О.Е. Коханая, доктор культурологии, государственного университета культуры и искусств СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ТЕАТРА КАК ИНСТИТУТА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РЕБЁНКА В истории детских театров наиболее интересными представляются первые годы советской власти, которые отличались подлинным взрывом творческой энергии в стране, породившим целый ряд интереснейших, уникальных явлений в области культуры и искусства. <...> Одно из них – создание детского театра, впоследствии театра юного зрителя (ТЮЗа), что, несомненно, было уникальным явлением мирового масштаба. <...> У истоков создания первых детских театров в Москве стоял один кандидат философских наук, профессор Московского человек – Наталья Ильинична Сац. <...> Обладая особым даром и желанием слышать «требования времени», умением гибко реагировать на их частую смену, Н.Сац <...> В начале 1920 года, будучи членом Директории первого Государственного театра для детей, Н. Сац <...> Но после распада Директории и фактического отстранения Н. Сац <...> от административного и художественного руководства ГТДД, она создает новый театр с новой программой. <...> В её высказываниях этого периода звучит не только личная обида, но и просматривается изменение взглядов на то, каким должен быть театр для детей: «Государственный театр для детей после «Маугли» всё больше и больше уходил от интересов массового пролетарского ребенка в мистику, в сентиментализм, в «подыгрывание под деток с бантами». <...> театра как раз и стала идея о том, что «на очереди более сложная задача - спектакль с социальной идеей». <...> Это еще не программа - к моменту открытия театра своей законченной программы у него не было (она появится год спустя). <...> Это скорее деятельность на отрицание, на отталкивание, но с более чутким восприятием зреющих в социуме настроений: вместо лозунга «вернуть детей в зачарованное царство», выдвинутого оппоненткой Сац, основательницей ГТТД Генриеттой Паскар,3 Н.Сац <...> Выдвинутый лозунг полно <...>