Журнал «Актуальные проблемы российского права» издается государственным
образовательным учреждением высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия» с 2004 г. и
выходит четыре раза в год.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного
наследия (свидетельство ПИ ¹ ÔÑ77-25128 от 28 июля 2006 ã.).
В соответствии с решением Президиума Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования и науки Российской Федерации журнал
«Актуальные проблемы российского права» включен в Перечень ведущих отечественных
рецензируемых научных журналов и изданий гуманитарного и
общественно-научного профилей, в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней
кандидата и доктора наук (решение Президиума Высшей аттестационной
комиссии Минобрнауки России от 20 октября 2006 ã. ¹ 39/88).
Адрес ðåäàêöèè: 123995 ã. Ìîñêâà, óë. Ñàäîâàÿ-Êóäðèíñêàÿ, ä. 9, êàá.
759, УНИ ÌÃÞÀ; òåë./ôàêñ: (495) 2448578
Журнал издается при финансовой поддержке Международной академии
предпринимательства.
Учредитель и издатель не несут ответственности за ущерб, который может
последовать в результате использования, неиспользования или ненадлежащего
использования информации, содержащейся в настоящем издании.
Полное или частичное воспроизведение в печатной или электронной
форме материалов, содержащихся в настоящем издании, допускается только
с письменного разрешения редакции.
Редакционная коллегия:
О.Е. Кутафин, академик РАН, д-р юрид. наук, профессор,
президент МГЮА (главный редактор)
В.В. Блажеев, канд. юрид. наук, профессор, ректор МГЮА
(зам. главного редактора)
И.М. Мацкевич, д-р юрид. наук, профессор, первый проректор МГЮА,
проректор по научной работе (зам. главного редактора)
К.А. Бекяшев, д-р юрид. наук, профессор
Е.Ю. Грачева, д-р юрид. наук, профессор, проректор МГЮА
по учебной работе
К.Н. Гусов, д-р юрид. наук, профессор
Г.К. Дмитриева, д-р юрид. наук, профессор
И.В. Ершова, д-р юрид. наук, профессор
И.А. Исаев, д-р юрид. наук, профессор
Е.П. Ищенко, д-р юрид. наук, профессор
С.Ю. Кашкин, д-р юрид. наук, профессор
Е.И. Козлова, д-р юрид. наук, профессор
П.А. Лупинская, д-р юрид. наук, профессор
В.П. Мозолин, д-р юрид. наук, профессор
Л.Л. Попов, д-р юрид. наук, профессор
Т.Н. Радько, д-р юрид. наук, профессор
А.И. Рарог, д-р юрид. наук, профессор
Е.Р. Россинская, д-р юрид. наук, профессор
Б.А. Страшун, д-р юрид. наук, профессор
В.Е. Усанов, д-р юрид. наук, профессор, ректор МАП
В.Д. Элькин, канд. техн. наук, профессор
В.Е. Эминов, д-р юрид. наук, профессор
© ÌÃÞÀ, 2008
2
3
Стр.2
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Карнаушенко Л.В.,
канд. ист. наук, начальник кафедры философии и социологии
Краснодарского университета МВД России
ГОСУДАРСТВО:
ОБРАЗ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНА
В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА
Государство — явление, воспринимаемое неоднозначно и обывателем, и
ученым 1
. «Государство в одно и то же время — это идея и факт, абстракция и
организация, оно не имеет конкретной реальности, но его присутствие
чувствуется постоянно»2
. «Государство — это субъект (при том, что этот субъект,
идет ли речь о нации, человечестве, классе, расе или партии, являет или
мнит себя абсолютным субъектом)»3
действующем субъекте, хотя знаем, что действуют только индивиды»4
рство есть союз поколений, образующих единую духовную личность»5
. «Мы говорим о государстве как о
. «Ãîñóäà.
«Термин
«государство» иногда используется в самом широком смысле, а именно
«для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества».
Это же понятие применяется и в очень узком смысле для обозначения
какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления»6
.
Зачастую под термином «государство» подразумевается не народ или
верховная власть, а только один аппарат, бюрократия… противопоставляемая
всем остальным социальным группам»7
. «Если мы зададим вопрос, что в эмпирической
действительности соответствует идее «государства», то обнаружим
бесконечное множество диффузных и дискретных действий и пассивных реакций,
фактически и юридически упорядоченных связей- либо единичных по
своему характеру, либо регулярно повторяющихся; связей, объединенных…
верой в действительно значимые нормы… в отношении господства — подчинения
между людьми»8
. Таким образом, сформированы различные образы госуНе
случайно, М.Н. Марченко утверждает, что «неоднозначность восприятия государства…
обусловлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается,
а следовательно, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления».
1
Ñì.: Марченко Ì.Í. Проблемы теории государства и ïðàâà. Ì., 2001. Ñ. 124.
2
Ardant Ph. Installations poliiiques el droit constitutinnnel. Paris, 1989. P. 16.
3 Лаку-Лабарт Ô., Нанси Æ.-Ë. Нацистский ìèô. ÑÏá., 2002. Ñ. 20.
4 Понятие государства в четырех языках: сборник статей / под ред. О. Хархордина. СПб.;
Ì., 2002. Ñ. 212.
5
Чичерин Á.Í. О народном представительстве. Ì., 1889. Ñ. 117.
6 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. С. 124.
7 Величко À.Ì. Философия русской государственности. ÑÏá., 2001. Ñ. 108. Ñì. òàêæå: Лазаревский
Í.È. Русское государственное ïðàâî: В 2 ò. Ò. 1. ÑÏá., 1913. Ñ. 4—5.
8
Вебер Ì. Избранные произведения. Ì., 1990. Ñ. 399.
4
Государство: образ и сущностные характеристики ...
Карнаушенко Л.В.
дарства, которые, на наш взгляд, могут быть объединены в два блока концепций,
условно названных организационным и функциональным.
Государство — это форма социальной организации. Эта максима находится
в основании концепций организационного блока. Государство — это
особая универсальная для данного общества организация, обладающая
уникальной (публичной, государственной) властью и специализированным
аппаратом управления обществом. Будучи неотъемлемой частью общества
уже на протяжении, видимо, многих тысячелетий, государство выполняет
всеобъемлющие регулятивные (а именно управленческие) функции по отношению
к нему, — отмечает В.Е. Чиркин, выражая достаточно традиционную
для социально-политической и юридической науки точку зрения 1
.
Целесообразно, на наш взгляд, рассматривать понятие «государство» в
широком и узком смыслах.
«Государство», понимаемое в широком смысле, есть все политически организованное
сообщество. В качестве основных структурных элементов государства
выступают социальные организации, осуществляющие управление
(органы государственной власти); организации, обеспечивающие управленческий
процесс (материальные придатки государства: силовые структуры (полиция,
армия, органы государственной безопасности), государственные учреждения,
осуществляющие деятельность в сфере науки, образования, медицины,
социального обеспечения и т.п.); организации, являющиеся объектом
управленческого воздействия (семейные и профессиональные союзы, корпорации,
осуществляющие хозяйственную деятельность и т.п.)2
.
Государство, понимаемое в узком смысле, отождествляется с аппаратом
государственной власти (бюрократией) и силовыми структурами, при помощи
которых осуществляется государственное принуждение 3
. Если брать за основу
узкий подход, то получается, что на территории страны существуют и определенным
образом взаимодействуют государство — аппарат (инструмент) публичной
политической власти и народ — объект властного воздействия. При
этом формирование структур государственной власти осуществляется по различным
схемам: непосредственного и опосредованного представительства;
назначения; представления кандидатуры для последующего коллективного утверждения
и ò.ä.
Понимание государства, осуществляемое в контексте концепций организационного
блока, базируется на двух фикциях: 1) на утверждении в качестве
цели государства общего блага властвующих и подвластных; 2) на
восприятии государства в качестве субъекта действия.
1 Ñì.: Чиркин Â.Å. Основы сравнительного государствоведения. Ì., 1997. Ñ. 7.
2 Об этом см., напр.: Государство, общество, личность: проблемы совместимости / под общ.
ðåä. Ð.À. Ðîìàøîâà, Í.Ñ. Íèæíèê. Ì., 2005. Ñ. 11.
3
Там же.
5
Стр.3