Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы биоэтики. Ч. 1 (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБотяжова О. А.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц66
ID237882
АннотацияВ тексте лекций раскрыты философские основы и исторический базис формирования гармоничного взаимодействия человека с окружающим живым миром, затронуты концептуальные вопросы био- и экоэтики как прикладных научных направлений нравственной философии, указаны их место и роль в воспитании общегуманитарной культуры современного человека и общества в целом.
Кому рекомендованоПредназначен для студентов, обучающихся по специальности 020201.65 Биология и направлению 020400.62 Биология (дисциплина «Основы биоэтики», блок ОПД), очной и заочной форм обучения.
ISBN978-5-8397-0811-2
УДК57:17
ББК20.1я73
Ботяжова, О. А. Основы биоэтики. Ч. 1 : текст лекций / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; О. А. Ботяжова .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 66 с. — ISBN 978-5-8397-0811-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/237882 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-8397-0811-2 В тексте лекций раскрыты философские основы и исторический базис формирования гармоничного взаимодействия человека с окружающим живым миром, затронуты концептуальные вопросы био- и экоэтики как прикладных научных направлений нравственной философии, указаны их место и роль в воспитании общегуманитарной культуры современного человека и общества в целом. <...> П. Г. Демидова, 2011 Курс «Основы биоэтики» представляет собой междисциплинарную область прикладных научных и практических знаний. <...> Рабочая программа дисциплины предполагает, что в результате изучения курса «Основы биоэтики» студент должен знать: философские основы и этапы становления биоэтики; принципы этичного отношения к живой природе; основные задачи и направления деятельности общественных движений по защите форм биоса. <...> Человек, наконец, должен приблизиться к биоцентрическому мировоззрению, признавая равные права всех форм биоса и понимая свою ответственность за всё живое на Земле. <...> Только позиция биоцентризма обеспечит мирную коэволюцию человечества и его биоокружения. <...> 3 Дальнейшее развитие биоэтических идей как в России, так и во всем мире предполагает осмысление этических традиций, существовавших до настоящего времени, анализ их философских оснований и перспектив, открываемых в новом отношении человека к жизни. <...> В связи с этим в первой части текста лекций по биоэтике рассмотрены философские основы биоэтики, показано историческое развитие биоэтического мировоззрения в философских учениях различных эпох, вклад традиций русской философии в становление биоэтики. <...> Изучение дисциплины «Основы биоэтики» будет способствовать повышению общегуманитарной культуры и общепрофессиональной компетентности выпускников – биологов и экологов. <...> Биоэтика как научно-философское понятие и учебный предмет Существенным компонентом политики любого цивилизованного государства является биополитика, направленная на сохранение <...>
Основы_биоэтики._Ч._1__Текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова О. А. Ботяжова Основы биоэтики Часть 1 Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности и направлению Биология Ярославль 2011
Стр.1
УДК 573:57 ББК Б 1я73 Б 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года Рецензенты: М. М. Фатеев, д-р биол. наук, профессор кафедры нормальной физиологии ЯГМА; кафедра анатомии и физиологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Ботяжова, О. А. Основы биоэтики. Ч. 1 : текст Б 86 лекций / О. А. Ботяжова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 64 с. ISBN 978-5-8397-0811-2 В тексте лекций раскрыты философские основы и исторический базис формирования гармоничного взаимодействия человека с окружающим живым миром, затронуты концептуальные вопросы био- и экоэтики как прикладных научных направлений нравственной философии, указаны их место и роль в воспитании общегуманитарной культуры современного человека и общества в целом. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020201.65 Биология и направлению 020400.62 Биология (дисциплина «Основы биоэтики», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. УДК 573:57 ББК Б 1я73 ISBN 978-5-8397-0811-2 2 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011
Стр.2
Курс «Основы биоэтики» представляет собой междисциплинарную область прикладных научных и практических знаний. Его цель – овладение студентами общекультурной компетенцией ОК-1 в соответствии с ФГОС 2010 г. Согласно ОК-1 бакалавр «следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека». Рабочая программа дисциплины предполагает, что в результате изучения курса «Основы биоэтики» студент должен знать: философские основы и этапы становления биоэтики; принципы этичного отношения к живой природе; основные задачи и направления деятельности общественных движений по защите форм биоса. Изучение биоэтики стало объективной необходимостью, так как все чаще человек вынужден решать нравственные проблемы, возникающие при использовании живых организмов в своей деятельности. Именно биоэтика – одна из немногих наук, которая по своей природе может обращаться к отдельному человеку и воздействовать на его духовный мир. Человек, наконец, должен приблизиться к биоцентрическому мировоззрению, признавая равные права всех форм биоса и понимая свою ответственность за всё живое на Земле. Только позиция биоцентризма обеспечит мирную коэволюцию человечества и его биоокружения. В настоящее время биоэтика стала академической дисциплиной во многих странах мира. В России курсы биоэтики читают на философских и биологических факультетах образовательных учреждений среднего специального и высшего профессионального образования. Однако преподавание биоэтики существенно сдерживается отсутствием специальной учебной и научно-методической литературы. В 2008 г. этот пробел был восполнен выходом учебного пособия А. С. Лукьянова «Биоэтика с основами биоправа». Вместе с тем из-за ограниченной доступности печатных изданий среди студентов очень востребованными являются учебно-методические материалы дисциплин, в том числе тексты лекций, пособия, методические указания, изданные в электронном виде и представленные в локальной Сети университета. 3
Стр.3
Оглавление Лекция 1. Биоэтика как научно-философское понятие и учебный предмет .............................................................................. 4 1.1. Определение понятия и задачи биоэтики .................................................. 4 1.2. Исторические и идеологические предпосылки возникновения биоэтики....................................................................... 5 1.3. Биоэтика как мировоззрение и учебный предмет .................................. 12 1.4. Место и роль биоэтики в современном сообществе .............................. 14 Лекция 2. Философские основы биоэтики ................................................. 17 2.1. Биоэтика в философских учениях различных эпох ................................ 17 2.2. Универсальная этика Альберта Швейцера .............................................. 25 2.3. Традиции русской философии и биоэтика .............................................. 30 2.4. Основные нравственные категории и биоэтика ..................................... 38 Лекция 3. Основы экологической этики .................................................... 43 3.1. Понятие, предмет и задачи экологической этики .................................. 43 3.2. Становление экологической этики как научного течения .................... 44 3.3. Сущностные составляющие экологической этики ................................ 51 3.4. Принципы экологической этики ............................................................... 55 3.5. Экологическое образование и воспитание как инструмент формирования экологической нравственности ............................... 58 Список литературы......................................................................................... 61 63
Стр.63