Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Биоэкология и физиология сельскохозяйственных животных» А. С. Ищеряков Физиология и этология животных Методические указания и рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий для студентов заочного факультета, обучающихся по специальности: 110401.65 «Зоотехния» Студент (ка)______________________ Группа__________________________ Курс____________________________ Кинель РИЦ СГСХА 2013 УДК 591.1 : 591.51 (07) ББК 45.273 : 45.292 Р И-98 Ищеряков, А. <...> И-98 Физиология и этология животных : методические указания и рабочая тетрадь. <...> Издание позволит студентам закрепить основные теоретические положения, излагаемые в процессе обучения на лекциях и лабораторно-практических занятиях. <...> Они приобретают теоретические знания о 4 функциях органов и систем, механизмах нервно-гуморальной регуляции физиологических процессов, адаптации организма животных к изменяющимся условиям содержания, кормления, микроклимата в животноводческих помещениях, об основах этологии – науки о поведении животных. <...> Кровообращение Занятие 1 Цели занятия: а) ознакомление с работой сердца лягушки и ее регистрация; б) наблюдение за последовательностью сокращения и расслабления его отделов; в) убедиться в автоматической деятельности сердца; исследовать влияние температуры на характер автоматии. <...> Объект исследования, материалы и оборудование: лягушка, кимограф, универсальный штатив, серфин, пробковая дощечка для фиксации лягушки, набор хирургических инструментов, спирт этиловый для наркоза, раствор Рингера, салфетки, ватные спиртовые тампоны, кимограф. <...> Это обусловлено автоматией сердца, т.е. способностью приходить в состояние возбуждения без воздействия извне, под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. <...> Лягушку предварительно обездвиживают путем разрушения <...>
Физиология_и_этология_животных.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Биоэкология и физиология
сельскохозяйственных животных»
А. С. Ищеряков
Физиология и этология
животных
Методические указания и рабочая тетрадь
для лабораторно-практических занятий
для студентов заочного факультета, обучающихся
по специальности: 110401.65 «Зоотехния»
Студент (ка)______________________
Группа__________________________
Курс____________________________
Кинель
РИЦ СГСХА
2013
Стр.1
УДК 591.1 : 591.51 (07)
ББК 45.273 : 45.292 Р
И-98
Ищеряков, А. С.
И-98 Физиология и этология животных : методические указания и рабочая
тетрадь. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2013. –37 с.
Данное издание позволит студентам закрепить основные теоретические
знания, излагаемые в процессе обучения на лекциях и лабораторнопрактических
занятиях. Оно предназначено для студентов заочной формы обучения
факультета биотехнологии и ветеринарной дисциплины, обучающихся по
специальности 110401.65 «Зоотехния».
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013
© Ищеряков А.С., 2013
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие…………………………………….…………………….…….4
Основные требования к организации и проведению лабораторнопрактических
занятий…..………………………………………………..…..6
Тема 1. Кровообращение…………………………………………..…………....7
Занятие 1………………………………………………………………………….7
Занятие 2……………………………………….…………...………….………..10
Тема 2. Физиология мышц и нервов…………………………………………...12
Занятие 3…………………………………………………..……………………..12
Занятие 4……………………………………………………...……………….…15
Занятие 5…………………………………….……………………………..…….18
Тема 3. Центральная нервная система…………………………………….…...20
Занятие 6……………………………………………………..………...………..20
Занятие 7………………………………………………………......…..…………23
Тема 4. Система крови…………………………………..……………………...26
Занятие 8……………………………………………….……...………………...26
Занятие 9…………………………………………………..………….................29
Занятие 10………………………………………………..………………….…..31
Экзаменационные вопросы…………………………...................................33
Рекомендуемая литература………………………………………………...36
3
Стр.3
Предисловие
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с рабочей программой и предназначена
для студентов заочной формы обучения факультета биотехнологии и
ветеринарной медицины по специальности 110401.65 «Зоотехния»
Цель издания – ознакомить студентов с проявлениями физиологических
процессов и функций, их закономерностями, а также механизмами регуляции
физиологических процессов в организме.
Знание основ и механизмов регуляции физиологических процессов и
функций необходимо в практической деятельности зооинженера, что способствует
формированию зооинженерного мышления. Издание позволит студентам
закрепить основные теоретические положения, излагаемые в процессе обучения
на лекциях и лабораторно-практических занятиях. Прилагается перечень
экзаменационных вопросов.
Физиология общебиологическая дисциплина, изучающая функции здорового
организма животных в динамике и постоянном их изменении под влиянием
условий внешней среды. Она изучает процессы жизнедеятельности здорового
организма, функции его органов, тканей, клеток, и отдельных клеточных
структур, а также механизмы регуляции этих функций. Физиология рассматривает
функции организма сельскохозяйственных животных во взаимной связи и
с учетом их возраста, пола, продуктивности и воздействия на них факторов
внешней среды, технологии их содержания и эксплуатации.
Этот курс тесно связан с дисциплинами морфологического профиля, а
также с физикой, биофизикой, химией, биохимией, зоологией, и служит теоретической
базой для зоотехнических и ветеринарных дисциплин. Поэтому физиология
занимает центральное место в общебиологической подготовке зооинженеров,
способных решать сложные задачи по развитию животноводства. При
изучении физиологии у студентов одновременно формируется диалектикоматериалистическое
мировоззрение. Они приобретают теоретические знания о
4
Стр.4
функциях органов и систем, механизмах нервно-гуморальной регуляции
физиологических процессов, адаптации организма животных к изменяющимся
условиям содержания, кормления, микроклимата в животноводческих помещениях,
об основах этологии – науки о поведении животных.
Живой организм представляет собой саморегулирующуюся и самоконтролируемую,
очень стабильную систему, которая по принципу саморегуляции
осуществляет активный поиск оптимального и наиболее устойчивого состояния,
что выражается в гомеостазе и адаптации, то есть в способности удерживать
переменчивые показатели организма (температура тела, кровяное давление,
рН и осмотическое давление крови и др.) в физиологических пределах, несмотря
на изменения условий существования. Процесс саморегуляции, механизмы
согласования функций органов и тканей, адаптация организма к окружающей
среде осуществляется нервно-гуморальной системой, состоящей из
двух звеньев: нервного и гуморального (гуморальное звено включает главным
образом гормоны и другие вещества различной сложности, в том числе продукты
обмена веществ. Особую роль физиология приобретает в условиях интенсивного
развития животноводства, когда на организм воздействуют многочисленные
раздражители, изменяющие функции клеток, тканей, органов и всего
организма в целом. Задача специалиста в этих условиях сводится к изучению
особенностей проявления физиологических процессов и целенаправленному их
регулированию с целью сохранения здорового состояния животного и повышения
его продуктивности. Осуществлять такую задачу могут только те специалисты,
которые владеют не только глубокими теоретическими знаниями, но и
навыками научно-исследовательской и практической работы.
Данная рабочая тетрадь будет способствовать приобретению необходимых
навыков в постановке опытов, систематизации полученных знаний, поможет
лучшему усвоению материала дисциплины.
5
Стр.5
Основные требования к организации и проведению
лабораторно-практических занятий
1. Студенту необходимо ознакомиться с планом лекций и лабораторнопрактических
занятий на весь учебный период.
2. Студент должен быть подготовлен к предстоящему занятию.
3. Степень подготовки студентов к занятию проверяется путем систематического
опроса или программированного контроля в течение 10-15 мин.
4. Каждый студент имеет постоянное закрепленное рабочее место.
5. Студенты должны быть знакомы с техникой безопасности при работе
в лаборатории и на скотном дворе, бережно обращаться с приборами и аппаратурой
и немедленно сообщать обо всех случаях вывода ее из строя.
6. Пропущенные и не зачтенные занятия должны отрабатываться в установленном
порядке, индивидуально. Материал пропущенных лекций конспектируется
студентами самостоятельно.
7. Разделы, выделенные для самостоятельной работы на лекциях, не освещаются,
но включаются в перечень вопросов экзаменационных билетов.
8. Каждое занятие по физиологии сопровождается оформлением протокола.
Протокол – важная и обязательная работа студента. Правильное написание
протокола важно для формирования навыков мышления будущего специалиста.
Протоколы должны выполняться в рабочей тетради разборчивым почерком,
по строго определенной форме, включающей следующие разделы:
1. Название работы (опыта);
2. Цель работы (опыта);
3. Используемая аппаратура, объект исследования;
4. Ход работы и полученные результаты;
5. Выводы
В целом при составлении протокола следует стремиться к краткости изложения,
четкости и законченности формулировок.
Протокол каждого занятия принимается и подписывается
преподавателем, и только после этого занятие считается полностью
выполненным.
6
Стр.6