Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», для специалистов в области физической реабилитации, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемой восстановительного лечения детей с нарушением статодинамических функций. <...> Дирекционная ось на нормально построенной конечности проходит через середины тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, а все ее параметры связаны между собой таким образом, чтобы в норме дирекционная ось определяла расположение трех суставов на одной прямой. <...> При этом центр тяжести переносной ноги расположен непосредственно под тазобедренным суставом. <...> С нейрофизиологической точки зрения организация произвольного движения – это совокупность процессов в центральной нервной системе, предваряющих и обусловливающих выполнение требуемого движения или его части (Коц Я.М., 1975). <...> На высших уровнях, ответственных за регуляцию двигательного поведения, процесс организации произвольного движения включает формирование общей двигательной задачи, определяемой конкретными условиями и целями индивидуума, и выбор наиболее адекватных форм поведения или решения данной двигательной задачи (Бернштейн Н.А.,1966). <...> Существование сложных и длительных спинальных перестроек, предшествующих началу произвольного движения, хорошо согласуются с гипотезой о такой иерархической организационной системе управления движениями, в которой каждый нижележащий уровень не представляет собой просто исполнительную релейную систему для неискаженной передачи сигналов от высшего уровня, но является в значительной мере активной интегрирующей частью всей системы в целом (Гельфанд И.М. и др., 1961, 1962, 1966; Гельфанд И.М., Цетлин М.Л., 1962, 1966; Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л., 1965). <...> Таким образом, произвольное движение человека является результатом объединенной деятельности <...>
Физическая_реабилитация_детей_с_патологией_опорно-двигательного_аппарата__монография.pdf
УДК 616.7
ББК 54.18
М 90
Печатается по рекомендации Ученого совета Поволжской
государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
Научный редактор – д.б.н., доцент Ю.П. Денисенко
Рецензенты:
д.б.н., профессор А.С. Чинкин,
зав. физиотерапевтическим отделением
Закамской ДБ с ПЦ Р.Г.Аглеева
М 90
Мугерман Б.И. Физическая реабилитация детей с патологией опорнодвигательного
аппарата / Б.И.Мугерман, Д.Б.Парамонова. – Казань: Казанский
(Приволжский) федеральный университет, 2011. – 292 с.
ISBN 978-5-98180-942-2
В монографии раскрыты современные подходы к физической реабилитации
детей с врожденными и приобретенными заболеваниями опорнодвигательного
аппарата. Показаны общие механизмы развития отдаленных
последствий перинатальной патологии центральной нервной системы.
Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальности
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная
физическая культура)», для специалистов в области физической реабилитации,
а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемой
восстановительного лечения детей с нарушением статодинамических
функций.
УДК 616.7
ББК 54.18
© Б.И.Мугерман, Д.Б.Парамонова
Казанский университет, 2011
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
В России, как и во всем мире, отмечается рост числа детей-инвалидов,
обусловленный ухудшением социальных, экономических и экологических
факторов (Кобринский Б.А., 2010). Только за последние 5 лет число детейинвалидов
увеличилось на 16,3 %. Возникшие внутриутробно или в раннем
постнатальном периоде дефекты вторично нарушают ход онтогенетического
развития ребенка. Поэтому процесс преодоления дефектов у детей гораздо
более длительный и сложный, чем просто восстановление функций, нарушенных
болезнью. Он включает в себя как меры воздействия на первичный
дефект, так и меры воздействия на вторичные нарушения дизонтогенетического
характера, а также целенаправленное активное формирование биологических
предпосылок, необходимых для первичного приспособления ребенка
к социальной среде. У ребенка в этом процессе сложно, а порой и невозможно
выделить отдельные этапы, так как они являются звеньями единого процесса,
осуществляемого параллельно в одно и то же время в течение всего
периода онтогенетического развития ребенка. Важное место в этом процессе
занимают реабилитационные службы специализированных реабилитационных
центров и детских амбулаторно-поликлинических учреждений.
Процесс первичного приспособления ребенка-инвалида с врожденными
или рано приобретенными нарушениями, ограничивающими его жизнедеятельность
и влекущими дезадаптацию к социальной среде, правильнее называть
не реабилитацией, а абилитацией. В словаре терминов по реабилитации
абилитация трактуется как комплекс мероприятий, направленных на формирование
и развитие функциональных систем организма, способностей индивида,
естественное становление которых затруднено в силу болезни, дефекта
с целью успешности социальной интеграции.
Наиболее частыми причинами, требующими абилитационных мероприятий,
являются врожденные и приобретенные заболевания опорнодвигательного
аппарата, последствия перинатального поражения центральной
нервной системы.
4
Стр.4
Если инвалидизирующие нарушения возникли у ребенка в более позднем
возрасте и не нарушили процесс онтогенетического развития, ребенок
имел навыки самообслуживания и опыт социальной жизни, то в таких случаях
применимы меры не абилитационного, а реабилитационного воздействия.
5
Стр.5