Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 538644)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование). В 2 т. Т. 1 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторЛушников А. М.
АвторыЛушникова М. В., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц564
ID237803
АннотацияНастоящая монография представляет собой первое комплексное исследование истории отечественной науки трудового права и права социального обеспечения через научные биографии ее наиболее видных представителей. Данный процесс рассмотрен в контексте развития данных наук в странах Запада.
Кому рекомендованоДля специалистов в области трудового права и права социального обеспечения, истории государства и права России, сравнительного правоведения.
ISBN978-5-8397-0731-3
УДК349.2+349.3
ББК67.405
Лушников, А. М. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование). В 2 т. Т. 1 [Электронный ресурс] : монография / М. В. Лушникова, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, А. М. Лушников .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 564 с. — (Ярославская юридическая школа начала XXI века) .— ISBN 978-5-8397-0731-3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/237803

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Серия «Ярославская юридическая школа начала XXI века» А. М. Лушников, М. В. Лушникова Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование) Том 1 Монография Ярославль 2010 1 УДК 349.2+349.3 ББК Х 627 л 87 Серия основана в 2000 году Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> (Серия «Ярославская юридическая школа начала ХХI века») <...> При некоторой условности понятие в такой трактовке «школы трудового права и права социального обеспечения», на наш взгляд, имеет полное право на существование. <...> В то же время все ученые-трудовики России принадлежали и принадлежат к единой школе. <...> Достаточно сказать, что А. Е. Пашерстник, начинавший свою научную и педагогическую деятельность на Украине, стал основателем одного из ведущих направлений московской школы трудового права. <...> При всей важности отнесения ученых к той или иной школе для нас более насущным является создание «коллективной биографии» (просопографии) российских ученых-трудовиков. <...> М., 2003; лушников А. М. Право социального обеспечения в России: историко-правовой экскурс // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. <...> Они позволяют соотнести исследования трудоправовой и социально-обеспечительной проблематики в российской науке и науке стран Запада. <...> . Возникновение науки трудового права и науки права социального обеспечения связано с обоснованием труда как особого объекта правового регулирования, который не укладывается в рамки гражданско-правовой конструкции найма труда, ибо в принципе отличается от любого другого объекта гражданского права. <...> Они были связаны с бурным развитием капиталистических отношений, обострением «рабочего вопроса», расширением рынка наемного труда после отмены крепостного права, своеобразным «социальным заказом» политического режима на разработку соответствующего законодательства <...>
Российская_школа_трудового_права_и_права_социального_обеспечения_портреты_на_фоне_времени_(сравнительно-правовое_исследование)._2_т._Т._1_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Серия «Ярославская юридическая школа начала XXI века» А. М. Лушников, М. В. Лушникова Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование) Том 1 Монография Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 349.2+349.3 ББК Х 627 л 87 Серия основана в 2000 году Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2009/10 года Рецензенты: К. Н. Гусов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; кафедра трудового права и права социального обеспечения юридического факультета МГУ им. М. В. ломоносова Лушников, А. М. Российская школа трудового права л 87 и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование): монография: В 2 т. / А. М. лушников, М. В. лушникова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – Т. 1. – 563 с. (Серия «Ярославская юридическая школа начала ХХI века») ISBN 978-5-8397-0731-3 Настоящая монография представляет собой первое комплексное исследование истории отечественной науки трудового права и права социального обеспечения через научные биографии ее наиболее видных представителей. Данный процесс рассмотрен в контексте развития данных наук в странах Запада. Для специалистов в области трудового права и права социального обеспечения, истории государства и права России, сравнительного правоведения. УДК 349.2+349.3 ББК Х 627 ISBN 978-5-8397-0731-3 2 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010
Стр.2
К читателю В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли… В. О. Ключевский (1841–1911), русский историк Понятие «школа», в том числе в применении к праву, является неоднозначным. Во-первых, понимаются направления научной мысли и педагогической практики, созданные отдельными выдающимися учеными или группами ученых, разделяющими сходные методологические установки (например, историческая школа права). Во-вторых, достаточно часто ограничиваются только национальными школами права. Оба эти подхода обоснованны, а существование российской школы трудового права несомненно. В-третьих, научные школы привязывают к определенным университетским городам, научным центрам или даже регионам. В этом смысле говорят, например, о московской, петербургской, ярославской, уральской, сибирской школах. Именно в этом контексте мы можем констатировать существование региональных школ трудового права в рамках единой российской школы трудового права. Такую школу, на наш взгляд, образуют три компонента: 1) личностный (учителя, ученики, администрация, технический персонал учебного заведения, научно-исследовательских учреждений и др.); 2) материальный (материальная база учебного процесса); 3) социокультурный (социальная и культурная среда в городе или населенном пункте, где располагается учебное заведение или научное учреждение). Все эти компоненты в различных городах и регионах России имели существенные отличия, а в некоторых из них даже являлись уникальными. При этом нет основания причислять конкретного ученого непременно и только к определенной региональной школе трудового права. Традиционно многие преподаватели за свою академическую карьеру вели занятия в 2–3, а иногда и более вузах. Например, Ярославль в силу ряда специфических причин, о которых будет сказано в соответствующем разделе данной книги, а также ге3
Стр.3
ографической близости постоянно притягивал к себе преподавателей Московского университета, часть из которых многие годы служила в Демидовском юридическом лицее и Ярославском государственном университете. Некоторых ученых можно причислить сразу к нескольким региональным школам трудового права, например московской, петербургской, ярославской, уральской. Принадлежность к школе – не прописка и не штамп в паспорте, а этап научного и педагогического творчества. При некоторой условности понятие в такой трактовке «школы трудового права и права социального обеспечения», на наш взгляд, имеет полное право на существование. В то же время все ученые-трудовики России принадлежали и принадлежат к единой школе. Помимо очевидной научнопедагогической, языковой, ментальной, нормативно-правовой близости, представителей российской школы трудового права объединяет общность исторической судьбы и тесное персональное пересечение ее представителей. Так, л. С. Таль, являвшийся основателем российской науки трудового права, обоснованно считается основателем и трех ведущих российских школ трудового права – московской, санкт-петербургской и ярославской. К тому же в науке трудового права никогда не было острого противостояния региональных школ трудового права и права социального обеспечения. Подчеркнем, что «научное районирование» в трудовом праве никогда не было связано с административнотерриториальным и национальным делением. Не отрицая особенностей развития науки трудового права в бывших союзных республиках, мы не склонны специально выделять, например, украинскую, белорусскую или казахскую школы. В этом плане трудовики Украины кооперировались преимущественно с московскими учеными, причем это сотрудничество было взаимовыгодным. Достаточно сказать, что А. Е. Пашерстник, начинавший свою научную и педагогическую деятельность на Украине, стал основателем одного из ведущих направлений московской школы трудового права. При этом значительную роль в развитии науки трудового права на Украине сыграл выпускник Петербургского университета, затем профессор Демидовского юридического лицея в Ярославле В. М. Гордон. Ученые Белоруссии более тесно контактировали с представителями ярославской и московской школ, а Казах4
Стр.4
стана – с ленинградской (петербургской) школой. Следовательно, у нас есть все основания анализировать развитие относительно однородной российской (дореволюционной, советской и постсоветской) школы трудового права. Этот анализ осуществлен через изучение развития региональных ответвлений общероссийской школы, прежде всего московской, петербургской (ленинградской), ярославской, уральской (свердловской (екатеринбургской)), сибирской (омской и томской), пермской, казанской школ трудового права и права социального обеспечения. При всей важности отнесения ученых к той или иной школе для нас более насущным является создание «коллективной биографии» (просопографии) российских ученых-трудовиков. Это научное направление относительно новое для российской науки, хотя достаточно распространено на Западе (В. Шредер, Х. Нимейер и др.). Просопография понимается как «эмпирическое исследование коллектива личностей в его общественном контексте с помощью индивидуальных биографий членов этого коллектива». Исходным в этом смысле является утверждение о том, что отдельный человек, тем более ученый, своеобразен и в то же время универсален, определяется не только с индивидуальной, но и с общественной точек зрения. В этой связи мы видим своей задачей создание такой «коллективной биографии», которая бы давала характеристику не только всем ученым-трудовикам и не каждому в отдельности. Напротив, надо показать, как биография каждого отразилась в биографии поколения, а коллективная судьба и исторический контекст выразились в жизненном пути и научном наследии каждого. Ниже будут приведены биографические данные и представлена характеристика научного наследия отечественных ученых, которые стояли у истоков науки трудового права и права социального обеспечения, а также внесли существенный вклад в ее развитие. Их именами, естественно, не может быть исчерпан этот список. Но именно эти авторы вложили в разработку отраслевой теории наибольший вклад, создали самобытную школу российского трудового права и права социального обеспечения. Биографии видных отечественных юристов не только интересны и поучительны сами по себе. В некоторой степени они помогают лучше понять научное наследие наших ученых. Как писал известный 5
Стр.5
Содержание Вместо введения: краткий очерк развития российской науки трудового права и права социального обеспечения ...............................11 Глава 1. Все познается в сравнении: развитие науки трудового права и права социального обеспечения в странах Запада (вторая половина ХIХ–ХХ вв.) ......................................57 1.1. Наука трудового права стран Запада в лицах (Ф. лотмар, Г. Зинцгеймер, О. Кан-Фройнд, В. Каскель, А. Ф. Никиш, Б. Вебб, С. Вебб, К. Уэддерберн, Ж. лион-Кан и др.) .................................57 1.2. Влияние западного законодательства и науки на развитие отечественной науки трудового права и права социального обеспечения ..................................130 Глава 2. Предыстория и предтечи российской школы трудового права и права социального обеспечения .............................................158 2.1. Первые шаги в отечественных трудоправовых исследованиях: фабричные инспектора, государственные и общественные деятели (И. И. Янжул, Е. М. Дементьев, А. Н. Быков, В. П. литвинов-Фалинский, И. Х. Озеров, А. Ф. Федоров, Р. А. Дистерло, А. Н. Миклашевский, С. О. Загорский и др.) ......................................................158 2.2. л. С. Таль – основатель российской школы трудового права ...............................................................212 2.3. От цивилистических исследований к осмыслению правового регулирования трудовых отношений (Ю. С. Гамбаров, В. М. Гордон, А. М. Гуляев, И. А. Покровский, В. Б. Ельяшевич, А. А. Симолин, В. И. Синайский и другие) ..............................................237 2.4. У истоков российской науки сравнительного и международного трудового права (Н. Н. Кравченко и Г. Г. Швиттау) .................................260 561
Стр.561
2.5. Научное осмысление феномена общественного призрения и социального страхования (Ф. Г. Тернер, Н. Х. Бунге, В. Г. Яроцкий, П. И. Георгиевский, А. М. Нолькен, В. Ф. Дерюжинский, И. Я. Гурлянд, В. А. Гаген, П. И. Астров, Н. Н. Чистяков, и др.) ..........279 Глава 3. Становление научных школ советского трудового права и права социального обеспечения, их основатели и ученики ..............................................332 3.1. К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. ленин и влияние их учений на развитие науки трудового права и права социального обеспечения (М. Г. лунц, В. Я. Канель, А. М. Коллонтай, Н. Н. Полянский, А. Г. Гойхбарг, В. Г. Яроцкий (А. Чекин), А. А. Карелин и др.).....................................332 3.2. Я. А. Канторович, В. М. Догадов, К. М. Варшавский и ленинградская школа трудового права ........................382 3.3. Путешествие из Петербурга в Москву: И. С. Войтинский и московская школа трудового права (С. л. Рабинович-Захарин, С. И. Каплун и др.) ..........................................................413 3.4. Прерванный полет: ярославская школа трудового права (Н. Н. Голубев, А. В. Горбунов, Б. В. Чредин, А. В. Венедиктов, А. М. Стопани и др.) ........................451 3.5. От цивилистики к советскому трудовому праву (Д. М. Генкин, Е. И. Астрахан, Е. Н. Данилова, л. Я. Гинцбург, М. И. Бару) .............................................483 3.6. Бестужевки: вклад воспитанниц Бестужевских высших женских курсов в развитие отечественной науки трудового права (А. Е. Семенова, З. Р. Теттенборн, П. Д. Каминская) ..............................................................520 3.7. Истоки советской теории права социального страхования (Н. А. Вигдорчик, А. Н. Винокуров, В. Н. Дурденевский) ........................................................542 562
Стр.562

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически