СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Формирование танцевальной культуры русского народа: традиции и современность.………………………………………………………………
……………8
1.1. Истоки русской танцевальной культуры…………………………………...8
1.2. Взаимовлияние бытовой танцевальной культуры и сценических форм
русской народной хореографии в современных условиях……………………………19
1.3. Характерные особенности работы балетмейстера в русском народном хоре,
ансамбле песни и танца……………………………………………… ………….29
Глава 2. Роль педагога по русскому народному танцу в организации основных направлений
будущей профессиональной деятельности студентов в вузах культуры и
искусств……………………………………………………………………… ………..42
2.1. Формирование профессиональной направленности студентов – хореографов
в процессе творчества……………………………………… ……………42
2.2. Система устойчивых педагогических принципов и нетрадиционных методов
и приемов в преподавании русского танца…………………… ……………..48
2.3. Применение русского танцевального фольклора, обрядовых и игровых
элементов на занятиях по хореографии и ритмики в образовательных
учреждениях……………………………………………………………………………...56
Глава 3. Русский народный танец и методика его преподавания. …………………...62
3.1. Методика изучения различных групп движения русского народного танца
на примерах региональных отличительных признаков…… …………………..62
3.2. Специфика проведения занятий по русскому народному танцу в детском
хореографическом коллективе………………………………………………………...139
3.3. Учебная программа по русскому народному танцу для студентов хореографической
специализации в вузах культуры и искусства
(5 лет обучения)………………………………………………………………………...151
Список литературы……………………………………………………………………..178
5
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
«Танец и методика его преподавания: русский народный танец», как предмет
обучения, является одной из профилирующих дисциплин специального цикла в вузах
культуры и искусств.
Цель данного предмета – изучение хореографической культуры России, ее
стилистики, разнообразной манеры исполнения в различных регионах, краях, областях.
Знание хореографической культуры – не как самоцель, а как фундамент, который
послужит развитию художественных способностей студентов, их творческого
потенциала, реализация которого возможна через обращение к народному танцевальному
творчеству, праздникам, обрядам, обычаям, традициям, песенному и музыкальному
фольклору. Это именно та учебная дисциплина, которая имеет непосредственный
выход на практическую деятельность будущих специалистовхореографов.
Русский
народный танец как учебный предмет сформировался в нашей стране
усилиями выдающихся мастеров сцены и хореографической педагогики А. Лопухова,
А. Ширяева, А. Бочарова. Их книга «Основы характерного танца» вышла в
свет в 1939 году и стала отправной вехой в становлении и развитии школы русского
народного танца. Этому также способствовали педагогические труды и исследования
таких балетмейстеров, как Т. Устиновой, Т. Ткаченко, К. Голейзовского,
О. Князевой, А. Климова, Н. Надеждиной. И в настоящее время заметное место в
обогащении теории и практики нашли труды наших хореографов современников –
Г. Богданова, Н. Заикина, Г. Власенко, А. Мельника А., Палилея и др.
Сегодня издано определенное количество учебных пособий с описанием русских
танцев как традиционных, так и авторских.
Ведущими педагогами страны разработаны учебные планы и программы, пособия
по русскому народному танцу с учетом задач, стоящих перед учебными заведениями.
Кафедрами столичных и региональных вузов выпущены сотни хореографов,
работающих в профессиональных и любительских коллективах, в учебных заведениях,
учреждениях культуры и искусства. К примеру, только одна кафедра балетмейстерского
творчества факультета хореографии Кемеровского государственного
университета культуры и искусств за 35 лет своей деятельности подготовила
более 950 специалистов.
Процесс дальнейшего совершенствования системы преподавания русского
народного танца продолжается и сегодня. В течении длительного времени накоплен
6
Стр.4
богатый опыт в теории и практике предмета, тем не менее ощущается недостаток в
обогащении материала, в его систематизации.
В ряду трудов и публикаций по русскому танцу все-таки нет возможности
найти логически обобщенного материала по методике преподавания русского
народного танца. Проблема методики практически отсутствует в специальной литературе.
В
дидактике высшей школы нет целостного исследования механизмов хореографического
творчества как учебно-предметной деятельности. Отсутствуют
средства продуктивного художественного моделирования, не выделены исходные
единицы психологической структуры учебно - познавательной деятельности, направленные
на формирование профессионального мышления будущего хореографа.
Пожалуй, ни в какой другой области педагогики способы обучения и взгляды
не представляют противоречивой картины, как в области преподавания искусства и
в особенности преподавания русского танца.
Сам предмет обучения рассматривается представителями разных хореографических
направлений не одинаково, а отсюда существует противоречивость суждений
и подходов к его изучению. Кроме того, множество педагогических приемов,
способов подачи материала, принципов отбора изучаемых элементов и танцев
порождают стихийность в образовательном процессе.
Становление России как суверенного государства, освобождение от некоторых
ранее существующих идеологических установок, дают новый импульс к
творческим поискам и экспериментам в русском танцевальном творчестве.
Использование русского народного танца в практике современного хореографического
искусства, ориентация общества на возрождение национальной культуры
способствует усилению их воспитательного потенциала. Поэтому изучение,
сохранение и развитие народного танцевального творчества – одна из актуальных
задач.
Данное учебное пособие «Русский народный танец: теория и методика» посвящено
одной из изучаемых дисциплин в системе профессионального хореографического
образования – русскому народному танцу. Это теоретический и практический
материал к курсу «Танец и методика его преподавания: русский народный танец»,
который введен в учебный план в вузах культуры и искусств по новому ГОС
ВПО. При создании учебного пособия автор во многом опирался на опыт предшественников:
Т. Устиновой, А. Климова, А. Борзова, Г. Богданова, Н. Заикина, Г. Власенко,
Г. Гусева, В. Захарова и др.
7
Стр.5