В. Г. Белинский
Русская литература в 1842 году
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. II
ОГИЗ, ГИХЛ,М., 1948
Под общей редакцией Ф.М. Головешченко
Редакция С. П. Бычкова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Было
время, когда журналы в Европе по преимуществу назывались "зрителями"; теперь имя
"обозрений" (revues) осталось за ними исключительно и значит то же самое, что у нас, на Руси, слово
"журнал", а журналами называются там газеты. В этих названиях столько же основательности и толку,
сколько у нас неосновательности и бестолковости. Большая часть журналов у нас выходит один раз в
месяц, тогда как иностранное слово "журнал" совершенно равнозначительно русскому "дневник" или
"ежедневник". Слово "газета", оставшееся у нас преимущественно за теми периодическими изданиями,
которые за границею называются "журналами", не выражает никакого смысла, почему почти и оставлено
в Европе. Еще более основательности и глубокого смысла видно в заменении слова "зритель" словом
"обозрение"; эта перемена как нельзя лучше характеризует собою две эпохи - одну, когда люди только
созерцали и смотрели на жизнь, как на занимательный спектакль, и другую, когда люди уже не
довольствуются только тем, что смотрят глазами, а хотят вместе с тем смотреть и умом.
Предшествовавшая эпоха была созерцательная; настоящая эпоха - сознательная. Отсюда-то и
происходит эта живая, беспокойная, тревожная потребность, едва кончив дело, обозреть его поскорее,
едва пройдя несколько шагов, оглянуться назад и отдать себе отчет в пройденном пространстве. Это
доказывает, что теперь факты - ничто, и одно знание фактов также ничто, но что все дело в разумении
значения фактов. Мы этим отнюдь не хотим сказать, чтоб фактическое знание было ненужно, бесполезно:
мы хотим сказать только, что знание фактов без разумения их еще не есть знание в истинном и высшем
значении этого слова. Без знания фактов невозможно и разумение их, потому что, когда нет фактов, как
данных, как предметов знания, тогда нечего и уразумевать; следовательно, и фактическое знание
необходимо; только без философского знания оно будет таким же призраком, как и философское знание
без фактического подготовления и основания. И действительно, в прежнюю, созерцательную эпоху
только смотрели на то, что делалось на белом свете, и, посмотрев, записывали, что видели; теперь смотрят
еще пристальнее, еще внимательнее, но, смотря, вникают и судят, и тогда только почитают себя чтонибудь
увидевшими, когда откроют смысл и значение увиденного, переведут факт на идею.
У нас общественная жизнь преимущественно выражается в литературе. Поэтому ничего нет
мудреного, если все наши журналы по преимуществу - журналы литературные, наполняемые или
произведениями литературы, или толками о литературе. Наука у нас еще слишком нежное и слабое
растение, которому еще некогда было даже пустить корней, не только развернуться пышным и
благоуханным цветом. Это, впрочем, не значит, чтоб у нас не было науки: это значит только, что наука на
Руси до сих пор еще что-то вроде элевзинских таинств, - исключительное достояние небольшого
избранного класса людей, а не целого общества, как в Западной Европе. Многие еще из посвящающих
себя исключительно науке у нас учатся не для знания, а для аттестатов, открывающих путь к разным
преимуществам по службе. Заседания ученых обществ в глазах нашей публики - род спектакля, на
который должно смотреть с приличною важностию, не зевая. Сам Араго {201} не привлек бы своими
чтениями и отчетами разнообразной и полной просвещенного интереса толпы. Вот почему мы говорим,
что наука на Руси пока еще - нежное и слабое растение, не успевшее еще пустить корней в новую, не
разработанную для него почву и поддерживаемое только благородными, великодушными усилиями
просвещенного правительства. Зато литературные публичные чтения, затеянные сколько-нибудь
известным в литературе лицом, у нас могут привлекать разнородную толпу, которая готова стекаться на
них всегда с большим или меньшим интересом, и не только (так или сяк) будет понимать их, но еще и
принимать их с этим восторгом или с этим неудовольствием, которые всегда означают живое участие к
Стр.1