Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Концепция человека в творчестве И.И. Мечникова

0   0
АвторыДеменев Алексей Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID238833
АннотацияСвидетель эпохи революций и мировых военных конфликтов, И.И. Мечников сочетал идеалы либерализма со сциентистскими убеждениями: запутавшееся в противоречиях человечество только в научном знании обретёт панацею, только с ним достигнет успеха в поиске эликсира оптимизма.
Концепция человека в творчестве И.И. Мечникова / А.Г. Деменев .— : [Б.и.], 2002 .— 5 с. — URL: https://rucont.ru/efd/238833 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мечникова по праву признано одним из самых философичных в наследии российских естествоиспытателей. <...> Многочисленные проблемы, встававшие в разное время в центр внимания ученого, раскрывают главную доминанту неустанных поисков: стремление выработать цельное научное воззрение на человека. <...> Наука должна помочь человеку рационально взглянуть на свою жизнь, обрести уверенность в своих силах, оптимистически осознать свое предназначение. <...> В ранних работах Мечникова человек предстаёт тупиком эволюции животного мира, а не совершенным венцом природы или творением бога, как это традиционно преподносилось оптимистическими религиозными и философскими системами. <...> Несовершенство тела сказывается именно в плохой приспособленности к условиям существования. <...> На этом этапе Мечников делает шаг, за который он не раз обвинялся оппонентами в телеологизме. <...> Не принимая результаты эволюции как данность, он полагает некий идеал биологической организации, гармоничный и максимально приспособленный к среде. <...> Сопоставляя этот идеал должного с сущим, он находит огромное число отклонений - дисгармоний, которые и считает единственной биологической основой пессимистического миросозерцания. <...> В осознании этой важнейшей проблемы Мечников намного опередил своё время. <...> Большинство дисгармоний, которые он выделяет - это противоречия между эволюционным наследием человека и его общественным развитием. <...> Биологическая организация более инертна, она содержит множество остатков прежнего, животного состояния, которые в своё время были целесообразны и полезны, но стали вредными в новых условиях существования. <...> Среди биологических дисгармоний, осложняющих жизнь человека и создающих основу для пессимистического мировоззрения, главной для 2 Мечникова всегда оставалась проблема смерти. <...> Эта страшная трагедия своей величиной и яркостью, своей неизбежностью затмевает все остальные несовершенства человеческого рода и перевешивает <...>
Концепция_человека_в_творчестве_И.И._Мечникова.pdf
1 А.Г. Деменев Концепция человека в творчестве И.И. Мечникова. Творчество И.И. Мечникова по праву признано одним из самых философичных в наследии российских естествоиспытателей. Личность великого ученого, характер его интересов не позволяли в ходе исследований останавливаться на проблемах только биологии или только медицины. Если принять разделение ученых на «классиков» и «романтиков», то И.И.Мечникова можно считать олицетворением романтики в науке. Многочисленные проблемы, встававшие в разное время в центр внимания ученого, раскрывают главную доминанту неустанных поисков: стремление выработать цельное научное воззрение на человека. Все отдельные исследования так или иначе, если не прямо, то косвенно должны были приближать его к этой цели. Наука должна помочь человеку рационально взглянуть на свою жизнь, обрести уверенность в своих силах, оптимистически осознать свое предназначение. В ранних работах Мечникова человек предстаёт тупиком эволюции животного мира, а не совершенным венцом природы или творением бога, как это традиционно преподносилось оптимистическими религиозными и философскими системами. В антропогенезе приспособление к среде шло по линии совершенствования сознания в ущерб физической организации. Несовершенство тела сказывается именно в плохой приспособленности к условиям существования. На этом этапе Мечников делает шаг, за который он не раз обвинялся оппонентами в телеологизме. Не принимая результаты эволюции как данность, он полагает некий идеал биологической организации, гармоничный и максимально приспособленный к среде. Сопоставляя этот идеал должного с сущим, он находит огромное число отклонений - дисгармоний, которые и считает единственной биологической основой пессимистического миросозерцания. Причины такого положения кроются в диспропорции между биологией и социальностью человека. В осознании этой важнейшей проблемы Мечников намного опередил своё время. Большинство дисгармоний, которые он выделяет - это противоречия между эволюционным наследием человека и его общественным развитием. Биологическая организация более инертна, она содержит множество остатков прежнего, животного состояния, которые в своё время были целесообразны и полезны, но стали вредными в новых условиях существования. Она не успевает приспособиться к ускоряющемуся социальному развитию человека, приходит в противоречие с новым образом жизни. Среди биологических дисгармоний, осложняющих жизнь человека и создающих основу для пессимистического мировоззрения, главной для
Стр.1