Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
В.Н. Карташов
С.В. Бахвалов
Законодательная технология
субъектов
Российской Федерации
Ярославль 2010
Стр.1
УДК 340.01 (075.8)
ББК Х062
К 27
Работа выполнена в рамках тематического плана
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
(НИР ЗН-550)
Рецензенты:
доктор юридических наук,
профессор Российской академии правосудия Т.В. Кашанина;
кафедра государственно-правовых дисциплин
Владимирского юридического института ФСИН РФ
Карташов, В.Н.
К 27
Законодательная технология субъектов Российской Федерации
/ В.Н. Карташов, С.В. Бахвалов; ЯрГУ. – Ярославль,
2010. – 368 с.
ISBN 978-5-8397-0764-1
На основе новейших теоретических и эмпирических источников в
монографии рассматривается законодательная практика и технология
субъектов Российской Федерации. Основное внимание уделяется месту
и роли юридической техники, тактики, стратегии, качеству и эффективности
региональных законов, процессуальной форме, ресурсообеспеченности
законотворчества и др. вопросам.
Рекомендуется преподавателям, аспирантам и студентам юридических
и иных вузов и факультетов, депутатам и работникам федеральных и
региональных органов представительной (законодательной) и исполнительной
власти, органов местного самоуправления, судьям и сотрудникам
прокуратуры.
УДК 340.01 (075.8)
ББК Х062
ISBN 978-5-8397-0764-1
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2010
© В.Н. Карташов, С.В. Бахвалов, 2010
Стр.2
Оглавление
Предисловие.................................................................................................... 5
Глава 1. Правотворческая практика субъектов
Российской Федерации................................................................... 9
1.1. Особенности правотворческой практики субъектов
Российской Федерации..................................................................... 9
1.2. Структуры правотворческой практики .......................................... 17
1.3. Типы (виды, подвиды) правотворческой практики
субъектов Российской Федерации ................................................. 26
1.4. Функции правотворческой (законодательной) практики
субъектов Федерации...................................................................... 33
1.5. Закон и законодательная практика субъектов РФ......................... 43
Глава 2. Общая характеристика законодательной технологии
субъектов Российской Федерации.............................................. 59
2.1. Определения понятия законодательной технологии
(дискуссионные аспекты проблемы) ............................................. 59
2.2. Основные элементы законодательной технологии........................ 72
Глава 3. Объекты, субъекты, их действия в региональной
законодательной технологии....................................................... 75
3.1. Объекты законодательной технологии........................................... 75
3.2. Субъекты и участники законодательной практики и технологии 81
3.3. Действия и операции субъектов и участников
законодательной технологии.......................................................... 91
Глава 4. Законодательная техника, тактика и стратегия
субъектов РФ................................................................................. 95
4.1. Законодательная техника (инструментальный компонент
технологии) ..................................................................................... 95
4.2. Законодательная тактика (приемы, способы, методы, правила
использования средств юридической техники)........................... 121
4.2.1. Место и роль приемов, способов и методов
в законодательной тактике ................................................. 123
4.2.2. Правила законодательной тактики..................................... 125
4.3. Законодательная стратегия (принципы, планирование,
прогнозирование).......................................................................... 143
4.3.1. Принципы законотворчества субъектов Федерации......... 145
4.3.2. Проблемы прогнозирования и планирования
законотворческой деятельности субъектов РФ................. 153
Глава 5. Качество и эффективность законов субъектов РФ............... 166
5.1. Показатели качества законов ........................................................ 166
5.2. Критерии и параметры эффективности закона............................ 188
3
Стр.3
Глава 6. Процессуальная форма законодательной деятельности
субъектов РФ................................................................................ 201
6.1. Сущность процессуальной формы и отдельных ее элементов
в законодательной технологии ..................................................... 201
6.2. Обнародование региональных законов ........................................ 212
6.3. Процедуры введения региональных законов в действие............ 225
6.4. Порядок внесения изменений в законодательство субъектов
Федерации...................................................................................... 237
6.5. Прекращение действия законов субъекта Федерации ................. 246
Глава 7. Ресурсообеспеченность и некоторые проблемы контроля
в законодательной практике субъектов Федерации.............. 270
7.1. Ресурсообеспеченность как важнейший компонент региональной
законодательной технологии........................................................ 270
7.2. Контроль и надзор за законностью, качеством и эффективностью
принимаемых региональных законов .......................................... 281
Приложение 1. Сравнительная таблица изменения наименования законов
субъектов РФ....................................................................... 308
Приложение 2. Таблица тиража источников официального опубликования
законов в субъектах РФ ...................................................... 310
Приложение 3. Схема вложенности изменений ......................................... 312
Приложение 4. Финансовое обеспечение законотворческой практики в
субъектах РФ (сортировка по алфавиту) .......................... 313
Приложение 5. Финансовое обеспечение законотворческой практики в
субъектах РФ (сортировка по стоимости одного закона) . 317
Приложение 6. Финансовое обеспечение законотворческой практики в
субъектах РФ (сортировка по абсолютному
финансированию)................................................................ 321
Приложение 7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»
(с изм. и доп. на 4 июня 2010 г.) (извлечение).................. 325
Приложение 8. Устав Ульяновской области (утв. постановлением
Законодательного Собрания Ульяновской области от
19 мая 2005 г. №31/311) (с изм. и доп. на 3 июня 2010 г.)
(извлечение)......................................................................... 335
Приложение 9. Постановление Законодательного Собрания Владимирской
области от 29 июля 2009 г. №180 «О Регламенте
Законодательного Собрания Владимирской области»
(с изм. и доп. на 27 апреля 2010 г.) (извлечение) ............. 337
Приложение 10. Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. №8-З
«О нормативных правовых актах в Нижегородской
области» (с изм. и доп. на 11 мая 2010 г.) (извлечение)... 350
4
Стр.4
Д
Предисловие
инамичное развитие всех сфер жизнедеятельности
российского общества привело к резкому увеличению
объема не только федерального, но и регионального
нормативно-правового массива. Недооценка возможностей,
а чаще всего незнание теоретических основ правотворческой
практики, техники, тактики, стратегии и технологии в целом
«творцами» права приводят к принятию некачественных и неэффективных
законов и других нормативных правовых актов, возникновению
пробелов, противоречий, коллизий и иных недостатков
в законодательстве. Особенно этот процесс характерен для
соответствующей практики субъектов РФ, что проявляется в энтропии,
неупорядоченности, разбалансированности и нестабильности
единого правового пространства федеративного государства,
отрицательно сказывается на реализации прав и свобод
граждан, их коллективов и организаций.
Поэтому наша задача заключается в том, чтобы кратко
рассмотреть понятие правотворческой практики субъектов Российской
Федерации, показать существенные признаки, раскрыть
ее структуры и функции, типы, виды и подвиды. Многим
из указанных аспектов проблемы в юриспруденции посвящено
немало диссертаций, монографий, пособий, статей и других научных
и учебных трудов1. Исходя из этого в первой главе рабо1
См., например: Фральцев В.С. Правотворческая деятельность как системный
процесс: на примере субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук.
М., 2008; Храмцов А.В. Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации:
конституционно-правовые аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.,
2007; Федякова Н.А. Законодательство субъектов Российской Федерации (конституционные
вопросы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007; Сосенков Ф.С. Правотворческая
деятельность субъектов Российской Федерации: теоретический и практический
аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007; Лазарева О.В.
Особенности правовых процедур законодательного процесса в субъектах Российской
Федерации // Правовая культура. 2006. № 1. С. 43–49; Ермолаева А.В. Документы субъектов
Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2005; Каменская Е.В. Региональное
правотворчество в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов,
2005; Дудко И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации. Проблемы теории
и практики. Саранск, 2004; Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы
совершенствования и использования в преподавании / Под ред. С.А. Авакьяна.
М., 1999; Кочетков А.В. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации.
Тамбов, 1999; Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: научнометодическое
пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998; Умнова И.А. Конституционно-правовая
реформа и региональное законодательство в Российской Федерации. М.,
5
Стр.5