Как писал Г. Козинцев: «Я хорошо учил, когда сам учился». <...> Как в эпоху Возрождения художник всегда был исследователем (не случайно С. Эйзенштейна <...> 4 ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ КУЛЕШОВ (1.01.1899–29.03.1970) Режиссер, сценарист и теоретик кино Дворянский сын (отец – художник, мать – сельская учительница), Лев Кулешов к 1917 году успел не только получить образование в Училище живописи, ваяния и зодчества, но и начать профессиональную карьеру. <...> приняли художником на кинофабрику акционерного общества «А. <...> Кулешов доказал обратное, осуществив самостоятельную постановку фильма «Проект инженера Прайта» (1918). <...> Кулешова поражала возможность монтажного совмещения разных мест действия в единое. <...> «Мастерская Кулешова» училась на американских вестернах и на фильмах Дэвида Гриффита. <...> Свой собственный монтаж мелко нарезанных кусков пленки Кулешов называл «американским», в то время как весь мир впоследствии называл его «русским». <...> Типаж – понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой» (с типажами работал С. Эйзенштейн <...> ) Натурщик – любой человек, обученный вписываться в плоский кадр. <...> Среди тех, кто начинал у Кулешова, были выдающиеся режиссеры В. Пудовкин <...> Материал кинематографии Перейдем теперь к разбору кинематографического материала. <...> Мы с вами бегло прошли временную категорию построения кинематографической картины; теперь перейдем к разбору пространственной категории. <...> Из этого примера совершенно ясно, что кинематографическим материалом являются, прежде всего, реальные вещи, находящиеся в реальном окружении; условный материал, условное изображение стула в кинематографе не выходит. <...> Когда мы просмотрим все эти куски на экране, то увидим, что работа актера Камерного театра, или Театра Мейерхольда не будет доходить с экрана, потому что в ней имеется целый ряд таких нарочитых, неестественных для кинематографа движений, которые сами по себе являются условными и не дают той реальности материала, которая для кинематографа <...>
Режиссура_аудиовизуальных_произведений.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Е. Ю. Светлакова
РЕЖИССУРА
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Часть 1
Хрестоматия
Кемерово 2010
1
Стр.1
ББК 85.37.я73
С24
Рецензент:
ст. преподаватель кафедры
фотовидеотворчества Кемеровского государственного
университета культуры и искусств
Н. С. Куркова
Светлакова Е. Ю.
С24
Режиссура аудиовизуальных произведений. Ч. 1 [Текст]: хрестоматия
/ Е. Ю. Светлакова. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 206 с.: ил.
Рекомендуется студентам, изучающим вопросы режиссуры, а
также слушателям системы повышения квалификации.
ББК 85.37я73
© Светлакова Е. Ю., 2010
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2010
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1. Лев Кулешов............................................................................... 5
Глава 2. Дзига Вертов .............................................................................. 25
Глава 3. Борис Шкловский ...................................................................... 42
Глава 4. Всеволод Пудовкин................................................................... 55
Глава 5. Александр Довженко................................................................. 69
Глава 6. Сергей Эйзенштейн................................................................... 93
Глава 7. Братья Васильевы ...................................................................... 118
Глава 8. Леонид Трауберг........................................................................ 137
Глава 9. Григорий Козинцев.................................................................... 163
Глава 10. Михаил Ромм ........................................................................... 183
205
Стр.205