Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление

Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление №2 2012

0   0
Страниц141
ID242926
АннотацияЖурнал издается с 2004 года. Тематика публикуемых статей: актуальные проблемы экономической теории; рынок труда и занятость; социально-экономическое развитие территории; экономика и управление предприятием; бухучет и аудит; математические методы в экономике; государственное управление; инвестиционные процессы; финансовое состояние предприятий.
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление : Научный журнал .— Тверь : Тверской государственный университет .— 2012 .— №2 .— 141 с. — URL: https://rucont.ru/efd/242926 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мошкова Тверской государственный университет, кафедра менеджмента, Тверь В статье рассматривается эволюция формирования инновационной инфраструктуры в России и за рубежом. <...> Традиционно в промышленно развитых странах эта зона взаимных интересов была в значительной степени связана с созданием основы научно-технологической инфраструктуры на основе заключения соответствующих контрактов государства с фирмами частного сектора. <...> Именно они позволяют коммерциализировать эти Вестник ТвГУ. <...> Выгоды от партнерства можно сформулировать следующим образом: оптимизация выбора основных направлений соответствующих программ; открытие новых путей реализации внешнего эффекта - 7 - Вестник ТвГУ. <...> Кроме того, ГЧП мотивирует частных отечественных и иностранных инвесторов к организации конкурентоспособного высокотехнологичного производства на территориях с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциалов [2, с. <...> Программа институтов открыта для участия зарубежных партнеров – фирм и институтов знаний при условии, что первые производят на ее территории продукцию, а вторые имеют в стране отделения, занимающиеся исследованиями и разработками. <...> Создание технопарков финансируется из средств федерального, регионального и местных бюджетов при участии частных инвесторов. <...> Современные научно-технологические парки имеют сходные тенденции и характеристики: высокий темп роста качества технопарков; основная цель создания – региональное и местное развитие; треть мировых технопарков создается органами государственной власти; наиболее распространенная форма собственности – смешанная; главный критерий оценки работы технопарков – создание рабочих мест; большинство технопарков создаются для привлечения местных компаний и иностранных инвестиций. <...> Половина мировых технопарков относится к малым (площадь, численность рабочих мест) и находится на территории университетов; более половины <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Экономика_и_управление_№2_2012.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2012. Выпуск 14. С. 6-16 СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УДК 005: 658.114.32 ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕСА И ВЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ Л.Е. Мошкова Тверской государственный университет, кафедра менеджмента, Тверь В статье рассматривается эволюция формирования инновационной инфраструктуры в России и за рубежом. Формы сотрудничества бизнеса и власти. Ключевые слова: инновации, партнёрство, программы, инновационная инфраструктура. Повышение уровня национальной экономики, конкурентоспособность управленческих моделей сегодня становится политической практикой большинства развитых стран. Российское государство для успеха в инновационном прорыве призвано вести масштабную подготовку высококлассных специалистов, привлекая лучшие мировые идеи в пользу модернизации отечественной социально-экономической и научно-управленческой сферы. Опыт мирового сообщества показывает, что государственночастное партнерство (ГЧП) в научно-технической, инновационной сферах становится непременным условием развития и функционирования современной социально-экономической системы. Это своего рода конструкция, соединяющая усилия государственного и частного секторов в областях взаимных интересов, в которых они, по различным на то причинам, не могут действовать раздельно. Традиционно в промышленно развитых странах эта зона взаимных интересов была в значительной степени связана с созданием основы научно-технологической инфраструктуры на основе заключения соответствующих контрактов государства с фирмами частного сектора. Однако постепенно все более популярной формой реализации НИОКР и инновационных проектов становятся ГЧП, которые, по мнению экспертов США и других стран, являются одним из самых эффективных способов для устранения «разрывов» в национальных инновационных системах, которые существуют между наукой, технологиями и бизнесом. Именно они позволяют коммерциализировать эти
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2012. Выпуск 14. технологии, и выйти с инновационной продукцией на внутренний или мировой рынок. Комитет по научно-технологической политике ОЭСР государственно-частное партнерство в научно-технической и инновационной сферах определяет как любые юридически оформленные равноправные договорные отношения на фиксированный (или неопределенный период времени) между юридическими лицами государственного и частного сектора. При этом стороны взаимодействуют в процессе принятия решений и соинвестируют в такие типы ресурсов, как финансы, персонал, оборудование и информация с целью достижения конкретных целей в области науки, технологий и инноваций [1, с. 8]. Исходя из определения ОЭСР, можно выделить следующие основные признаки ГЧП: стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором; иметь согласованные конкретные цели и участвовать в принятии корпоративных решений; быть юридически оформленными, носить равноправный характер; распределять между собой ресурсы и риски, участвовать в использовании полученных результатов. Используя инструмент партнерства для решения своих традиционных проблем, а также проблем повышения конкурентоспособности российской экономики путем стимулирования инновационной деятельности производителя, государство призвано соблюдать баланс между кооперацией и конкуренцией. Свести к минимуму возможные антиконкурентные эффекты и включить механизмы ускоренной диффузии полученных результатов можно путем выполнения следующих подходов: • в совместном проекте, проходящем конкурсный отбор, принимают участие несколько фирм; • механизмы партнерства фокусируются на развитии ранних стадий технологий. В целом партнерство между государством и частным бизнесом способно в масштабах страны решить две крупные проблемы: во-первых, заменить частично или полностью систему поддержки заранее определенных секторальных или политических приоритетов; во-вторых, улучшить связи между всеми участниками инновационной системы путем их самоорганизации и усиления рыночно ориентированных стимулов. Выгоды от партнерства можно сформулировать следующим образом: оптимизация выбора основных направлений соответствующих программ; открытие новых путей реализации внешнего эффекта - 7 -
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2012. Выпуск 14. результатов работы научно-исследовательского сектора; снижение риска инвестиций в инновационную деятельность. Существенное значение имеет то обстоятельство, что партнерство государственного сектора науки и промышленности позволяет наладить нелинейный процесс взаимного обучения и обмена идеями представителей бизнеса и ученых в фундаментальных и прикладных науках. Одним из ключевых инструментов формирования промышленноинновационных кластеров является система ГЧП. Использование кластерного подхода способствует повышению эффективности взаимодействия в инновационном процессе предприятий высокотехнологичного частного сектора экономики и научноисследовательских организаций. Кроме того, ГЧП мотивирует частных отечественных и иностранных инвесторов к организации конкурентоспособного высокотехнологичного производства на территориях с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциалов [2, с. 15-27] [3, с. 86-88]. В современном мире является общепризнанным тот факт, что наиболее рациональным признается оформление отношений партнеров в рамках определенной программы, формируемой на основе интерактивного взаимодействия бизнеса, государственных исследовательских организаций и государственных органов управления. Программу формируют представители государственных органов управления, в оперативное управление программами активно вовлекаются государственные научно-исследовательские организации, вузы, бизнес. Разнообразие организационных форм управления партнерским проектом определяется его направленностью: децентрализованное сетевое управление, специально создаваемые консорциумы и исследовательские центры и другие формы. К типичным практикам в странах ОЭСР можно отнести создание правительствами так называемых рамочных программ. Одной из первых систему формализованного подхода к партнерству инициировала Австралия. Здесь в 1990 году была запущена программа «Кооперативные исследовательские центры» (далее КИЦ) с целью связать развитие науки и производства, медицины, природопользования [1, C. 27]. Предусматривалось таким образом обеспечить вклад долгосрочных исследований и разработок в экономическое развитие, укрепление здоровья нации, улучшение состояния окружающей среды с участием образовательной деятельности центров, направленной на воспитание прикладной ориентации исследований аспирантов. - 8 -
Стр.3