Может быть рекомендован для аспирантов, психологов-практиков, а также для всех, кто занимается проблемами конфликтного взаимодействия. <...> Основная цель курса – усвоение системы знаний о феномене конфликта для овладения культурными формами деятельности, мышления, общения и профессионального саморазвития личности будущего специалиста-психолога в области разрешения конфликтов. <...> Учебная дисциплина «Конфликтология» относится к циклу дисциплин ОПД и играет важную роль в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. <...> Студент должен знать: - основные теоретические модели конфликта; 3 - основные виды и типы конфликтов (внутриличностные, межличностные, групповые, межгрупповые, социальные); - основные подходы в работе по разрешению и урегулированию конфликтов на основе учета соотношения объективных и субъективных факторов развития конфликтов. <...> Студент должен уметь: - анализировать конфликты, используя общую теорию конфликта, основные принципы его изучения, описания и закономерностей протекания; - определять наиболее эффективные направления работы по предупреждению конфликтов в различных организациях (на разных уровнях взаимодействия), а также разрешения и регулирования актуальных конфликтов в различных сферах деятельности. - использовать полученные результаты в ходе диагностики и анализа конфликтов в целях совершенствования сложившейся системы межличностных (групповых, межгрупповых) отношений и повышения эффективности деятельности в целом. <...> Студент должен владеть: - основными приемами самодиагностики конфликтности личности; - основными методами и методиками диагностики особенностей поведения личности в конфликтной ситуации; - основными методами разрешения конфликтов. <...> Минимум содержания дисциплины Конфликтология как самостоятельная специальная наука о конфликтах. <...> Анализ трудных ситуаций в социальном взаимодействии как метод изучения конфликтов. <...> Метод тестов и его <...>
Основы_конфликтологии_практикум.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра социальной и политической психологии
ОСНОВЫ
КОНФЛИКТОЛОГИИ
Практикум
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2009
Стр.1
УДК 159.9
ББК Ю954я73
О 75
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра социальной и политической психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составители: С. И. Ерина, Л. А. Николаева.
Основы конфликтологии: практикум / сост. С. И. Ерина,
О 75
Л. А. Николаева. – Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль
: ЯрГУ, 2009. – 124 с.
В практикуме приводятся программа, перечень литературы,
схемы-иллюстрации к основным разделам курса «Основы конфликтологии»,
а также даются некоторые рекомендации студентам
по усвоению учебного материала. В соответствии с основными
разделами курса в текст включены отдельные опросники для изучения,
самодиагностики и анализа некоторых видов конфликтов в
межличностном и групповом взаимодействии.
Предназначен для студентов, обучающихся по специальности
030301 Психология (дисциплина «Основы конфликтологии», блок
СД), очной формы обучения. Может быть рекомендован для аспирантов,
психологов-практиков, а также для всех, кто занимается
проблемами конфликтного взаимодействия.
УДК 159.9
ББК Ю954я73
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2009
2
Стр.2
Рабочая программа по дисциплине
«Основы конфликтологии»
1. Цели и задачи курса.
Одним из основных социальных заказов для психолога является
работа с конфликтами в обществе. Конфликты неизбежны в
любой социальной структуре, поскольку являются необходимым
условием общественного развития и одной из форм нормального
человеческого взаимодействия. Отсюда целесообразность включения
потенциала конфликтологии как самостоятельной системы
научного знания в процесс профессиональной подготовки психолога.
Основная цель курса – усвоение системы знаний о феномене
конфликта для овладения культурными формами деятельности,
мышления, общения и профессионального саморазвития
личности будущего специалиста-психолога в области разрешения
конфликтов.
2. Место дисциплины в системе образования.
Учебная дисциплина «Конфликтология» относится к циклу
дисциплин ОПД и играет важную роль в подготовке студентов к
будущей профессиональной деятельности.
3. Требования к уровню освоения содержания курса.
Студент должен иметь представление:
- о современном состоянии теории и практики конфликтологии
как особой междисциплинарной «науки о конфликтах» в различных
областях человеческого взаимодействия;
- о роли, месте и функциях психологии конфликта в теории и
практике конфликтологии;
- о методах изучения, диагностики и регулирования конфликтов;
-
об основных теоретических, методологических подходах к
описанию, изучению и развитию практики работы в ситуации
конфликта.
Студент должен знать:
- основные теоретические модели конфликта;
3
Стр.3
- основные виды и типы конфликтов (внутриличностные,
межличностные, групповые, межгрупповые, социальные);
- основные подходы в работе по разрешению и урегулированию
конфликтов на основе учета соотношения объективных и
субъективных факторов развития конфликтов.
Студент должен уметь:
- анализировать конфликты, используя общую теорию конфликта,
основные принципы его изучения, описания и закономерностей
протекания;
- определять наиболее эффективные направления работы по
предупреждению конфликтов в различных организациях (на разных
уровнях взаимодействия), а также разрешения и регулирования
актуальных конфликтов в различных сферах деятельности.
- использовать полученные результаты в ходе диагностики и
анализа конфликтов в целях совершенствования сложившейся
системы межличностных (групповых, межгрупповых) отношений
и повышения эффективности деятельности в целом.
Студент должен владеть:
- основными приемами самодиагностики конфликтности
личности;
- основными методами и методиками диагностики особенностей
поведения личности в конфликтной ситуации;
- основными методами разрешения конфликтов.
Минимум содержания дисциплины
Конфликтология как самостоятельная специальная наука о
конфликтах. Краткая история становления. Предпосылки развития.
Особенности развития за рубежом и в отечественной науке.
Актуальность проблемы конфликтов в современном российском
обществе. Понятие «конфликтная компетентность». Важность
проблемы для подготовки психологов-практиков.
Общая характеристика методов изучения конфликта.
Эксперимент как метод исследования конфликтов в лабораторных
условиях: экспериментальные игровые процедуры типа
«дилемма заключенного», моделирование конфликтных ситуаций.
Анализ трудных ситуаций в социальном взаимодействии как
метод изучения конфликтов. Опросные методы в изучении кон4
Стр.4
фликтов. Метод тестов и его роль в изучении конфликтов. Об использовании
метода наблюдения, анализа документов (контентанализ),
социометрии как методов исследования конфликтов.
Роль моделирования и ролевой игры в изучении поведения индивидов
и группы в условиях конфликта.
Ограничения и возможности рассматриваемых методов. Методологические,
методические и этические проблемы при использовании
методов изучения конфликтов.
Конфликты и их социально-психологическая характеристика.
Понятие конфликта. Основные теоретические и эмпирические
признаки конфликтов. Структурный подход в изучении конфликтов.
Проблема типологии конфликтов и ее роль в практической
работе по урегулированию конфликтов. Существующие типологии
и концептуальные схемы анализа конфликтов (Дойч, Левин,
Соснин, Гришина, Анцупов и др.). Основные виды межличностных
конфликтов: деловые, личные, горизонтальные, вертикальные,
открытые, скрытые, ценностные, ресурсные, интересов,
норм взаимодействия, когнитивные, эмоциональные и т. д. Межгрупповые
конфликты.
Общая характеристика причин возникновения конфликтов.
Пятифакторная модель Линкольна. О роли объективных и субъективных
факторов в возникновении и развитии конфликтов. Ситуация,
личностные особенности и специфика взаимодействия
как основные причины конфликтов. Об объективной детерминации
конфликтов. Н. С. Мансуров о причинах конфликтности
личности. О специфике объектов притязаний как источнике конфликтов
(Брукс, Эммерт). Личностная предрасположенность к
конфликтам. Теория акцентуированной личности для объяснения
конфликтного взаимодействия (Леонгард). Концепция авторитарной
личности и проблема конфликтов (Адорно и др.). Концепция
«закрытого и открытого сознания» в объяснении феномена
конфликтного взаимодействия (Рокич). Теория доверияподозрительности
и особенности ее применения в конфликтном
взаимодействии (Дойч). Адисциплинарный подход или структурная
парадигма исследования конфликта (Бартон).
Функциональный подход к изучению конфликтов. Основные
функции конфликтов: деструктивная и конструктивная, диагно5
Стр.5