Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Сценическое постранство и выразительные средства режиссуры (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАнульев
АвторыАнульев С.Н.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц106
ID237138
АннотацияАвтор, кроме исторического и философского аспектов, предлагает направления исследования понятия сценического пространства, его классификации, функций, а также очерчивает круг проблем его «освоения-создания».
Кем рекомендованоРекомендовано УМО высших учебных заведений
Кому рекомендованоАдресовано педагогам и студентам театральных школ, вузов культуры и искусства, изучающих основы классической (театральной) режиссуры и актерское мастерство.
ISBN5-8154-0181-5
ББК85.33я73
Анульев, С.Н. Сценическое постранство и выразительные средства режиссуры : учебное пособие / Анульев С.Н.; С.Н. Анульев .— Кемерово : КемГУКИ, 2010 .— 106 с. — ISBN 5-8154-0181-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/237138 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт искусств Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников С. И. Анульев СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЖИССУРЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов вузов по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» Кемерово 2010 УДК 792.01 ББК 85.33я73 А73 Рецензенты: заведующий кафедрой режиссуры праздников Алтайской академии культуры и искусств канд. пед. наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, Л. Ф. ЧЕРКАШЕНИНОВ; доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства Тюменской академии культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ А. М. <...> НИКОЛАЕВА; доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Кемеровского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ, лауреат всесоюзных и всероссийских конкурсов и фестивалей И. Я. ЛЯХОВ Анульев С. И. <...> А73 Сценическое пространство и выразительные средства режиссуры [Текст]: учеб. пособие / С. И. Анульев. <...> Для формирования профессионального сознания, коим обязаны обладать студенты-режиссеры, учебное пособие С. И. Анульева, кроме исторического и философского аспектов, предлагает направления исследования понятия сценического пространства, его классификации, функций, а также очерчивает круг проблем его «освоения-создания». <...> Дисциплина «Практические основы классической режиссуры и актерского мастерства» в учебном плане специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» открывает цикл общепрофессиональных и специальных предметов, формирующих профессиональные качества и навыки <...>
Сценическое_постранство_и_выразительные_средства_режиссуры.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт искусств Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников С. И. Анульев СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЖИССУРЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов вузов по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» Кемерово 2010
Стр.1
УДК 792.01 ББК 85.33я73 А73 Рецензенты: заведующий кафедрой режиссуры праздников Алтайской академии культуры и искусств канд. пед. наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, Л. Ф. ЧЕРКАШЕНИНОВ; доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства Тюменской академии культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ А. М. НИКОЛАЕВА; доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Кемеровского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ, лауреат всесоюзных и всероссийских конкурсов и фестивалей И. Я. ЛЯХОВ Анульев С. И. А73 Сценическое пространство и выразительные средства режиссуры [Текст]: учеб. пособие / С. И. Анульев. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 106 с. ISBN 978-5-8154-0181-5. Автор в своей работе изложил методологические требования по освоению пространства сцены выразительными средствами режиссуры и предлагает рассматривать данное учебное пособие не в качестве исчерпывающего исследования по теме, а как выделенные в исследовании материалы, помогающие студентам определить направления самостоятельного поиска. Для формирования профессионального сознания, коим обязаны обладать студенты-режиссеры, учебное пособие С. И. Анульева, кроме исторического и философского аспектов, предлагает направления исследования понятия сценического пространства, его классификации, функций, а также очерчивает круг проблем его «освоения-создания». УДК 792.01 ББК 85.33я73 ISBN 978-5-8154-0181-5 © С. И. Анульев, 2010 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2010 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Профессия режиссера и совсем еще юная, и очень старая. С точки зрения ее появления на афишах и в документах, она возникла совсем недавно, но вскоре стала одной из самых престижных. С позиции же искусства управления, толкования и самовыражения – этой профессии не одно тысячелетие. Сотни молодых людей по всей стране, штурмующих приемные комиссии перед вступительными экзаменами в творческие вузы, мечтают видеть свои имена крупным шрифтом на афишах знаменитых театров и концертных залов, вслед за «Режиссер-постановщик – …». Ореолом славы и успеха, площадями цветов и поклонников окружена эта кропотливая и взрывная, заботливая и суровая, аскетичная и безрассудная дорога творчества к почетному званию Мастер сцены. Очень часто молодые люди видят в этой замечательной профессии только блестящую ее половину. И каково же бывает разочарование в ожидании праздника когда, преодолев серьезнейший конкурс, они сталкиваются с буднями ежедневной рутины упражнений и заданий: наблюдая, вспоминая, прислушиваясь, всматриваясь в товарищей и стены учебного класса, без тяжелого бархата занавеса, гулкого воздуха ожидания зрительного зала, цветных огней рампы и апофеоза скульптуры актера в поклоне. «Груба жизнь!» Обязует трудиться тело и душу каждый день и час, с полной самоотдачей, на творческом пути к цели. Цель нашей работы, в рамках настоящего учебного пособия, – помочь студентам-режиссерам в их первых шагах на подмостках прикоснуться к таинственному и многообразному пространству сцены. Познакомиться с понятием пространства, составить представление о нем с точки зрения науки и искусства, узнать о направлениях его исследования в современном театроведении и попытаться понять с первых шагов, что важнее определиться, куда идешь и зачем, а потом уже – как. Дисциплина «Практические основы классической режиссуры и актерского мастерства» в учебном плане специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» открывает цикл общепрофессиональных и специальных предметов, формирующих профессиональные качества и навыки будущего режиссера. От того насколько верно и творчески осмысленно пройдет освоение теоретического и практического опыта лучших театральных традиций и открытий, зависит 3
Стр.3
по какому пути в учебном процессе пойдет студент: подражания и компилирования или поиска своего лица и почерка. Школа дает инструмент и знакомит со свойствами строительного материала, из которого по кирпичику складывается основание будущей сцены, где вчерашний школяр станет Мастером. Работе над сценическим этюдом (первым камнем в фундаменте спектакля) посвящено много трудов, как профессиональных режиссеров, так и ведущих педагогов-практиков различных учебных заведений искусства и культуры. Огромную роль в сфере подготовки целых поколений актеров и режиссеров сыграли работы «Гимнастика чувств» С. Гиппиуса; «Мастерство актера и режиссера» Б. Захавы; «Сценические этюды» Л. Шихматова; «Поэзия педагогики» М. Кнебель; «Тренинг и муштра» Л. Новицкой; «Композиция сценического пространства» Ю. Мочалова; и многих других. В том числе и появившиеся в последнее время в издательстве «ГИТИС» учебные пособия Б. Голубовского «Наблюдения. Этюд. Образ», «Шаг в профессию», «Читайте ремарку» и др. Все это замечательные книги, по которым студенты на постановке этюдов учатся режиссерскому мышлению, работе с актером, поиску выразительных средств на пути к созданию художественного образа. Однако, нам показалось, что в этих трудах организации игрового пространства, как «среды обитания» своих героев, внимания уделяется недостаточно. Что решение сцены, в основном только как «места действия» недостаточно раскрывает возможности игрового пространства, как сложного сценографического элемента выразительных средств режиссуры. Значение роли пространства в сценическом искусстве трудно переоценить. Аппиа, Крэг, Станиславский, Мейерхольд, Таиров, Фукс, Рейнхард, Пискатор, Брехт, Брук в своих практических и теоретических работах говорили о сценическом пространстве как о важном инструменте создания художественного образа и атмосферы спектакля. Сегодня новые технологии предоставляют поистине неограниченные возможности в конструктивном и образном решении представления, его влияния на художественное восприятие зрителем. Сценография, проделавшая большой и сложный исторический путь своего развития, сейчас представляет собой активный постановочный инструмент, который решает задачи не только художественно-декоративного оформления представле4
Стр.4
ния, но и создает условия, и сама участвует в развитии сценического действия. Об этом прекрасно написал В. Березкин в своем фундаментальном труде «Искусство сценографии мирового театра». Этим вопросам посвящены замечательные работы А. Михайловой. Мы не призываем возложить на режиссера функции сценографа (хотя примеров подобного рода совмещений предостаточно) и не умаляем роли художника в постановке. Наша цель – обратить внимание на проблему их взаимопонимания, разговора на «одном языке» и важность оценки роли организации сценического пространства, знания инструментария и выработки навыка в работе с ним. В первой части данного учебного пособия мы знакомим читателя с представлением о пространстве с точки зрения философии, искусствоведения и театроведения, в частности, выделяя при этом следующие проблемы: • понимание пространства в драматургическом материале как отражение мировоззрения изображенной эпохи; • освоение пространства и познание картины мира средствами искусства; • театральное искусство организации пространства как среды обитания участников драматического действия. Обращаем внимание, что весь материал первой части – это всего лишь направление для самостоятельного поиска и исследований студентов в данной сфере. Во второй части учебного пособия мы предлагаем технологию освоения сценического пространства как «среды обитания» персонажей выразительными средствами элементов сценографии и игры с ними; приводим нашу классификацию «типовых» мест действия в этюдах на наблюдения и свободную тему; разбираем примеры организации пространства в студенческих этюдах. Третья часть нашего пособия содержит подборку заданий и упражнений для студентов режиссерского отделения трех направлений в театральном образовании России (РАТИ, Вахтанговская школа, школа Товстоногова), связанных с решением пространственно-временных задач, предваряя ее методом разбора этапов работы над постановкой этюда. Кроме этого, предлагается для ознакомления метод многофигур5
Стр.5
ных композиций П. К. Вейсбрема, незаслуженно сегодня забытого театрального режиссера и педагога. Выпускники его единственного (к сожалению!) курса в полном составе стали главными режиссерами областных и городских театров страны в 60–70-е гг. теперь уже прошлого века. Учебное пособие «Сценическое пространство и выразительные средства режиссуры» адресовано педагогам и студентам театральных школ, вузов культуры и искусства, изучающих основы классической (театральной) режиссуры и актерское мастерство. Темы, рассматриваемые в пособии, преподаются на первом курсе, но работа над организацией сценического пространства этим не заканчивается – и в последующие годы обучения усложняется задачей создания художественного образа представления. Поэтому предлагаемая методика освоения и поиска выразительности сценического пространства может быть применена и в последующие годы обучения, а также в практической работе после выпуска. Выражаю свою благодарность всем, кто помогал мне в создании этого пособия: практическим советом и здоровой критикой направлявшим по верному пути сотрудникам кафедры РТПП КемГУКИ; студентам, бывшим и настоящим, которые на себе испытали трудности поиска и эксперимента; коллегам из других вузов, профессиональным работникам театра и праздничных форм. Особую благодарность и низкий поклон приношу моему учителю Борису Гавриловичу Голубовскому за его рекомендации, мягкую критику и строгие советы, понимание горячности возражений и просто добросердечное участие. Без него эта работа просто бы не состоялась. 6
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .......................................................................................................3 Глава 1. Категория пространства как предмет профессионального интереса режиссера .....................................................................................7 Пространство как философская категория ...............................................9 Художественный образ пространства как способ познания картины мира...............................................................................................................12 Театр как искусство организации пространства ......................................16 Классификация театрального пространства I ........................................................................................................16 II........................................................................................................21 III ......................................................................................................23 Факторы преобразования театрального пространства ............................24 Примечания ..................................................................................................27 Литература к Главе 1...................................................................................28 Глава 2. Точка отсчета.................................................................................29 Работа по организации пространства в этюде..........................................29 Место действия в этюде. Попытка классификации ...............................42 Средства организации пространства в этюде...........................................45 Процесс освоения средств организации пространства ...........................58 Примечания ..................................................................................................82 Литература к Главе 2...................................................................................82 Список рекомендуемой литературы..........................................................83 Приложение 1...............................................................................................87 Приложение 2...............................................................................................99 105
Стр.105