092009
Пластиковые карточки для российских банков
Кризис кредиту не помеха
Национальная система
платежных карт —
дискуссия
продолжается
c. 15
Подписные индексы: 47743 по каталогу «Роспечать», 40917 по каталогу «Пресса России», 99720 по каталогу «Почта России»
Стр.1
И
так, то, о чем так долго говорили и чего все так
долго ждали, похоже, свершилось. Или свершается в данный
момент. А именно — финансовая грамотность населения
растет. Во всяком случае финансовая грамотность молодого
населения России. Об этом свидетельствуют данные
совместного исследования Центра исследований платежных
систем и расчетов и Национального агентства финансовых
исследований при поддержке ГК ЦФТ «Оценка уровня
финансовой грамотности студентов российских вузов». В нем
приняли участие студенты не только экономических, но также
и гуманитарных и технических вузов страны, и главный вывод,
который был сделан: студенты, вопервых, показывают
высокий уровень финансовых знаний, независимо от вуза, в
котором учатся, а вовторых, хотят как можно больше знать о
способах управления деньгами.
Финансовая грамотность студентов по субъективной оценке
находится на достаточно высоком уровне — почти половина
(45%) студентов оценивают свои знания и навыки по
управлению личными финансами как хорошие и отличные.
Среди россиян в целом таковых 12%, а россиян с высшим
образованием — 21%. При этом студенты экономических
специализаций оценивают свои знания выше — 53%. В то же
время уровень финансовой грамотности студентов по
объективной оценке также высок и коррелирует с уровнем
субъективной финансовой грамотности — почти треть
студентов ответили правильно на 10 и более вопросов из 26,
входящих в индекс финансовой грамотности, 41% ответили
правильно на 7—9 вопросов.
Наименее известны студентам вопросы, связанные с
потребительским кредитованием, пониманием его стоимости и
умением сравнивать стоимость различных кредитных
продуктов между собой. Именно на этой сфере требуется
сделать акцент в программах повышения финансовой
грамотности для студентов.
Студенты проявили большую заинтересованность в
дополнительных знаниях об управлении личными денежными
средствами — 71% хотели бы знать больше об этой сфере. Тем
не менее доля тех, кто считает, что они знают то, что им
нужно, достаточно высока и составляет 27%.
Степень интереса к получению новых знаний, причем по всем
компонентам финансовой грамотности, зависит от уже
достигнутого уровня: чем больше студенты знают, тем чаще
говорят, что хотели бы знать больше. Для программ,
разрабатываемых для нулевого (изначального) уровня
финансовой грамотности, необходимо в большей степени
использовать методики, направленные на формирование и
поддержание интереса к данной теме, нежели чем на
передачу большого объема знаний и информации. Знания и
информация будут чаще востребованы более продвинутыми
студентами.
Ирина Квателадзе
Главный редактор
Стр.3