ПОДПИСКА ПОДПИСКА ПОДПИСКА ПОДПИСКА
ПОДПИСКА
ПОДПИСКА
НА 2 ПОЛУГОДИЕ 2014
Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» −
оперативная и актуальная информация в каждую
школьную библиотеку!
Наши преимущества:
● Практико-ориентированные материалы: как
организовать работу библиотеки: учебники,
формы учета, нормативы, работа с фондом.
● Актуальные темы и статьи: чтение, лучший
зарубежный опыт, блоги, массовая работа,
обзоры.
● IT-школа - практические материалы для
библиотекарей по освоению интернет-сервисов.
Новые возможности вашей работы!
● Своевременный выход номеров
и оперативная доставка.
● Выгодная цена!
● Электронная версия журнала, анонсы номеров
на сайте и в блоге.
№ 5
2014
Индекс по
каталогу Агентства
«Роспечать»
25184
Индекс
по каталогу
«Пресса России»
91795
Индекс
по каталогу
«УралПресс»
25184
Электронная версия журнала
Краеведение,
ИФЛА в Сингапуре,
общение
IT-школа, дизайн,
100 книг
Спецпроект:
Месячник школьных
библиотек
Обзор блогов,
инновации,
зарубежный опыт
Закон
«Об образовании»,
проекты по чтению
Авторское право,
обзоры, модель
школьной библиотеки
Педагог-библиотекарь,
история библиотек,
блогосфера
Портфолио,
нормативные
документы
библиотеки, обзор
конференций
Информационная
безопасность,
программы и
проекты по чтению,
Президентская
библиотека — школе
Стр.1
27 МАЯ – ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ БИБЛИОТЕК
ЖАРКАЯ.
Русская классика
НЕФОРМАТНАЯ.
ТВОЯ.
формате». Чем же запомнилось это âðåìÿ?
буквально сразу.
В марте стартовал межрегиональный интернет−проект «Классика в неÒåì,
что и организаторам, и потенциальным участникам «жарко» стало
Официальная онлайн−презентация подтвердила: тема – более чем актуальна.
Поздравляем Вас с праздником!
Библиотеки – лучшие друзья!
Тиффани? Картье? Нет, спасибо.
Наша первая и настоящая любовь – библиотеки!
Они – яркая грань нашей жизни, вдохновляют и восхищают своей работой!
Желаем вам блестящих успехов и новых творческих граней!
Празднуйте вместе с вашими коллегами, читателями, партнерами,
близкими и друзьями!
Библиотекари – наши бриллианты.
Они вечны, благородны, многогранны, всегда актуальны.
Мода на них никогда не проходит!
Как свежий ветер звучат слова Ларисы Сулеймановой:
«Библиотеки − чтобы делать мир понятнее. Это не цель, это процесс − сущностная
функция библиотеки как социального института, выраженная в формате слогана».
И мы очень надеемся, что он найдет отклики в ваших сердцах!
Дорогие друзья!
Приглашаем вас
к участию в проекте!
Это новые возможности для вас,
ваших читателей и библиотек.
Создание видеороликов может стать
совместным увлекательным
занятием в дни летних
школьных каникул.
Год культуры – год, богатый на
юбилеи писателей, может подарить
вам новые идеи для прочтения
классики. И созданные вами
буктрейлеры станут визитной
карточкой вашей библиотеки, к
которым вы и ваши коллеги
обратитесь еще не один раз!
Желаем вам удачи!
И если до старта проекта некоторые считали, что самым привлекательным его нап−
равлением окажется конкурс видеороликов, то теперь сомнений не остается: обуча−
ющая часть проекта не менее важна и интересна участникам.
С места в карьер, без раскачки – такой ритм предложили организаторы, сде−
лав обучающие вебинары еженедельными в течение двух первых месяцев. За март и
апрель их прошло восемь. Только успевай учиться, осваивать новое, повышать
компьютерную и интернет−грамотность, ловить идеи... Но библиотекарей и педаго−
гов это не остановило – во всех уголках страны, от Сахалина до Калининграда,
в назначенные дни, ровно в 11.00 по московскому времени люди припадают к экра−
нам мониторов и жадно ловят новые знания. Кстати, здесь приходится еще успевать
вовремя подключиться к вебинару, поскольку число подключений ограничено циф−
рой пятьдесят, а количество желающих зашкаливает. Многие участвуют группами –
до 20 человек, например в Якутии. Впрочем, для тех, кто не успел поучаствовать он−
лайн (или для тех, кто только теперь узнал о проекте) предусмотрен утешительный
приз: в блоге «Классика в неформате» и на страничках ВикиСибириаДы можно най−
ти записи всех прошедших вебинаров.
Надо сказать, что онлайн−обучение касается не только технических основ –
знакомства с YouTube, видеоредакторами, понятиями «буктрейлер» и «скрай−
бинг», этапами их создания... Как театр начинается с вешалки, так и видеоролик
начинается с ИДЕИ. От е¸ оригинальности зависит половина успеха созданного
видеопродукта. Как сделать простое чтение эпизода из книги оригинальным,
цепляющим внимание? Кто такие фикрайтеры, чем они могут помочь в популя−
ризации классики? Может ли фанфик лечь в основу идеи для ролика? Все эти
вопросы также обсуждали на вебинарах в рамках проекта.
Впрочем, на конкурсном направлении не менее «жарко». Только в марте на
конкурс поступило более двадцати видеороликов, а ведь работа только началась, впе−
реди еще полгода... Как они пройдут, какой в результате получится задуманная виде−
околлекция неформатных видеороликов, продвигающих классику, – покажет время.
Татьяна Михайловна Плохотник,
Председатель оргкомитета межрегионального проекта «Классика в неформате»,
заместитель директора МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»,
г. Саров
Блог проекта: http://klassika−v−neformate.blogspot.ru/
Стр.2
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
Дорогие друзья!
Общероссийский день библиотек – это день всех библиотекарей страны.
Часто библиотекари празднуют на работе, в кругу коллег и читателей.
Но так приятно отметить праздник и дома, в тихом семейном кругу, выехать на
природу или пойти в парк.
И, конечно, в этот день мы будем размышлять о профессии. Будем срав
нивать то, что мы в действительности хотели увидеть, с тем, что реализовали
на практике.
Что такое наша профессия? В чем наша «изюминка»? Есть ли место пара
доксам в библиотеке? Неужели только книги ради книг или есть и новые смыслы?
Давайте подумаем и поразмышляем вместе!
Предлагаемый вашему вниманию номер журнала поможет в этом: инте
ресные переводы, обзоры иностранных журналов, рассказ о крупнейшей в
мире конференции школьных библиотекарей, как организовать работу биб
лиотеки вне ее стен.
Одна из главных тем номера – работа с учебниками: постановка проб
лемы и вопросы учета в библиотеке. В следующем номере тему продолжат ре
комендации по разработке документов, касающихся учебного фонда в соотве
тствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации».
Рубрика «ITшкола» – это новые возможности вашей работы в пропаган
де наследия и творчества писателей, в подготовке к юбилеям, к организации
летнего чтения в вашей школе!
О проекте «Классика в неформате» говорят организаторы в рубрике
«Живая библиотека»: Т.М. Плохотник, председатель оргкомитета, и М.В. Ива
шина, член оргкомитета и председатель жюри. О первых результатах и о том,
какие важные тенденции развития библиотек сегодня прослеживаются в про
екте, и о том, как в нем объединились главные проблемы современной библи
отеки – выбор моделей развития, профессиональные компетенции библиоте
каря, непрерывное образование.
5
2014
Стр.3
5
К ОБЩЕРОССИЙСКОМУ
ДНЮ БИБЛИОТЕК –
27 МАЯ
ПРОСТО
О СЛОЖНОМ:
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ
РАБОТУ БИБЛИОТЕКИ
2014
4
Саймон Фрэнсис
Спасая мир: роль
библиотек и
библиотекарей в
сохранении и
пропаганде
культурного наследия
12
Е.В. Панкова,
Л.В. Северина,
С.В. Креусова
Учебники и учебные
издания: подходы к
решению проблемы
учета. Поступление.
БИБЛИОТЕЧНОЕ
ПРОСТРАНСТВО:
В ПОИСКАХ
ГАРМОНИИ
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 5 (11) 2014
Периодичность – ежемесячно
Учредитель: ООО «Библиомир»
Издатель: ООО «Библиомир»
Рег. свид. ПИ № ФС 7752116
от 11.12. 2012 г.
2
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
Редакционная коллегия
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
Н.Ф. Илларионова
Е.Н. Ястребцева
ПОВЕСТКА ДНЯ
8
«Школьные
библиотеки не
должны только
распределять
учебники»
17
О.А. Дубинина
Деятельность
библиотеки вне ее
стен
Почтовый адрес:
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
Телефон 8(495)5925365
email: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
Блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
Стр.4
Содержание
24
А КАК У НИХ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ
«Африканский
пингвин… или
школьный библиотекарь?»
16я Национальная
конференция и выставка
Американской ассоциации
школьных библиотекарей
(AASL)
Тебе — книга 39
Школьные библиотеки –
на повестке дня
Н.Ф. Илларионова
Дайджест статей журнала
«Скандинавские
библиотеки» 40
63
ЖИВАЯ
БИБЛИОТЕКА
М.В. Ивашина
Проект «Классика в неформате»:
от замысла до реализации
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только с
письменного разрешения ООО
«Библиомир».
Издание не маркируется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436ФЗ
3
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
Каталог «Роспечать» – 25184
Каталог «Пресса России» – 91795
Каталог «УралПресс» – 25184
www.delpress.ru
Тираж: 1500 экз.
Подписано в печать: 14.04.14 г.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
ITШКОЛА
СОВРЕМЕННОГО
ШКОЛЬНОГО
БИБЛИОТЕКАРЯ
Тема: Сетевые
активности
библиотеки к
юбилеям поэтов и
писателей
49
Е.Н. Ястребцева
От ведущей рубрики 49
М.А. Орешко Творчество
писателей и поэтов в
онлайнкроссвордах,
играх, викторинах,
ребусах и пазлах 50
Н.В. Кубрак. Ленты
времени в библиотечной
работе над биографией
писателя 55
В.П. Короповская
Виртуальные доски в
работе библиотекаря по
творчеству писателей и
поэтов 59
Стр.5
к Общероссийскому дню библиотек – 27 мая
Дорогие библиотекари! Продолжая тему общероссийского дня
библиотек, предлагаем вам интереснейшую статью. Это перевод,
сделанный членом редколлегии журнала Ольгой Александровной
Жеравиной.
Статья очень созвучна проблемам современных библиотек и пониманию
их места и роли в современном мире. Мы также хотели
бы приурочить и обратить на нее ваше особое внимание в Год
культуры и в перекрестный Год Великобритании в России. Научные
основы, ярко и образно сказанные слова часто дают нам новое
понимание своей работы, своей миссии в обществе.
Саймон Фрэнсис,
консультант
по библиотечным вопросам,
Шеффилдский университет,
Великобритания
Саймон Фрэнсис,
профессиональный библиотекарь,
член Британской библиотечной
ассоциации, специалист в области
библиотечного менеджмента.
С 1976 ã. занимается консульти−
рованием и проведением учебных
курсов по вопросам библиотечно−
го дела для таких организаций,
как ЮНЕСКО, Британский Совет,
Институт Открытого Общества в
более чем 25 странах мира.
В течение многих лет возглавлял
библиотечную службу Универси−
тета Северного Лондона; был пер−
вым директором библиотеки уни−
верситета Брунея.
В качестве старшего консультанта
и координатора С. Фрэнсис при−
нимал участие в реализации ряда
проектов ТАСИС по развитию
библиотек Сибири.
4
Спасая мир:
роль библиотек
и библиотекарей
в сохранении
и пропаганде
культурного наследия
Введение
Культура во всех своих формах подвергается значительным вызо
вам и угрозам со стороны различного рода давлений. От того, как биб
лиотеки и библиотекари отвечают на эти воздействия, будет зависеть,
сохранится ли культура прошлого и будет ли она полезной в будущем.
Культурное наследие
Будучи достоянием прошлых поколений, культурное наследие
поддерживается, разделяется современным обществом и сохраняется
для будущих поколений. Культурное наследие помогает нам понять,
как развивалось общество, и вносит свой вклад в формирование на
шего будущего. Культурное наследие, значимое для одного поколе
ния, может быть недооценено следующим и далее вновь оценено
последующими поколениями. Именно по этой причине необходимо
сохранять его для того, чтобы для людей будущего оно снова могло
обрести свою значимость.
Стр.6