долл. (начало 2008 г.) до 2,3 трлн долл. (начало 2009 г.). При этом
динамика предложения денег со стороны ФРС не имела скачков, а
увеличивалась постепенно (табл. 1). За 1997–2013 гг. деньги
выпущенные ФРС увеличились в 2,6 раза (с 427 млрд долл. до 1,1 трлн
долл.), однако за тот же период номинальный ВВП вырос в 2,0 раза. В
целом темпы роста денег ФРС в долгосрочной перспективе носили
стабильный характер и соответствовали сумме: рост экономики +
инфляция (с учетом циклической составляющей). Как итог, доля денег
ФРС по отношению к ВВП (за период с начала 1997 по начало 2012 г.)
находилась в диапазоне от 5,2 до 6,8%, при среднем значении 5,8%
(табл. 2). Некоторое (на 7–14%) повышение данной доли с 2009 г.
отражает роста спроса на доллары США в связи с общей
нестабильностью мировой экономики, так как инвестиции в
американскую экономику до сих пор рассматривается в качестве
наименее рискованных видов вложения капитала.
До 2009 г. основным источником формирования финансовых
ресурсов ФРС являлись выпущенные деньги, их доля составляла от 85
7
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2013. Выпуск 18.
до 93%, а общая доля активов ФРС составляла 6–6,5% к ВВП США.
Включение ФРС в спасение финансовой системы страны привело к
росту величины его пассивов и активов, в результате чего доля активов
ФРС в ВВП США увеличилась до 17–19%, а доля выпущенных денег в
источниках финансирования ФРС снизилась до 35–40%. Доля
собственных средств в источниках финансирования ФРС (за период
начала 1997 – начало 2013 гг.) составляла в среднем 2,4%, чему
соответствует среднее значение финансового рычага равного 43,8. На
начало 2013 г. собственные средства ФРС составляли 54,72 млрд долл.
и увеличиваются за счет части капитализации прибыли, из которой
около 50% поступает на увеличение капитала и еще 50% – на
увеличение других счетов собственных средств. Доля собственных
средств в ВВП является незначительной и в среднем составляет 0,02%, а
доля прибыли 0,03%.
Значение отдельных региональных федеральных резервных
банков в ФРС не одинаково. Наиболее крупным из них является
федеральный резервный банк Нью-Йорка, величина активов которого
составляет 1/2 от всех активов ФРС, а доля выпущенных денег в
обращение и доля собственных средств в ФРС – 1/3. К сравнению, доли
в совокупных активах ФРС федеральных резервных банков Сент-Луиса
и Миннеаполиса составляют соответственно 1,6 и 1,0%. В абсолютном
выражении активы федерального резервного банка Миннеаполиса
составляют 29,5 млрд долл., в то время как активы федерального
резервного банка Нью-Йорка – 1,6 трлн долл. (на 2 января 2013 г.).
Доли же собственных средств данных банков в совокупных
собственных средствах и того меньше – 0,8 и 0,4% соответственно.
В 2010 г. ФРС получило прибыли 81,7 млрд долл. (0,6% ВВП),
из которой 79,3 млрд долл. (97,0%) было направлено Казначейству
США, 1,6 млрд долл. (1,9) – на выплату дивидендов, 0,9 млрд долл.
(1,1%) – оставлены в распоряжение ФРС. Получаемая федеральными
резервными банками прибыль не облагается корпоративным налогом.
Доля дивидендов в прибыли ФРС США имела тенденцию к
сокращению и с 1943 г. она стала меньше (причем существенно)
половины получаемой прибыли, а с 1966 г. эта доля не превосходила
2%. Рентабельность активов ФРС в 1997–2010 гг. находилась в
диапазоне от 3,4% (2004 г.) до 7,7% (1998 г.), при среднем значении
5,2%. Рентабельность собственных средств в среднем составляла 228%,
и находилась в диапазоне от 120,1% (2008 г.) до 406,2% (1998 г.). К
сравнению, за тот же период рентабельность собственных средств ЦБ
РФ в среднем составляли 20–25% [8]. Столь сверхвысокое значение
рентабельности собственных средств объясняется тем, что ФРС, как
совокупность эмиссионных банков, получает сеньораж, который
практически полностью перечисляется Казначейству США, а также
8
Стр.3