Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза (220,00 руб.)

1   0
Первый авторБоброва Елена Ивановна
ИздательствоКемГУКИ
Страниц156
ID232967
АннотацияМонография посвящена актуальной проблеме педагогической науки и практики - применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности библиотеки вуза. ИКТ в вузовских библиотеках влияют в целом на все производственные процессы, однако при этом не изменяется их функциональное содержание. Автоматизация производственных процессов библиотеки вуза (комплектования фонда, приема и учета, обработки документов и др.) вносит коррективы в последовательность и номенклатуру технологических операций. Применение ИКТ (Интернет-технологии, появление электронных ресурсов) отражается на конечном результате - увеличении ассортимента продуктов и услуг: электронные каталоги, web-сайты, электронная доставка документов, дистанционные образовательные услуги. Полученные в результате исследования рекомендации могут найти применение в сфере библиотечного менеджмента вузовских библиотек региона.
Боброва, Е. И. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза : Монография / Е. И. Боброва .— Кемерово : КемГУКИ, 2010 .— 156 с. — URL: https://rucont.ru/efd/232967 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Кемеровский государственный университет культуры и искусств Е. И. Боброва ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА Монография Кемерово 2010 1 УДК 78.305.8 ББК 022.9 Б72 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Е. Л. Кудрина; доктор педагогических наук, профессор Н. И. Гендина; доктор культурологии, профессор Г. Б. Паршукова Боброва, Е. <...> ИКТ в вузовских библиотеках влияют в целом на все производственные процессы, однако при этом не изменяется их функциональное содержание. <...> Автоматизация производственных процессов библиотеки вуза (комплектования фонда, приема и учета, обработки документов и др.) вносит коррективы в последовательность и номенклатуру технологических операций. <...> Технологическая модель библиотеки вуза в условиях применения информационно-коммуникационных технологий . <...> Влияние информационно-коммуникационных технологий на технологические подсистемы библиотеки вуза 2.1. <...> Реализация производственных процессов библиотеки вуза на базе информационно-коммуникационных технологий. <...> Формирование информационно-коммуникационных компетенций персонала и пользователей библиотеки вуза. <...> Выявление специфики подсистемы нормативнометодического обеспечения информационно-коммуникационных технологий библиотеки вуза . <...> Внедрение ИКТ вызвало изменения в производственных процессах библиотеки, требованиях к информационно-коммуникационным компетенциям библиотечных кадров. <...> Создание единого информационного пространства предполагает наличие типовых технологических решений, например, в вопросах формирования и предоставления полнотекстовых электронных ресурсов в библиотеке вуза. <...> Этим обусловлена объективная потребность обозначить направления развития технологических подсистем библиотек вузов на этапе информатизации высшего профессионального образования. <...> Существенный вклад в формирование целостной технологической <...>
Информационно-коммуникационные_технологии_в_деятельности_библиотеки_вуза__Монография.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Кемеровский государственный университет культуры и искусств Е. И. Боброва ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА Монография Кемерово 2010 1
Стр.1
УДК 78.305.8 ББК 022.9 Б72 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Е. Л. Кудрина; доктор педагогических наук, профессор Н. И. Гендина; доктор культурологии, профессор Г. Б. Паршукова Боброва, Е. И. Б72 Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза [Текст]: монография / Е. И. Боброва. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 156 с. ISBN 978-5-8154-0193-8. Монография посвящена актуальной проблеме педагогической науки и практики – применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности библиотеки вуза. ИКТ в вузовских библиотеках влияют в целом на все производственные процессы, однако при этом не изменяется их функциональное содержание. Автоматизация производственных процессов библиотеки вуза (комплектования фонда, приема и учета, обработки документов и др.) вносит коррективы в последовательность и номенклатуру технологических операций. Применение ИКТ (Интернет-технологии, появление электронных ресурсов) отражается на конечном результате – увеличении ассортимента продуктов и услуг: электронные каталоги, web-сайты, электронная доставка документов, дистанционные образовательные услуги. Полученные в результате исследования рекомендации могут найти применение в сфере библиотечного менеджмента вузовских библиотек региона. УДК 78.305.8 ББК 022.9 ISBN 978-5-8154-0193-8 2 © Боброва Е. И., 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..................................................................................................... 4 Глава 1. Тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в библиотеке вуза 1.1. Подходы к определению дефиниции «информационнокоммуникационные технологии»............................................................. 11 1.2. Компонентная структура информационно-коммуникационных технологий........................................................................................... 28 1.3. Компоненты информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки вуза ................................................... 41 1.4. Технологическая модель библиотеки вуза в условиях применения информационно-коммуникационных технологий ........... 51 Глава 2. Влияние информационно-коммуникационных технологий на технологические подсистемы библиотеки вуза 2.1. Реализация производственных процессов библиотеки вуза на базе информационно-коммуникационных технологий.................... 68 2.2. Формирование информационно-коммуникационных компетенций персонала и пользователей библиотеки вуза......................... 81 2.3. Выявление специфики подсистемы нормативнометодического обеспечения информационно-коммуникационных технологий библиотеки вуза .................................................................... 99 2.4. Совершенствование подсистемы организационного управления и контроля качества библиотеки вуза на базе информационно-коммуникационных технологий ................................................ 114 Заключение ............................................................................................... 131 Список использованной литературы....................................................... 135 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований в целях объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Обновление и укрепление государственности, демократизация общественной жизни, переход на рыночные механизмы экономического развития, децентрализация управления, интеграция в мировое политическое, экономическое и социокультурное пространство стали объективными предпосылками модернизации системы отечественного образования. Содержание и направления образовательной политики России определены в Федеральных Законах Российской Федерации «Об образовании» [164], «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. [156]. Основной упор в вышеперечисленных документах делается на создание технически оснащенной, единой информационной образовательной среды, которая должна обладать гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной для использования в учебном процессе. В условиях развития цивилизации – перехода к информационному обществу – научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства, которое базируется на отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные продукты и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний и информации. Основы информатизации общества, в частности, системы высшего образования в России, изложены в ряде имеющих концептуальное значение правительственных документов [160–163]. Важным компонентом информационной образовательной среды выступает библиотека вуза, включенная в образовательный, научный и педагогический процесс. Адаптация библиотеки вуза к новым задачам, адекватным современной парадигме образования и изменившимся социальноэкономическим условиям системы высшего образования, связана с применением информационно-коммуникационных технологий. 4
Стр.4
Важной социальной задачей библиотек вузов является обеспечение равных прав студентов и преподавателей на оперативное получение информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной квалификации пользователей, независимо от их места проживания, общественного положения и сферы деятельности. Работа вузовских библиотек, осуществляющих доступ к широкому спектру информационных источников, независимо от формы предоставления, неразрывно связана с современными образовательными технологиями. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности вузовских библиотек инициировало формирование электронных образовательных ресурсов. Это определило принципы новой ассортиментной политики, ориентированной на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса. Внедрение ИКТ вызвало изменения в производственных процессах библиотеки, требованиях к информационно-коммуникационным компетенциям библиотечных кадров. В конце ХХ столетия библиотечная отрасль в России развивались в условиях перехода к комплексному использованию традиционных и автоматизированных информационных технологий. Библиотеки вузов осуществляют комплексную автоматизацию, уделяя преимущественное внимание наращиванию и развитию технической базы. В то же время технологическое содержание происходящих изменений, важных для определения целей и решения задач каждой вузовской библиотеки, часто не подвергается серьезному осмыслению [182]. Создание единого информационного пространства предполагает наличие типовых технологических решений, например, в вопросах формирования и предоставления полнотекстовых электронных ресурсов в библиотеке вуза. Информация, сохранённая в цифровом виде на внешних носителях или доступная в сетевом режиме, открывает новые возможности обеспечения учебного процесса. В условиях реализации информационно-коммуникационных технологий в библиотеках вузов ощущается дефицит специалистов в этой области. Неполнота нормативной базы оказывает влияние на принятие технологических решений. Этим обусловлена объективная потребность обозначить направления развития технологических подсистем библиотек вузов на этапе информатизации высшего профессионального образования. 5
Стр.5
Научное издание Боброва Елена Ивановна ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА Монография Редактор О. В. Кравцова Дизайн обложки А. В. Сергеева Компьютерная верстка В. А. Попкова Подписано к печати 12.05.2010. Формат 60х841/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 7,2. Усл. печ. л. 9,06. Тираж 500 экз. Заказ № 71 ___________________________________________________________ Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83. E-mail: izdat@kemguki.ru 156
Стр.156