Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Теория культуры (110,00 руб.)

0   0
Первый авторЧерниговских Игорь Васильевич
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц49
ID236054
АннотацияВ качестве ведущей цели данного курса можно выделить получение фундаментальной подготовки по теории культуры. Практической частью курса являются семинарские занятия, включающие интерактивные формы: дискуссии, диспуты, обсуждение прочитанных первоисточников.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов-бакалавров 3-го курса отделения культурологии факультета философии и психологии.
Черниговских, И.В. Теория культуры / И.В. Черниговских .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 49 с. — 49 с. — URL: https://rucont.ru/efd/236054 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. В. Черниговских ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 29 декабря 2011 г., протокол № 1400-10 Рецензент канд. филос. наук, доц. кафедры философии С. В. Барышников Учебная программа подготовлена на кафедре культурологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов-бакалавров 3-го курса отделения культурологии факультета философии и психологии. <...> 4 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Теория культуры» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 – Культурология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. <...> Практической частью курса являются семинарские занятия, включающие интерактивные формы: дискуссии, диспуты, обсуждение прочитанных первоисточников. <...> 54 36 18 50 34 16 13 9 4 63 27 Итого: 180 90 36 90 4 V семестр ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Название тем курса 1 Теория культуры как предмет исследования 5 Культура как знаковосимволическая система 6 Знания как содержательный элемент культуры 7 Ценности как содержательный элемент культуры 8 Регулятивные аспекты культуры 9 Миф как форма культуры 10 Религия как форма культуры 11 Искусство как форма культуры 12 Наука как форма культура 13 Философия как форма культуры Аудиторная работа Лекции Семин. <...> Роль культурных значений в ориентации человеческой жизнедеятельности. <...> Понятие ритуального символа и семиотического статуса вещей. <...> Знания как содержательный элемент <...>
Теория_культуры.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Теория_культуры.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. В. Черниговских ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Теория культуры» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 – Культурология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. В качестве ведущей цели данного курса можно выделить получение фундаментальной подготовки по теории культуры. В качестве основных задач преподавания данной дисциплины можно обозначить следующие: 1) формирование у студентов представления о культуре как системе, имеющей морфологические и динамические характеристики; 2) знакомство с базовыми понятиями теоретической культурологии; 3) рассмотрение структуры современного теоретико-культурологического знания. Практической частью курса являются семинарские занятия, включающие интерактивные формы: дискуссии, диспуты, обсуждение прочитанных первоисточников. В результате изучения курса «Теория культуры» студент должен владеть: – понятийным аппаратом; – познавательными подходами и методами изучения культурных форм. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по «Философии культуры» и «Социологии культуры». У студентов должны быть сформированы компетенции бакалавра: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Учебная дисциплина «Теория культуры» является предшествующей для следующих дисциплин: «Методы изучения культуры», «Социальная и культурная антропология». Программа изучения дисциплины предполагает проведение текущих аттестаций в форме ответов на контрольные вопросы или теста, промежуточной аттестации в форме экзамена. Самостоятельная работа включает изучение литературы, указанной в программе курса, но не подвергнутой анализу на семинарских занятиях. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции: а) общекультурные (ОК) – способность и готовность: 3
Стр.3
риод основного положительного смысла термина «культура» и его переориентация на закрепление признаков личного совершенства. Пути проникновения термина «культура» в российский повседневный и научный обиход. Специфика употребления понятия «культура». Понятия «политичность» и «просвещенность» как синонимы культуры в русской мысли. Тема 2. Понятие «культура» (2 часа) Культура как универсальная категория, охватывающая предельно широкий мир разнородных явлений. Культура как объект изучения различных дисциплин. Многообразие подходов к определению сущности культуры как следствие различий мировоззренческих и методологических позиций мыслителей. Анализ определений культуры А. Крёбером и К. Клакхоном. Методологический плюрализм современного культурологического знания. Общее теоретическое содержание понятия культуры. Открытость категории «культура». Культура как надприродное явление, искусственно созданная людьми среда обитания и самоосуществления, механизм регуляции социальных отношений и поведения. Культура как система материальных объектов, идей и образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования, оценочных критериев, имеющихся в обществе. Тема 3. Культура и цивилизация (2 часа) Генезис термина и понятия «цивилизация». Основные варианты интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, X. Уайт); историко-стадиальный (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер, Н. Д. Кондратьев): всемирно-исторический (К. Ясперс, Л. С. Васильев). Понятие цивилизации как региональной суперструктуры. Критерии вычленения цивилизаций (хронологический, религиозный, технологический, информационный и т. п.). Понятие человеческой цивилизации. Эволюционные и инновационные цивилизации. Традиционные и либеральные цивилизации. Аграрная (доиндустриальная), промышленная (индустриальная) и информационная (постиндустриальная) цивилизации. Европоцент-ристские представления о тождестве цивилизации и европейского капиталистического общества. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в истории социальной мысли. Цивилизации как стадии развития человечества (Л. Морган). Противопоставления культуры и цивилизации в немецкой социальнофилософской традиции. Н. А. Бердяев о культуре и цивилизации. Цивилизация как технологический аспект культуры. 6
Стр.6
Современные трактовки цивилизации. «Центральная цивилизация» (Д. Уилкинсон), «процесс цивилизации» (Н. Элиас), «расколотая цивилизация» (С. Хантингтон), «цивилизация неграмотности» (М. Надин). Цивилизация как источник варварства (С. Латуш, П. Кауфман). Культурная самоидентификация и столкновение цивилизаций (С. Хантингтон). Тема 4. Культура и природа (2 часа) Культура и природа как взаимодополняющие понятия современной теории культуры. Культура и природа человека. Культура как компенсация биологической недостаточности человека. Ненаследуемость социального опыта генетически – отличительный признак человека как культурного существа. Поиск аналогов между функционированием человеческой культуры и моделями поведения стадных животных. Социальное поведение животных как функционально-технологический аналог человеческой культуры. Анализ различия биологических и человеческих форм общения. Культура как способ и результат освоения природы. Роль географической среды в формировании культуры. И. Г. Гердер и Ш. Монтескье о влиянии климатических условий на общественное устройство. Л. И. Мечников о роли водного пространства в развитии цивилизации. Развитие представления о взаимовлиянии природной среды и культуры в экологической антропологии. Культурная экология (Дж. Стьюард, М. Салинс). Экосистемная и популяционная антропология (Э. Вайда и Р. Раппапорт). Теория хозяйственно-культурных типов (С. П. Толстов, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, Б. Н. Андрианов). Этническая экология (В. И. Козлов). Противоречия в системе «общество – природа» в современную эпоху. Трагедия роста: демографический взрыв, сокращение пахотных угодий, загрязнение окружающей среды, разрушение природных ландшафтов, антропогенное воздействие на атмосферу, энергетический кризис. Концепции путей выхода из экологического кризиса. Возможность коэволюционного развития общества и природы. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, их актуальность сегодня. Перспектива устойчивого развития. Проблема формирования экологической культуры. Новое экологическое сознание. Инвайронментализм. Экологическая этика. Тема 5. Культура как знаково-символическая система (6 часов) Значение как специфически культурное средство соединения человека с миром и обществом. Роль культурных значений в ориентации человеческой жизнедеятельности. Основные сферы обозначивания: природная, предметная и духовная. Проблема сохранения и изменения значений. Типы значений. Культура как знаковая система. Понятия «знака» и «знаковой системы». Сущность и виды знаков. Основные виды знаковых систем. 7
Стр.7
Специфика знака-символа. Символ как неразвернутый знак, несущий в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в нем смыслового содержания. Интерпретация символов как способ существования культуры и критерий культурности (К. Гирц). Функции символа в культуре. Язык как способ создания, хранения, переработки и передачи культурной информации. Сущность языка: наделение отдельных элементов мира значениями и организация значений в систему. Происхождение языка. Виды языков: вербальные и невербальные, естественные и искусственные. Вторичные моделирующие системы. Языковая картина мира. Язык и письменность. Характерные особенности дописьменных, письменных и «постписьменных» культур. Культура как текст. Многообразие форм существования культурного текста. Специфика и сущность текста. Текст и контекст. Текст и код. Типы кодов Р. Барта. «Гипертекст» как феномен информационной культуры. Вещь как символ. Понятие семиотического статуса вещей (А. К. Байбурин). Принципы семантизации предметов материальной культуры. Полифункциональность вещей и их медиативная функция. Соотношение утилитарных и символических функций. Ритуальные функции предметов. Тело человека в культурном пространстве. Концепция социального формирования тела. Социальное конструирование телесности. Телесность как объект социального контроля. Регламентация телесности. Символика поведения. Л. С. Выготский о знаковом характере культурных форм человеческого поведения. Ритуал как текст (система знаков), форма символического поведения и коммуникативная структура. Понятие ритуального символа и семиотического статуса вещей. Коммуникативная природа ритуала и теория универсального обмена (М. Мосс). Проблема точки зрения в ритуале; оппозиция «свое» – «чужое». Классификация ритуалов. Тема 6. Знания как содержательный элемент культуры (2 часа) Потребность людей в масштабном, многоаспектном и систематизированном знании об окружающем мире, самом человеке и допустимых формах человеческой деятельности и взаимоотношений. Культура как принятая в данном обществе система получения и интерпретации знаний. «Информационная пирамида»: данные, информация, знания, мудрость. Знание и верования. Основные типы знания. Принципы классификации знаний. Формы знаний. Типология знания на знания предметной области, знания людей и знания процессов. Сфера житейских знаний, их особенности. Способы отражения и систематизации знаний в культуре: мировосприятие, мироощущение, мировоззрение. Образ мира в культуре: средства 8
Стр.8