ШиЛоВСкиЙ ПРаЗдноВание «СибиРСкого днЯ» В доРеВоЛЮЦионныЙ ПеРиод д-р ист наук, институт истории сО РАН, г Новосибирск e-mail: Istorik novosib@gmail com в статье рассматривается процесс оформления регионального праздника – «сибирского дня», приуроченного к взятию дружиной Ермака столицы сибирского ханства кашлыка 26 октября 1581 г Традиция его празднования окончательно сложилась в 1881–1882 гг и просуществовала до 1919 г ключевые слова: сибирь, сибирский день, юбилей, общественная жизнь. <...> Процесс освоения сибири, начавшийся с похода дружины Ермака в 1582 г , ее инкорпорации в Российское государство сопровождался не только созданием соответствующих управленческих структур, решением проблемы их кадрового обеспечения, образованием административных центров и т д , но и формированием соответствующей системы символов Она включает гербы, флаги, праздники, денежные знаки, ритуалы и т д , являющиеся неотъемлемой частью фиксации идентичности нации, государства, региона как социокультурной, экономической и политической общности Применительно к российской истории символика обеспечивала интеграцию отдельных территорий в единое централизованное государство Параллельно происходило и религиозное «освоение» региона, выразившееся не только в строительстве храмов и монастырей, обеспечении их духовенством, но и появлении месточтимых икон и святых Первой в ряду сибирских православных чудотворных реликвий стала Абалакская «Знамение икона Божией матери» (впервые явлена в 1636 г ) Первым применительно к Азиатской России святым стал иркутский епископ иннокентий (иоанн иоаннович кульчицкий, 1660–1731), канонизированный в 1805 г при деятельном участии сибирского генерал-губернатора Н Н селифонтова вслед за ними в число сибирских святынь были включены иконы «Богоматери Тобольской (казанской)», «спас Нерукотворный (Тарханский)», «смоленской Божией Матери суерской (Осиповской)», святые иоанн Тобольский (Максимович), василий <...>