Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Свет мерцающих звезд (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСветлаков
АвторыСветлаков Ю.Я.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц168
ID237247
АннотацияАвтор рассказывает о ведущих кинооператорах русского кино, чьи имена вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
Кем рекомендованоРекомендовано кафедрой кинофотовидеотворчества КемГУКИ
Кому рекомендованоДля студентов - будущих операторов, а также будет интересна широкому кругу читателей
ISBN5-85905-257-X
ББК85.37
Светлаков, Ю.Я. Свет мерцающих звезд : очерки / Светлаков Ю.Я.; Ю.Я. Светлаков .— Кемерово : КемГУКИ, 2010 .— 168 с. — ISBN 5-85905-257-X .— URL: https://rucont.ru/efd/237247 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Юрий Светлаков СВЕТ МЕРЦАЮЩИХ ЗВЁЗД Беседы о кинооператорском мастерстве Рекомендовано кафедрой фотовидеотворчества КемГУКИ в качестве очерков по курсу «Операторское мастерство» Кемерово 2010 0 ББК . <...> Дзига Вертов Вначале постараюсь объяснить, почему я взялся за эту работу - переложить на бумагу тексты бесед со студентами о кинооператорском мастерстве. <...> Сказать «база» – ещѐ хуже – будто овощная база № 5. <...> При подготовке этой работы я исходил из собственных съѐмок и наблюдений, сделанных во время работы на телевидении, из поиска кинодокументов по истории Сибири, из 35-летнего опыта преподавания операторского мастерства в институте культуры, из занятий со студентами, из просмотра фильмов мастеров, из чтения книг и т.д. <...> Это объясняет не академическую, а свободную форму изложения, рассматривающую представляется автору, ключевые кинооператорского мастерства ведущих операторов российского кинематографа. <...> Для меня Великие Операторы – звѐзды на небосклоне. <...> Произносят, скажем, имя Урусевского, тут же калейдоскопом мелькают кадры из «Неотправленного письма», «Сельской учительницы», «Журавлей», «Пой песню, поэт» и других. <...> Было бы просто рассказать подробности биографии оператора, как установлен свет, какая композиция кадра. <...> В пользу бесед приведу слова известного кинооператора профессора ВГИКа, автора многих книг по операторскому мастерству Сергея Евгеньевича Медынского: «Когда ребята во ВГИКе спрашивают: «Сергей Евгеньевич, у нас лекция? <...> Сделаем отступление для «особо одарѐнных», что делает кинооператор? <...> В справочнике по кинооператорскому мастерству, говорится, что оператор «реализует общий творческий замысел режиссѐра в части изобразительного решения фильма». <...> Совместное творчество режиссѐра, оператора, сценариста, художника направлено к одной цели - получить изображение на плѐнке, пригодное для показа на экране. <...> Кроме того, в распоряжении кинооператора ещѐ есть несколько приѐмов съѐмок <...>
Свет_мерцающих_звезд.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.166
Свет_мерцающих_звезд.pdf
Юрий Светлаков СВЕТ МЕРЦАЮЩИХ ЗВЁЗД Беседы о кинооператорском мастерстве Рекомендовано кафедрой фотовидеотворчества КемГУКИ в качестве очерков по курсу «Операторское мастерство» Кемерово 2010 0
Стр.1
ББК . 76.032 Светлаков Ю.Я. С 24 СВЕТ МЕРЦАЮЩИХ ЗВЁЗД. Кемерово: КемГУКИ, 2010 г. - 336 с.: 240 ил. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Если бы это зависело от меня, я писал бы не словами, а кадрами. Дзига Вертов Вначале постараюсь объяснить, почему я взялся за эту работу - переложить на бумагу тексты бесед со студентами о кинооператорском мастерстве. Вопрос первый: «Кто тебя заставил?» Меня никто не просил, тем более не заставлял, даже не уговаривал, просто невесть откуда прилетела мысль: «А не написать ли тебе книжку о кинооператорах?» Мысль ярко вспыхнула и, не давая покоя, стала преследовать меня и днѐм и ночью. По натуре я человек ленивый – отмахивался от неѐ как от назойливой мухи. Хотел, было просто записать беседы на видео или на Эта книжка кинооператора Юрия Светлакова была написана по материалам лекций и бесед автора со студентами КемГУКИ. Автор рассказывает о ведущих кинооператорах русского кино, чьи имена вошли в золотой фонд мирового кинематографа. магнитофон, но вскоре отказался от этой затеи. Камера сковывает рождение мысли, начинаешь следить за порядком слов в тексте, который ты сам придумал. На первый план начинает выступать твой внутренний цензор. В результате получается заунывно-нудный разговор. Без записывающей аппаратуры лучше – несѐшь всякий бред, без всякого контроля и ответственности никакой. Тогда и решил добровольно принудительно приковать себя к перу и бумаге, а точнее к компьютеру. Вот сижу и тыкаю одним пальцем по клавишам, не ведая, ISBN 5-85905-257-X © Ю.Я. Светлаков. 2010 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств. 2010 1 что творю. Пока зафиксируешь одну мысль – другие мысли прилетают и тут же с ехидной улыбкой улетают. Не успел записать - ну и не надо. Что явилось основанием для этой работы?
Стр.2
«Есть в искусстве такие вещи, о которых словами сказать нельзя ... Доходишь до такой черты, - я предпочитаю сказать: до какого-то забора, и хотя знаешь, что за этим забором лежат ещѐ необъятные пространства, что есть на этих пространствах, объяснить нет возможности. Не хватает человеческих слов. Это переходит в область невыразимого чувства». Термин «искусство» родился в Древнем Риме как противопоставление «натуре» и означает «обработанное, возделанное, искусственное», в противоположность «натуре» - «дикая, естественная, первозданная». Со временем «искусство» стало вбирать в себя всѐ то, что создано человеком, а не создателем. По большому счѐту в далѐком будущем кино и телевидение позволит вернуться к естественному восприятию окружающего нас мира, но непременно с авторской позицией создателя. Какие будут законы для седьмой Музы? Поживѐм – увидим. Может быть всѐ, что было рассказано о кинооператорах, покажется мало и не достаточно интересным, скажу одно, смотрите фильмы Мастеров и делайте выводы сами. Я же, что смог написать в данный момент, то и написал. Никому не дано сделать больше, чем он сможет. Перед тем как поставить точку несколько напутствий. «Я поздравляю вас с выбором жизненного пути в кинематографе, который обещает вам огромное количество ещѐ неоткрытых чудес. Ибо то, что мы узнали о кинематографе декаданса - это совсем мало. Но силы в нѐм заложены огромные, которые открывать вам - молодым. Ибо из корней даже упавшего дерева вырастают новые побеги». Леонид Оболенский. 1 6 5 «Пусть светильники в руках у нас, ожидающих света, будут чисты и готовы к тому мгновению, когда искусствам нашим предстанет необходимость выразить новое слово жизни». Сергей Эйзенштейн. Волшебники Света идите и снимайте своѐ кино. Зажигайте свои звѐзды на операторском небосклоне. Наблюдайте за деяниями Мастеров. Смело открывайте дверь в неизведанное. Пусть дух открытий не покинет вас. Искренне стройте свой мир по Совести. Старайтесь не походить на других. Добра и удачи во всѐм. Есть вопросы к докладчику? Юрий Светлаков. 1.04.2010 г. Кемерово
Стр.166