Юрий Светлаков СВЕТ МЕРЦАЮЩИХ ЗВЁЗД Беседы о кинооператорском мастерстве Рекомендовано кафедрой фотовидеотворчества КемГУКИ в качестве очерков по курсу «Операторское мастерство» Кемерово 2010 0 ББК . <...> Дзига Вертов Вначале постараюсь объяснить, почему я взялся за эту работу - переложить на бумагу тексты бесед со студентами о кинооператорском мастерстве. <...> Сказать «база» – ещѐ хуже – будто овощная база № 5. <...> При подготовке этой работы я исходил из собственных съѐмок и наблюдений, сделанных во время работы на телевидении, из поиска кинодокументов по истории Сибири, из 35-летнего опыта преподавания операторского мастерства в институте культуры, из занятий со студентами, из просмотра фильмов мастеров, из чтения книг и т.д. <...> Это объясняет не академическую, а свободную форму изложения, рассматривающую представляется автору, ключевые кинооператорского мастерства ведущих операторов российского кинематографа. <...> Для меня Великие Операторы – звѐзды на небосклоне. <...> Произносят, скажем, имя Урусевского, тут же калейдоскопом мелькают кадры из «Неотправленного письма», «Сельской учительницы», «Журавлей», «Пой песню, поэт» и других. <...> Было бы просто рассказать подробности биографии оператора, как установлен свет, какая композиция кадра. <...> В пользу бесед приведу слова известного кинооператора профессора ВГИКа, автора многих книг по операторскому мастерству Сергея Евгеньевича Медынского: «Когда ребята во ВГИКе спрашивают: «Сергей Евгеньевич, у нас лекция? <...> Сделаем отступление для «особо одарѐнных», что делает кинооператор? <...> В справочнике по кинооператорскому мастерству, говорится, что оператор «реализует общий творческий замысел режиссѐра в части изобразительного решения фильма». <...> Совместное творчество режиссѐра, оператора, сценариста, художника направлено к одной цели - получить изображение на плѐнке, пригодное для показа на экране. <...> Кроме того, в распоряжении кинооператора ещѐ есть несколько приѐмов съѐмок <...>
Свет_мерцающих_звезд.pdf
Юрий Светлаков
СВЕТ
МЕРЦАЮЩИХ
ЗВЁЗД
Беседы
о кинооператорском мастерстве
Рекомендовано кафедрой
фотовидеотворчества КемГУКИ
в качестве очерков
по курсу «Операторское мастерство»
Кемерово 2010
0
Стр.1
ББК . 76.032
Светлаков Ю.Я.
С 24 СВЕТ МЕРЦАЮЩИХ ЗВЁЗД.
Кемерово: КемГУКИ, 2010 г. - 336 с.: 240 ил.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Если бы это зависело от меня,
я писал бы не словами, а кадрами.
Дзига Вертов
Вначале постараюсь объяснить, почему я взялся за эту
работу - переложить на бумагу тексты бесед со студентами о
кинооператорском мастерстве.
Вопрос первый: «Кто тебя заставил?»
Меня никто не просил, тем более не заставлял, даже не
уговаривал, просто невесть откуда прилетела мысль: «А не
написать ли тебе книжку о кинооператорах?»
Мысль ярко вспыхнула и, не давая покоя, стала
преследовать меня и днѐм и ночью. По натуре я человек
ленивый – отмахивался от неѐ как от назойливой мухи.
Хотел, было просто записать беседы на видео или на
Эта книжка кинооператора Юрия Светлакова была написана
по материалам лекций и бесед автора со студентами КемГУКИ.
Автор рассказывает о ведущих кинооператорах русского кино,
чьи имена вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
магнитофон, но вскоре отказался от этой затеи. Камера
сковывает рождение мысли, начинаешь следить за порядком
слов в тексте, который ты сам придумал. На первый план
начинает выступать твой внутренний цензор. В результате
получается заунывно-нудный разговор. Без записывающей
аппаратуры лучше – несѐшь всякий бред, без всякого
контроля и ответственности никакой.
Тогда и решил добровольно принудительно приковать
себя к перу и бумаге, а точнее к компьютеру.
Вот сижу и тыкаю одним пальцем по клавишам, не ведая,
ISBN 5-85905-257-X
© Ю.Я. Светлаков. 2010
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств. 2010
1
что творю. Пока зафиксируешь одну мысль – другие мысли
прилетают и тут же с ехидной улыбкой улетают. Не успел
записать - ну и не надо.
Что явилось основанием для этой работы?
Стр.2
«Есть в искусстве такие вещи, о которых словами
сказать нельзя ... Доходишь до такой черты, - я
предпочитаю сказать: до какого-то забора, и хотя знаешь,
что за этим забором лежат ещѐ необъятные
пространства, что есть на этих пространствах,
объяснить нет возможности. Не хватает человеческих
слов. Это переходит в область невыразимого чувства».
Термин «искусство» родился в Древнем Риме как
противопоставление «натуре» и означает «обработанное,
возделанное, искусственное», в противоположность
«натуре» - «дикая, естественная, первозданная».
Со временем «искусство» стало вбирать в себя всѐ то, что
создано человеком, а не создателем. По большому счѐту в
далѐком будущем кино и телевидение позволит вернуться к
естественному восприятию окружающего нас мира, но
непременно с авторской позицией создателя.
Какие будут законы для седьмой Музы?
Поживѐм – увидим.
Может быть всѐ, что было рассказано о кинооператорах,
покажется мало и не достаточно интересным, скажу одно,
смотрите фильмы Мастеров и делайте выводы сами.
Я же, что смог написать в данный момент, то и написал.
Никому не дано сделать больше, чем он сможет.
Перед тем как поставить точку несколько напутствий.
«Я поздравляю вас с выбором жизненного пути в
кинематографе, который обещает вам огромное
количество ещѐ неоткрытых чудес. Ибо то, что мы узнали
о кинематографе декаданса - это совсем мало. Но силы в
нѐм заложены огромные, которые открывать вам -
молодым. Ибо из корней даже упавшего дерева вырастают
новые побеги».
Леонид Оболенский.
1 6 5
«Пусть светильники в руках у нас, ожидающих света,
будут чисты и готовы к тому мгновению, когда искусствам
нашим предстанет необходимость выразить новое слово
жизни».
Сергей Эйзенштейн.
Волшебники Света идите и снимайте своѐ кино.
Зажигайте свои звѐзды на операторском небосклоне.
Наблюдайте за деяниями Мастеров. Смело открывайте дверь
в неизведанное. Пусть дух открытий не покинет вас.
Искренне стройте свой мир по Совести. Старайтесь не
походить на других. Добра и удачи во всѐм.
Есть вопросы к докладчику?
Юрий Светлаков.
1.04.2010
г. Кемерово
Стр.166