Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Институт хореографии
Кафедра балетмейстерского творчества
ИСКУССТВО БАЛЕТМЕЙСТЕРА
Учебно-методический комплекс
Направление подготовки:
071200 «Хореографическое искусство»,
Профиль подготовки (модуль)
«Искусство балетмейстера»
Квалификация (степень)
«бакалавр»
Форма обучения:
очная
Кемерово 2013
1
Стр.1
Утверждён на совместном заседании кафедры балетмейстерского
творчества и кафедры классической и современной хореографии
Института хореографии,16.05.2012 года, протокол № 8.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом
Института хореографии 07.09.2012 г., протокол № 1
Автор-составитель: старший преподаватель кафедры классической и
современной хореографии Института хореографии С. В. Буратынская.
Искусство балетмейстера [Текст]: учебно-методический комплекс по
направлению подготовки 071200 «Хореографическое искусство», модуль
«Искусство балетмейстера», квалификация (степень) «бакалавр» / авт.сост.
С. В. Буратынская. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств,
2013. – 36 с.
2
Стр.2
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Цель освоения дисциплины
Овладение обучающимися технологией создания хореографического
произведения и воплощения творческого замысла в сфере профессионального
хореографического искусства (оперно-балетных театрах, балетных
труппах, хореографических ансамблях).
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Искусство балетмейстера» относится к базовой части
модуля «Искусство балетмейстера», суммирует знания, получаемые студентами
на занятиях по специальным дисциплинам, и приводит их в целостную
систему взглядов, знаний и профессиональных навыков, дающих
возможность овладеть основами балетмейстерского творчества.
1.3. Формируемые компетенции
В результате освоения дисциплины «Искусство балетмейстера» студенты
должны обладать следующими компетенциями:
- находить профессиональные решения в нестандартных ситуациях
и обладать готовностью нести за них ответственность (ОК-16);
- осознавать социальную, культурную значимость своей будущей
профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной
деятельности (ОК-18);
- осознавать роль искусства и культуры в человеческой жизнедеятельности,
развивать собственное художественное восприятие и вкус,
стремиться к нравственному и эстетическому развитию (ОК-23);
- осознавать и владеть понятийным аппаратом в области методологии
и технологий хореографического образования, психологии и педагогики
хореографии и художественного творчества, анализировать факторы
возникновения и закономерности развития современного пластического
языка, особенности и перспективы развития хореографического искусства
и творчества (ПК-3);
- создавать танцевальные учебные композиции от простых танцевальных
комбинаций до небольших музыкально-хореографических форм
(ПК-4);
3
Стр.3
- осуществлять педагогическую и репетиционную работу с исполнителями,
видеть и корректировать технические, стилевые ошибки обучающихся,
объяснять методически трудные приёмы и сочетания движений,
раскрывать перед исполнителями смысл, образность и музыкальность
хореографических композиций (ПК-5);
- собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать
художественную информацию для выработки собственных
суждений по художественно-творческим, социальным, научным и эстетическим
проблемам, обобщать явления окружающей действительности в
художественных образах для последующего создания хореографических
произведений (проектов) (ПК-9);
- сочинять качественный хореографический текст, анализировать
художественные произведения литературы, изобразительного искусства,
музыки, хореографии и на этой основе создавать балетное либретто или
сценарный план хореографической постановки, структурировать композицию
танца в различных хореографических формах (ПК-10);
- демонстрировать качественное владение приёмами хореографической
композиции и принципами хореографического текстосложения в истолковании
идеи, художественного образа, смысла произведения, выстраивать
мизансценический рисунок в танце, владеть ракурсами, радиусами
движения (ПК-11);
- применять в профессиональной деятельности основные методы
хореографической педагогики, формы, средства и методы постановочной,
репетиторской и педагогической деятельности (ПК-12);
- реконструировать ранее сочинённый хореографический текст,
стилизовать под определённые принципы создаваемое или реконструируемое
хореографическое произведение (ПК-13);
- использовать в своей профессиональной деятельности основные
принципы работы со сценическим пространством, пользоваться выразительными
средствами сценографии (ПК-15);
- иметь четкое представление о процессе создания хореографического
произведения (СК-1);
- обладать уверенностью и исполнительской свободой (СК-2);
- обладать способностью создавать хореографические произведения
и преподносить их зрителям в достойной художественной форме (СК-3).
4
Стр.4
На основании вышеперечисленных компетенций обучающийся
должен:
уметь:
- сочинять качественный и профессиональный хореографический
текст (ПК-11);
- создавать замысел будущей хореографической композиции, исходя
из особенностей строения музыкального произведения, раскрыть тему,
идею своего произведения, осуществлять подбор музыкального материала,
создавать либретто и композиционный план, создавать композицию танца
различных хореографических форм, ориентироваться в специальной литературе,
создавать сценарную, хореографическую драматургию балетного
спектакля (ПК-10).
знать:
- основные термины хореографического искусства, образования, балетмейстерской
деятельности, основные виды балетмейстерского творчества
в России и за рубежом (ПК-3);
- особенности профессиональной деятельности, подготовки, образования,
психологии балетмейстера (ОК-18);
- технологию создания хореографического произведения, законы построения
и структуру хореографических произведений, элементы пространственного
строения танца и приёмы его развития, средства образного
раскрытия содержания хореографического произведения (ПК-11), (СК-2);
- принципы построения танцевального текста, основные законы хореографической
драматургии (ПК-12);
владеть:
- методами сочинения хореографического текста и построения композиции
танца, навыками драматургического построения хореографического
действия, навыками работы с концертмейстером, художником, дирижёром,
композитором, хором (ПК-4);
- методикой постановочной и репетиторской работы (ПК-5);
- опытом реализации художественного замысла в профессиональном
творческом коллективе (ПК-10);
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1.Цели освоения дисциплины……………………………….…..……… 3
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.……...………. 3
1.3. Формируемые компетенции.………………………………………….3
2. Структура и содержание дисциплины………………………………… 6
2.1. Структура дисциплины……………………………………...……….. 6
2.2. Содержание дисциплины……………………………………….……. 10
2.3. Перечень ключевых слов………………………………………...……18
3. Образовательные технологии…………………………………….……. 19
4. Методические рекомендации по проведению практических
(м/групповых) занятий……………………………………………………..19
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение……………... 22
5.1. Примерные вопросы к теоретической части экзамена……………... 22
5.2. Примерные задания для практических занятий и этюдных работ…24
5.3. Примерные задания для самостоятельной работы студентов……... 27
5.4. Тестовые задания для самостоятельной проверки знаний………….28
5.5. Тематика курсовых работ…………………………………………….. 32
5.6. Список литературы…………………………………………………… 33
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………... 35
Редактор В. А. Шамарданов
Компьютерная верстка Я. А. Кондрашовой
Подписано к печати 06.03.2012. Формат 60х841/16. Бумага офсетная.
Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 1,3. Усл. печ. л. 2,1.
Тираж 300 экз. Заказ № 63.
_____________________________________________________
Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово,
ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83.
E-mail: izdat@kemguki.ru
36
Стр.36