МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
И. В. Черниговских
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Учебная программа дисциплины
и планы семинарских занятий для вузов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2012
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Теория культуры» относится к Профессиональному
циклу дисциплин Федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования по направлению
подготовки 033000 – Культурология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную)
часть этого цикла.
В качестве ведущей цели данного курса можно выделить получение
фундаментальной подготовки по теории культуры.
В качестве основных задач преподавания данной дисциплины можно
обозначить следующие:
1) формирование у студентов представления о культуре как системе,
имеющей морфологические и динамические характеристики;
2) знакомство с базовыми понятиями теоретической культурологии;
3) рассмотрение структуры современного теоретико-культурологического
знания.
Практической частью курса являются семинарские занятия, включающие
интерактивные формы: дискуссии, диспуты, обсуждение прочитанных
первоисточников.
В результате изучения курса «Теория культуры» студент должен владеть:
–
понятийным аппаратом;
– познавательными подходами и методами изучения культурных
форм.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь
теоретическую подготовку по «Философии культуры» и «Социологии культуры».
У студентов должны быть сформированы компетенции бакалавра:
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную
речь.
Учебная дисциплина «Теория культуры» является предшествующей
для следующих дисциплин: «Методы изучения культуры», «Социальная и
культурная антропология».
Программа изучения дисциплины предполагает проведение текущих
аттестаций в форме ответов на контрольные вопросы или теста, промежуточной
аттестации в форме экзамена. Самостоятельная работа включает
изучение литературы, указанной в программе курса, но не подвергнутой
анализу на семинарских занятиях.
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы
следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК) – способность и готовность:
3
Стр.3
риод основного положительного смысла термина «культура» и его переориентация
на закрепление признаков личного совершенства.
Пути проникновения термина «культура» в российский повседневный
и научный обиход. Специфика употребления понятия «культура». Понятия
«политичность» и «просвещенность» как синонимы культуры в русской
мысли.
Тема 2. Понятие «культура» (2 часа)
Культура как универсальная категория, охватывающая предельно
широкий мир разнородных явлений. Культура как объект изучения различных
дисциплин. Многообразие подходов к определению сущности культуры
как следствие различий мировоззренческих и методологических позиций
мыслителей. Анализ определений культуры А. Крёбером и К. Клакхоном.
Методологический плюрализм современного культурологического
знания. Общее теоретическое содержание понятия культуры. Открытость
категории «культура».
Культура как надприродное явление, искусственно созданная людьми
среда обитания и самоосуществления, механизм регуляции социальных отношений
и поведения. Культура как система материальных объектов, идей
и образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых
связей между людьми и способов их регулирования, оценочных критериев,
имеющихся в обществе.
Тема 3. Культура и цивилизация (2 часа)
Генезис термина и понятия «цивилизация». Основные варианты интерпретации
понятия «цивилизация»: локально-исторический (Н. Я. Данилевский,
А. Тойнби, X. Уайт); историко-стадиальный (У. Ростоу, Д. Белл,
О. Тоффлер, Н. Д. Кондратьев): всемирно-исторический (К. Ясперс,
Л. С. Васильев). Понятие цивилизации как региональной суперструктуры.
Критерии вычленения цивилизаций (хронологический, религиозный, технологический,
информационный и т. п.). Понятие человеческой цивилизации.
Эволюционные и инновационные цивилизации. Традиционные и либеральные
цивилизации. Аграрная (доиндустриальная), промышленная (индустриальная)
и информационная (постиндустриальная) цивилизации. Европоцент-ристские
представления о тождестве цивилизации и европейского капиталистического
общества.
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в истории социальной
мысли. Цивилизации как стадии развития человечества (Л. Морган).
Противопоставления культуры и цивилизации в немецкой социальнофилософской
традиции. Н. А. Бердяев о культуре и цивилизации. Цивилизация
как технологический аспект культуры.
6
Стр.6
Современные трактовки цивилизации. «Центральная цивилизация»
(Д. Уилкинсон), «процесс цивилизации» (Н. Элиас), «расколотая цивилизация»
(С. Хантингтон), «цивилизация неграмотности» (М. Надин). Цивилизация
как источник варварства (С. Латуш, П. Кауфман). Культурная самоидентификация
и столкновение цивилизаций (С. Хантингтон).
Тема 4. Культура и природа (2 часа)
Культура и природа как взаимодополняющие понятия современной
теории культуры. Культура и природа человека. Культура как компенсация
биологической недостаточности человека. Ненаследуемость социального
опыта генетически – отличительный признак человека как культурного существа.
Поиск аналогов между функционированием человеческой культуры
и моделями поведения стадных животных. Социальное поведение животных
как функционально-технологический аналог человеческой культуры.
Анализ различия биологических и человеческих форм общения.
Культура как способ и результат освоения природы. Роль географической
среды в формировании культуры. И. Г. Гердер и Ш. Монтескье о
влиянии климатических условий на общественное устройство. Л. И. Мечников
о роли водного пространства в развитии цивилизации. Развитие
представления о взаимовлиянии природной среды и культуры в экологической
антропологии. Культурная экология (Дж. Стьюард, М. Салинс). Экосистемная
и популяционная антропология (Э. Вайда и Р. Раппапорт). Теория
хозяйственно-культурных типов (С. П. Толстов, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров,
Б. Н. Андрианов). Этническая экология (В. И. Козлов).
Противоречия в системе «общество – природа» в современную эпоху.
Трагедия роста: демографический взрыв, сокращение пахотных угодий, загрязнение
окружающей среды, разрушение природных ландшафтов, антропогенное
воздействие на атмосферу, энергетический кризис. Концепции путей
выхода из экологического кризиса. Возможность коэволюционного развития
общества и природы. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, их актуальность
сегодня. Перспектива устойчивого развития.
Проблема формирования экологической культуры. Новое экологическое
сознание. Инвайронментализм. Экологическая этика.
Тема 5. Культура как знаково-символическая система (6 часов)
Значение как специфически культурное средство соединения человека
с миром и обществом. Роль культурных значений в ориентации человеческой
жизнедеятельности. Основные сферы обозначивания: природная,
предметная и духовная. Проблема сохранения и изменения значений. Типы
значений.
Культура как знаковая система. Понятия «знака» и «знаковой системы».
Сущность и виды знаков. Основные виды знаковых систем.
7
Стр.7
Специфика знака-символа. Символ как неразвернутый знак, несущий
в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в
нем смыслового содержания. Интерпретация символов как способ существования
культуры и критерий культурности (К. Гирц). Функции символа в
культуре.
Язык как способ создания, хранения, переработки и передачи культурной
информации. Сущность языка: наделение отдельных элементов мира
значениями и организация значений в систему. Происхождение языка.
Виды языков: вербальные и невербальные, естественные и искусственные.
Вторичные моделирующие системы. Языковая картина мира. Язык и письменность.
Характерные особенности дописьменных, письменных и «постписьменных»
культур.
Культура как текст. Многообразие форм существования культурного
текста. Специфика и сущность текста. Текст и контекст. Текст и код. Типы
кодов Р. Барта. «Гипертекст» как феномен информационной культуры.
Вещь как символ. Понятие семиотического статуса вещей (А. К. Байбурин).
Принципы семантизации предметов материальной культуры. Полифункциональность
вещей и их медиативная функция. Соотношение утилитарных
и символических функций. Ритуальные функции предметов.
Тело человека в культурном пространстве. Концепция социального
формирования тела. Социальное конструирование телесности. Телесность
как объект социального контроля. Регламентация телесности.
Символика поведения. Л. С. Выготский о знаковом характере культурных
форм человеческого поведения. Ритуал как текст (система знаков), форма
символического поведения и коммуникативная структура. Понятие ритуального
символа и семиотического статуса вещей. Коммуникативная природа
ритуала и теория универсального обмена (М. Мосс). Проблема точки зрения
в ритуале; оппозиция «свое» – «чужое». Классификация ритуалов.
Тема 6. Знания как содержательный элемент культуры (2 часа)
Потребность людей в масштабном, многоаспектном и систематизированном
знании об окружающем мире, самом человеке и допустимых
формах человеческой деятельности и взаимоотношений. Культура как
принятая в данном обществе система получения и интерпретации знаний.
«Информационная пирамида»: данные, информация, знания, мудрость.
Знание и верования.
Основные типы знания. Принципы классификации знаний. Формы
знаний. Типология знания на знания предметной области, знания людей и
знания процессов. Сфера житейских знаний, их особенности.
Способы отражения и систематизации знаний в культуре: мировосприятие,
мироощущение, мировоззрение. Образ мира в культуре: средства
8
Стр.8