П. Г. Демидова Салова, Ю. Г. История музейного дела в России: метод. указания / Ю. Г. Салова; Яросл. гос. ун-т С 16 им. <...> П. Г. Демидова, 2009 © 2 Введение Цель курса «История музейного дела в России» – сформировать у студентов, обучающихся по специальности Музеология, представления об истории становления и деятельности отечественных музеев, а также о развитии теоретических представлений о роли музеев в социокультурном процессе. <...> Задачи курса: • рассмотреть место музея в контексте развития культуры, науки, просвещения; • охарактеризовать динамику развития музейных учреждений; • раскрыть основные факторы развития музеев и ведущих направлений их деятельности; • познакомить с методологией исследования истории музея как феномена культуры, центра сохранения, изучения и популяризации отечественного и мирового культурного наследия. <...> В ходе изучения поставленных в семинарах вопросов студенты должны познакомиться с основными источниками, раскрывающими различные аспекты музейного строительства: официальными документами, регламентировавшими создание и деятельность музеев, периодическими изданиями, посвященными истории культуры и музейного дела, документами личного происхождения (дневниками, письмами, мемуарами) музейных деятелей, деятелей искусства и культуры. <...> Музеи России в ХVIII – первой половине ХIХ века Задача семинара – выявить предпосылки формирования старейших отечественных музеев, определить роль музеев в формировании источниковой базы для отдельных научных дисциплин, обозначить социальные функции этих музеев. <...> На примере отдельных музеев важно показать процесс формирования коллекций, принципы построения экспозиций, их роль как просветительских центров и как центров науки и образования. <...> Собрания по истории техники и региональные музеи: – Горный музей 1773 г.; – Тульский арсенал 1775 г.; – Иркутский музеум 1782 г. Источники 1. <...> Иваницкий, И. П. Сельскохозяйственные музеи в крепостной России (1765 <...>
История_музейного_дела_в_России_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
Ю. Г. Салова
История
музейного дела
в России
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности
Музеология
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 069(091)
ББК Ч 773я73
С 16
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра музеологии и краеведения
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Салова, Ю. Г. История музейного дела в России: метод.
указания / Ю. Г. Салова; Яросл.
гос. ун-т
С 16
им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 48 с.
Методические указания предназначены для проведения
семинарских занятий со студентами, обучающимися по
специальности 031502 Музеология (дисциплина «История
России», блок ОПД), очной формы обучения.
УДК 069(091)
ББК Ч 773я73
©© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2009
©
2
Стр.2
Введение
Цель курса «История музейного дела в России» – сформировать
у студентов, обучающихся по специальности Музеология,
представления об истории становления и деятельности отечественных
музеев, а также о развитии теоретических представлений
о роли музеев в социокультурном процессе. При изучении дисциплины
студенты должны усвоить основные термины и понятия,
раскрывающие историю музейного дела.
Задачи курса:
• рассмотреть место музея в контексте развития культуры,
науки, просвещения;
• охарактеризовать динамику развития музейных учреждений;
•
раскрыть основные факторы развития музеев и ведущих
направлений их деятельности;
• познакомить с методологией исследования истории музея
как феномена культуры, центра сохранения, изучения и популяризации
отечественного и мирового культурного наследия.
Предлагаемые темы семинарских занятий дополняют лекционный
курс и должны углублять и расширять знания студентов
по ключевым вопросам истории музейного дела в России. В ходе
обсуждения предлагаемых вопросов студенты должны продемонстрировать
владение междисциплинарными связями, то есть
включать материал, освоенный в курсах «Теория и история отечественной
культуры», «История отечественного искусства».
В ходе изучения поставленных в семинарах вопросов студенты
должны познакомиться с основными источниками, раскрывающими
различные аспекты музейного строительства: официальными
документами, регламентировавшими создание и деятельность музеев,
периодическими изданиями, посвященными истории культуры
и музейного дела, документами личного происхождения (дневниками,
письмами, мемуарами) музейных деятелей, деятелей искусства
и культуры. Неотъемлемой частью источников являются
путеводители и каталоги музеев, раскрывающие разные аспекты
музейной работы: создание коллекций, их экспонирование, пути
поступления отдельных экспонатов, отдельные выставки. Освоение
3
Стр.3
навыков работы с разными типами источников позволит сформировать
профессиональный подход к исследованию отдельных сторон
деятельности музеев, выявить наименее изученные аспекты в
истории музейного строительства в нашей стране.
Для подготовки к семинарским занятиям студенты должны
проводить работу со справочными изданиями для освоения специальных
терминов, получения информации по персоналиям, событиям,
датам, а также для получения библиографических справок.
Справочные издания
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура:
терминологический
словарь
/
под
ред.
А. М. Кантора. – М., 1997.
2. Власов, В. Г. Стили в искусстве: словарь / В. Г. Власов. –
СПб., 1998.
3. Каулен, М. Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России:
каталог-справочник / М. Е. Каулен. – М., 2005.
4. Краткий словарь музейных терминов: музеи и памятники
культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе.
– М., 1983.
5. Культурология. ХХ век: словарь. – СПб., 1997.
6. Культурология. ХХ век: энциклопедия: в 2 т. – СПб., 1998.
7. Мир русской культуры: энциклопедический справочник. –
М., 1997.
8. Монастыри Русской православной церкви: справочникпутеводитель.
– М., 2001.
9. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – М., 2001.
10. Плужников, В. И. Термины российского архитектурного
наследия: словарь-глоссарий / В. И. Плужников. – М., 1995.
11. Полунина, Н. Коллекционеры старой Москвы: иллюстрированный
биографический словарь / Н. Полунина, А. Фролов. –
М., 1997.
12. Полунина, Н. Кто есть кто в коллекционировании старой
России: новый биографический словарь / Н. Полунина. – М.,
2003.
13. Фролов, А. И. Усадьбы Подмосковья / А. И. Фролов. – М.,
2003.
4
Стр.4
Библиографические указатели
1. Бутаева, З. С. Музеография: аннотированный указатель
указатель
отечественной и зарубежной научно-справочной литературы
/З. С. Бутаева, А. И. Фролов. – М., 1990.
2. Бутаева, З. С. История музейного дела. Библиографический
отечественной
и
зарубежной
литературы
/ З. С. Бутаева, Е. С. Канычкина, Н. Ф. Фатигарова. – М., 1991.
3. Бутаева, З. С. Музейное дело: организация, управление,
кадры. Библиографический указатель отечественной и зарубежной
литературы / З. С. Бутаева, А. И. Фролов. – М., 1991.
4. Фатигарова, Н. В. История музейного дела в РСФСР. Публикации
1970–1986 гг. / Н. В. Фатигарова, А. Н. Фролов // Музееведение.
Из истории охраны и использования культурного наследия
в РСФСР. – М., 1987.
5. Фролов, А. И. Ведущие направления научных исследований
отделов музееведения и памятников НИИ культуры в 1976–
1986 гг. / А. И. Фролов // Публикации НИИ культуры 1976–
1985 гг.: реферативный сборник. – М., 1988. – Ч. 2.
Тема 1. Музеи России
в ХVIII – первой половине ХIХ века
Задача семинара – выявить предпосылки формирования старейших
отечественных музеев, определить роль музеев в формировании
источниковой базы для отдельных научных дисциплин,
обозначить социальные функции этих музеев. На примере отдельных
музеев важно показать процесс формирования коллекций,
принципы построения экспозиций, их роль как просветительских
центров и как центров науки и образования.
Семинар 1
План
1. Оружейная палата.
2. Петербургская Кунсткамера.
3. Создание учебных музеев. Их цели и задачи.
5
Стр.5