ПОДПИСКА ПОДПИСКА ПОДПИСКА ПОДПИСКА
ПОДПИСКА
ПОДПИСКА
НА 2е ПОЛУГОДИЕ 2014 года
Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» −
оперативная и актуальная информация в каждую
школьную библиотеку!
Наши преимущества:
● Практико-ориентированные материалы: как
организовать работу библиотеки: учебники,
формы учета, нормативы, работа с фондом.
● Актуальные темы и статьи: чтение, лучший
зарубежный опыт, блоги, массовая работа,
обзоры.
● IT-школа — практические материалы для
библиотекарей по освоению интернет-сервисов.
Новые возможности вашей работы!
● Своевременный выход номеров
и оперативная доставка.
● Выгодная цена!
● Электронная версия журнала, анонсы номеров
на сайте и в блоге.
№ 6
2014
Индекс по
каталогу Агентства
«Роспечать»
25184
Индекс
по каталогу
«Пресса России»
91795
Индекс
по каталогу
«УралПресс»
25184
Электронная версия журнала
Краеведение,
ИФЛА в Сингапуре,
общение
IT-школа, дизайн,
100 книг
Спецпроект:
Месячник школьных
библиотек
Обзор блогов,
инновации,
зарубежный опыт
Закон
«Об образовании»,
проекты по чтению
Авторское право,
Педагог-библиотекарь,
история библиотек,
блогосфера
Портфолио,
нормативные
документы
библиотеки, обзор
конференций
Информационная
безопасность,
программы и
проекты по чтению,
Президентская
библиотека — школе
Стр.1
Здравствуйте!
Я работаю в школьной библиотеке муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Анжеро
Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная
школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Германа Панфилова». Понравилась идея создания
«цветной» выставки»*. Отправляю вам фотографию своей
выставки «Книжная радуга». На ней представлены книги
серии «Книги заветной мечты». Их обложки очень похожи
на радугу.
Галина Александровна Гильманова
(Кемеровская область, город АнжероСудженск)
ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
ЦВЕТНАЯ
ВЫСТАВКА
24 апреля 2014 года в банкетном зале гостиницы «Метро
поль» прошла торжественная церемония объявления победите
лей и награждения лауреатов Четвертого Международного кон
курса имени Сергея Михалкова, учрежденного Российским
фондом культуры и Советом по детской книге России. Девизом
конкурса является крылатая фраза Сергея Михалкова – «Сегод
ня – дети, завтра – народ». Конкурс проходит при поддержке
Правительства Российской Федерации, Министерства иност
ранных дел Российской Федерации. Генеральный спонсор про
екта – Российское авторское общество. Церемонию награжде
ния провел народный артист России Святослав Белза.
Дипломы и ценные подарки лауреатам вручали заслу
женный художник РСФСР, лауреат Третьего Международного
конкурса им. Сергея Михалкова, кинодраматург Александр
Адабашьян и выдающийся русский поэт Андрей Дементьев.
В своем приветствии к организаторам и участникам
конкурса президент РФК Никита Сергеевич Михалков сказал,
что имя Сергея Владимировича Михалкова не только освяща
ет конкурс, но и накладывает определенные обязательства пе
ред участниками – сохранять высокую планку отечественной
детской литературы, развивать ее лучшие традиции. Он отме
тил большую работу, проделанную организаторами конкурса,
поблагодарил членов жюри и пожелал всем творческих успе
хов во благо отечественной Детской Книги, которая была де
лом и смыслом жизни Сергея Михалкова.
Четвертый Международный конкурс имени Сергея Ми
халкова на лучшее художественное произведение для подро
стков был объявлен в год 100летия классика отечественной
литературы. Девиз конкурса – крылатая фраза Сергея
Михалкова «Сегодня – дети, завтра – народ» – определял
требования к рукописям: они должны соответствовать идеа
лам духовнонравственных ценностей отечественной культу
ры, воспитывать патриотизм, формировать гражданскую по
зицию и историческое сознание подростков и просто быть
хорошей детской литературой!
Жюри Четвертого конкурса возглавил известный жур
налистмеждународник, писатель Генрих Боровик. В профес
сиональном жюри работали писатели, литературные крити
ки, издатели, библиотекари, педагоги. В молодежное жюри
вошли десять подростков 12–16 лет – участники литератур
ных клубов при детских библиотеках Москвы. Стоит еще раз
обратить внимание на то, что члены жюри знакомились с ано
нимными работами, поскольку рукописи при поступлении
шифровались. И только на этапе объявления shortlist стано
вились известны имена претендентов на призовые места. По
этому на церемонии награждения и члены жюри знакомились
с авторами произведений, которые они отобрали как лучшие!
* Журнал писал об этом в номере 4 за 2014 ãîä. Ñì. ñ. 1
обращение к читателям.
По материалам сайта:
http://www.svmihalkov.ru/news/1912/
Стр.2
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
6
2014
Вот и лето! Первый летний месяц, когда еще продолжается работа – экзамены,
выпускные, сдача учебников – но уже приближается пора отпусков и ощущается
приподнятое настроение – еще один учебный год позади.
Библиотекари сдали отчеты и планы, многие принимали участие в професси
ональных конкурсах и мероприятиях, готовили программы летнего чтения.
Как рассказать детям о важности чтения, какие найти слова для рекомендации
«немодного ныне линейного текста», который утомляет тех, кто привык к гипер
ссылкам и «тексту объемноконструктивному».
А может, рассказать нашим читателям, что «текст и раньше был таким. Только
гиперссылка синеньким подчеркиванием не выделялась и кликать на себе не приг
лашала». Читатель сам должен был ее узнать. И предполагалось знание того, что сто
ит за ней. Писатель слово сказал – и пошел дальше, но надежда, что … это слово раз
вернется и потянет за собой какойто иной текст… иные берега – эта надежда у него
осталась».
У Пушкина гиперссылочно написан, например, «Евгений Онегин». Тут можно
очень многое синеньким подчеркнуть. У Тургенева – через шаг. «Гиперссылки рож
даются со временем. Стояло себе слово в тексте, стояло – и вдруг взяло и посинело.
И запросило комментария. Так внезапно, прямо на наших глазах наливаются гипе
рссылочной синевой строки “Севастопольских рассказов” Толстого… Такое постро
ение текста – всегдашняя потребность человека. Просто сейчас она получила воз
можность удобного технического оформления и воспринимается нами как знак
современности».
А может, просто сказать детям: «Потому что все меняется, когда мы
читаем…»
В последнем в этом полугодии номере мы предлагаем вам очередной спец
проект «Писатель в библиотеке». Жизнь библиотек насыщена встречами с писа
телями, участием в литературных конкурсах учащихся школ, подготовкой различ
ных викторин и бесед по книгам современных писателей. Как организовать эту ра
боту, как сориентироваться в огромном потоке информации, выбрать лучшие про
екты – обо всем этом в нашем спецпроекте.
А также материалы к 200летнему юбилею М.Ю. Лермонтова, обзор семинара
библиотекарей г. Златоуста, рассказ о школьных библиотеках Болгарии.
Рубрика «ITшкола» продолжает тему использования различных сервисов для
пропаганды творчества писателей и подготовке к юбилеям.
Приятного и полезного чтения!
Стр.3
6
КУЛЬТУРНЫЙ КОД
А КАК У НИХ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
2014
4
Н.М. Инюшкин
Лермонтов в
контексте ХХI века
100 заголовков к
мероприятиям и
выставкам,
посвященным
М.Ю. Лермонтову.
В двух частях 9
СПЕЦПРОЕКТ
Писатель в
библиотеке
28
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 6 (12) 2014
Периодичность – ежемесячно
Учредитель: ООО «Библиомир»
Издатель: ООО «Библиомир»
Рег. свид. ПИ № ФС 7752116
от 11.12. 2012 г.
2
Пламена Златкова
Школьные библиотеки
Болгарии
Н.Ф. Иларионова
Дайджест статей
журнала ББИАonline 34
12
Наталия Волкова
У вас в гостях
писатель. Хозяйке на
заметку 12
Вокруг книги
Александр
Стрельцов
В поисках сокровищ 16
И снова здравствуйте,
или Как стать
писателем 23
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
Редакционная коллегия
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
Н.Ф. Илларионова
Е.Н. Ястребцева
Почтовый адрес:
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
Телефон 8(495)5925365
email: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
Блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
Стр.4
Содержание
17
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
КОМПАС. ТОЧКА
НА КАРТЕ
г. Златоуст,
Челябинская
область
Продвижение
чтения: мечта или
реальность?
Материалы семинара
Е.В. Качева
Обобщение опыта
работы школьных
библиотек Златоуста в
продвижении чтения 41
Е.В.Суханова
«Шесть думательных
шляп» и другие
технологии
продвижения чтения 44
72
В.Т. Яковлева
Школьная библиотека
в реальном
и виртуальном мире
(из опыта работы) 46
Ф.Ф. Ярушина
Профессиональный
блог библиотекаря –
площадка для обмена
опытом 49
Т.В. Шавырина
Интерактивные игры
как инструмент
продвижения книги
посредством интернета 50
Т.А. Паутова
Интернетакции и
конкурсы как средство
привлечения
школьников
к чтению 52
ITШКОЛА
СОВРЕМЕННОГО
ШКОЛЬНОГО
БИБЛИОТЕКАРЯ
Тема: Сетевые
активности
библиотеки
к юбилеям поэтов
и писателей
54
Е.Н. Ястребцева
От ведущей рубрики54
Е.В. Качева
Сетевые проекты
к юбилейным датам:
особенности
организации и
проведения 55
Г.Н. Воднева
Карты в работе
библиотекаря
с подростками
(из опыта детского
библиотекаря) 60
В.П. Новосёлова
Интеллектуальная игра
в школьной
библиотеке 65
IV Международный конкурс имени Сергея
Михалкова на лучшее художественное
произведение для подростков
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только с
письменного разрешения ООО
«Библиомир».
Издание не маркируется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436ФЗ
3
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
Каталог «Роспечать» – 25184
Каталог «Пресса России» – 91795
Каталог «УралПресс» – 25184
www.delpress.ru
Тираж: 1500 экз.
Подписано в печать: 15.05.14 г.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
Стр.5
культурный код
Николай Михайлович Инюшкин,
доктор философских наук,
профессор, зав. кафедрой
мировой и отечественной
культуры Пензенского ГПУ
им. В. Г. Белинского
Лермонтов
в контексте
ХХI века
Бытие Лермонтова в контексте ХХI века – тема много
гранная и многосложная. Обращение к ней есть лишь попытка
коснуться диалектической сложности восприятия классичес
кого наследия в «большом времени», возможности духовной
переклички через толщу лет с учетом трансформации нрав
ственномировоззренческих и эстетических ценностей, того
информационного пространства нового столетия, даже стиля
суждений.
При этом методологически важной видится констата
ция взаимосвязи эмпирически наблюдаемых реалий в разных
сферах и формах выражения современного самосознания с
общими характеристиками нынешнего общественного бытия.
Именно такой подход может позволить, при несомнен
ном нарастании соблазнов глобального информационного
общества, доминирующем предпочтении им многоликого
«масскульта», всетаки увидеть неистребленную и, хочется ве
рить, неистребимую тягу к поэтическому слову, способному
4
Родной дом М.Ю. Лермонтова
Стр.6