Рецензенты: Ю. Б. Богданов, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств профессор, заслуженный деятель искусств РФ; Н. В. Серегин, заведующий кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования Алтайской государственной академии культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор Сугаков И. Г. С89 Оркестр русских народных инструментов: история и современность [Текст]: учеб. пособие / И. Г. Сугаков. <...> ISBN 978-5-8154-0178-5 В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с проблемами народно-инструментального жанра, организацией и деятельностью оркестра или ансамбля русских народных инструментов. <...> Адресовано студентам вузов культуры и искусств, учащимся музыкальных училищ, училищ и колледжей культуры и искусств, руководителям народно-инструментальных коллективов. <...> Появление данного пособия вызвано именно отсутствием современной специальной литературы, посвященной вопросам организации работы учебного (любительского) народно-инструментального коллектива. <...> Автор, имеющий большой опыт практического руководства учебным оркестром русских народных инструментов, попытался в своем труде осветить основные вопросы, которые встают перед руководителем оркестра в его повседневной деятельности. <...> Пособие предназначено для студентов средних и высших учебных заведений культуры и искусств (музыкальное направление), а также будет полезно руководителям и участникам любительских народно-оркестровых коллективов. <...> Скоморошество в развитии инструментального музицирования на Руси Русские народные музыкальные инструменты, используемые в настоящее время в ансамблях и оркестрах русских народных инструментов, прошли большой эволюционный путь, видоизменяясь в связи с трансформацией социальных условий и жизненного уклада народов России1 . <...> Часть инструментов использовалась, в основном, среди пастухов (сопель, свирель <...>
Оркестр_русских_народных_инструментов_история_и_современность.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кемеровский государственный университет культуры и искусств»»
И. Г. Сугаков
ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Учебное пособие
для студентов вузов культуры и искусств
Рекомендовано УМО высших учебных заведений Российской Федерации
по образованию в области народной художественной культуры,
социально-культурной деятельности и информационных ресурсов
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 071301 Народное художественное творчество
Кемерово 2009
1
Стр.1
ББК 85.315 3я73
С89
Утверждено на заседании кафедры оркестра и ансамбля (народного) КемГУКИ 26.10.2007 г.,
протокол № 3.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом КемГУКИ 27.11.2007 г.,
протокол № 2.
Рецензенты:
Ю. Б. Богданов, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
профессор, заслуженный деятель искусств РФ;
Н. В. Серегин, заведующий кафедрой народных инструментов
и оркестрового дирижирования Алтайской государственной академии культуры
и искусств, доктор педагогических наук, профессор
Сугаков И. Г.
С89 Оркестр русских народных инструментов: история и современность [Текст]:
учеб. пособие / И. Г. Сугаков. – Кемерово: КемГУКИ, 2009. – 223 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0178-5
В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с проблемами народно-инструментального
жанра, организацией и деятельностью оркестра или ансамбля русских народных инструментов.
Адресовано
студентам вузов культуры и искусств, учащимся музыкальных училищ, училищ
и колледжей культуры и искусств, руководителям народно-инструментальных коллективов.
ББК 85.315.3я73
ISBN 978-5-8154-0178-5
© И. Г. Сугаков, 2009
© Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2009
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................... 3
Глава 1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ........................................................................................................ 4
1.1. Скоморошество в развитии инструментального музицирования на Руси........................................ 4
1.2. Гусли. Их разновидности и роль в сольном и оркестровом испольнительстве................................ 6
1.3. Домра....................................................................................................................................................... 7
1.4. Балалайка................................................................................................................................................. 8
1.5. Баян. Оркестровые и тембровые разновидности баяна...................................................................... 9
1.6. Русские народные духовые и ударные инструменты........................................................................... 12
1.6.1. Духовые инструменты......................................................................................................................... 12
1.6.2. Ударные инструменты......................................................................................................................... 15
1.7. Духовые и ударные инструменты симфонического оркестра............................................................. 16
1.7.1. Духовые инструменты......................................................................................................................... 16
1.7.2. Ударные инструменты......................................................................................................................... 18
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. В. АНДРЕЕВА И ЕГО СПОДВИЖНИКОВ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ
НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ЖАНРА........................................................................................ 21
2.1. Возрождение балалайки. Конструкция ее разновидностей. Создание первого любительского
инструментального коллектива.................................................................................................................... 21
2.2. Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже XIX–XX веков.................... 24
Глава 3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО (УЧЕБНОГО)
ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. ДЕТСКИЙ ОРНИ........................................ 30
3.1. Домровая группа..................................................................................................................................... 30
3.2. Балалаечная группа................................................................................................................................. 31
3.3. Группа баянов.......................................................................................................................................... 32
3.4. Группа духовых инструментов.............................................................................................................. 34
3.4.1. Русские народные инструменты......................................................................................................... 34
3.4.2. Инструменты симфонического оркестра........................................................................................... 35
3.5. Группа ударных инструментов.............................................................................................................. 37
3.5.1. Русские народные ударные инструменты......................................................................................... 37
3.5.2. Ударные инструменты, пришедшие из симфонического оркестра................................................. 38
3.6. Гусли........................................................................................................................................................ 41
3.7. Организация работы учебного (любительского) ОРНИ..................................................................... 42
3.7.1. Распределение участников оркестра (детей) по оркестровым инструментам............................... 42
3.7.2. Условия, необходимые для оркестровых занятий.............................................................................. 43
3.7.3. Методический материал, необходимый для освоения инструмента участником оркестра.......... 44
Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ОРКЕСТРЕ РУССКИХ
НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ................................................................................................................. 45
4.1. Определение и классификация методов обучения............................................................................... 45
4.2. Формы и методы, применяемые в работе с любительским (учебным) народно-инструментальным
коллективом........................................................................................................................................... 47
4.2.1. Методы.................................................................................................................................................. 47
220
Стр.220
4.2.2. Формы обучения.................................................................................................................................. 49
4.3. Типы оркестровых репетиций............................................................................................................... 49
4.4. Организация репетиционного занятия и динамика ведения репетиции............................................ 50
4.5. Работа с солистами оркестра; развитие навыков аккомпанирования................................................. 52
4.6. Интерпретация произведения солистом, дирижером оркестра.......................................................... 54
4.7. Особенности инструментовки для аккомпанемента............................................................................ 55
4.8. Переинструментовка произведения...................................................................................................... 55
4.9. Дирижирование любительским оркестром.......................................................................................... 56
Глава 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ (ДИРИЖЕРА)
ОРКЕСТРА К РЕПЕТИЦИИ......................................................................................................................... 59
5.1. Первоначальное знакомство с партитурой........................................................................................... 59
5.2. Детальное изучение партитуры............................................................................................................. 60
5.3. Выработка основных вариантов интерпретации произведения......................................................... 66
5.4. Дирижерская разметка партитуры........................................................................................................ 66
5.5. Завершающий этап работы над партитурой......................................................................................... 67
Глава 6. РАБОТА С ОРКЕСТРОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ........................................................................................... 69
6.1. Характеристика этапов работы.............................................................................................................. 69
6.2. Содержание основного этапа работы над произведением.................................................................. 69
6.2.1. Разучивание нотного текста................................................................................................................ 70
6.2.2. Аппликатура......................................................................................................................................... 70
6.2.3. Исполнительские штрихи................................................................................................................... 71
6.2.4. Фразировка и динамика....................................................................................................................... 72
6.2.5. Агогика................................................................................................................................................. 73
6.2.6. Артикуляция......................................................................................................................................... 76
6.2.7. Темп....................................................................................................................................................... 76
6.2.8. Ритм....................................................................................................................................................... 78
6.2.9. Ансамбль (баланс звучания)............................................................................................................... 79
6.2.10. Выразительность звучания............................................................................................................... 80
6.3. Завершающий этап работы над музыкальным произведением.......................................................... 80
Глава 7. КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ................................................................................................. 82
7.1. Особенности концертных выступлений............................................................................................... 82
7.2. Подготовка концертного выступления................................................................................................. 84
7.3. Концертные выступления...................................................................................................................... 85
7.4. Роль дирижера в концертном выступлении......................................................................................... 85
7.5. Виды и формы концертных выступлений............................................................................................ 86
7.6. Принципы подбора репертуара и составления концертных программ.............................................. 87
Глава 8. ФОРМИРОВАНИЕ РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ........................................................................................................................................ 89
8.1. Краткий анализ творчества композиторов андреевского периода...................................................... 89
8.1.1. Творчество В. В. Андреева (1861–1918)............................................................................................ 91
221
Стр.221
8.1.2. Творчество Н. П. Фомина (1864–1943).............................................................................................. 93
8.1.3. Другие соратники В. В. Андреева...................................................................................................... 95
8.2. Репертуар в 1920–1950-е годы............................................................................................................... 100
8.3. Репертуар оркестра русских народных инструментов второй половины XX века.......................... 111
8.4. Произведения сибирских композиторов для оркестра русских народных инструментов............... 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................. 122
Библиография................................................................................................................................................. 123
Приложение 1. Диапазон и аппликатура свирелей и жалеек.................................................................... 130
Приложение 2. Штрихи и приемы звукоизвлечения на гуслях,
домре, баяне (аккордеоне), балалайке............................................................................................................... 133
Гусли. Разновидности гуслей. Приемы звукоизвлечения........................................................................... 133
Домра. Классификация артикуляционных обозначений............................................................................. 134
Баян, аккордеон. Все о штрихах................................................................................................................... 137
Балалайка. Приемы звукоизвлечения........................................................................................................... 139
Приложение 3. Эпизодические ударные инструменты, используемые в русском народном
оркестре......................................................................................................................................................... 144
Приложение 4. О профессиональной и психолого-педагогической подготовке руководителя
любительского народно-инструментального коллектива........................................................................... 145
Приложение 5. Задания для индивидуального изучения приемов игры на домре и балалайке........... 150
Домра малая................................................................................................................................................... 150
Домра альтовая............................................................................................................................................... 155
Домра басовая................................................................................................................................................ 159
Балалайка прима............................................................................................................................................ 164
Балалайка секунда......................................................................................................................................... 167
Балалайка альт................................................................................................................................................ 171
Балалайка бас................................................................................................................................................. 174
Балалайка контрабас...................................................................................................................................... 178
Приложение 6. Исполнительский анализ произведения В. Пикуля «Слепой гусляр».......................... 182
Приложение 7. Жанры музыкальных произведений, исполняемые ОРНИ............................................ 196
Жанры оркестровых пьес.............................................................................................................................. 196
Танцевальные жанры..................................................................................................................................... 203
Некоторые танцевальные ритмы.................................................................................................................. 210
Приложение 8. В минуты отдыха................................................................................................................ 213
222
Стр.222