В пособии анализируется физическая картина работы конструкций крыла в
зонах вырезов, заделки, корневой части стреловидного крыла. <...> Перегрузка самолета по величине и направлению
12 <...> Криволинейный полет самолета в вертикальной
плоскости
13 <...> Криволинейный полет в горизонтальной плоскости – вираж 17 <...> Зависимость температуры обшивки самолета от высоты и скорости
полета
39 <...> Расчетные случаи и их связь с траекторией движения
51 <...> Влияние стреловидности крыла, фюзеляжа и гондол двигателей
на распределение аэродинамической нагрузки
72 <...> Построение эпюр перерезывающих сил и моментов крыла
89
ГЛАВА 3. <...> Оценка прочности конструкции крыла
124
3.3.1 Определение нормальных напряжений при изгибе крыла
126
3.3.2 Рассмотрим практику определения нормальных напряжений
методом редукционных коэффициентов с использованием диаграмм
деформаций
129 <...> Определение касательных напряжений при свободном
кручении крыла
155 <...> Определение длины отсека крыла, примыкающего к зоне
выреза или заделки при кручении крыла
177
3.3.11 Нервюры крыла
178
3.3.11.1 Нагрузки и расчет нормальных нервюр
179 <...> Подбор элементов продольного наборе для растянутой
зоны крыла
203 <...> Подбор элементов продольного набора для сжатой
зоны крыл
209 <...> РАСЧЕТ СТРЕЛОВИДНЫХ КРЫЛЬЕВ
217
4.1 Силовые схемы стреловидных крыльев
217
4.2 Моноброчное крыло с переломом элементов продольного набора по
борту фюзеляжа
219
4.2.1 Определение нормальных напряжений консоли крыла
при изгибе
219
4.2.2 Определение касательных напряжений в сечениях крыла
225
4.2.3 Определение напряжений в сечениях консоли
230
4.2.4 Влияние угла стреловидности на напряженное состояние
крыла
234
4.2.5 Напряжения в корневой и фюзеляжной части крыла
237
4.3 Моноблочное крыло с переломом продольного набора по оси
симметрии самолета
241
4.4 Двухлонжеронное безстринговое крыло
240
4.5 Однолонжеронное крыло с главным подкосом
250
4.6 Подбор сечений силовых элементов стреловидных крыльев
252
4.6.1 Двухлонжеронное крыло
252
6
4.6.2 Моноблочное крыло
255
ГЛАВА 5. <...> РАСЧЕТ ТЕУГОЛЬНЫХ <...>
Прочность_конструкций_самолетов_[Электронный_ресурс]_.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
Ю. Л. Тарасов
Прочность конструкций самолётов
Часть 1
Электронное учебное пособие
САМАРА
2012
1
Стр.1
УДК 629.7.01 (075)
ББК 68.53
Т 191
Автор: Тарасов Юрий Леонидович,
Редакторская обработка Ю.Л. Тарасов
Компьютерная вёрстка М.А. Хоробрых
Довёрстка М.А. Хоробрых
Тарасов, Ю. Л. Прочность конструкций самолётов. Часть 1 [Электронный ресурс]: электронное учебное
пособие / Ю. Л. Тарасов, Минобрнауки России, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С.П. Королева (нац. исслед.
ун-т). – Электрон. текстовые и граф. дан. (9,61 Мбайт). – Самара, 2012. – 1 эл. Опт. Диск (CD-ROM).
Электронное учебное пособие (Часть 1) посвящено вопросам нагрузок, действующих на самолёт, и
условиям его эксплуатации, нагрузкам, действующим на крыло большого и малого удлинения. В пособии
рассматриваются также методы определения предельных возможностей элементов конструкций
современных самолётов – их разрушающие напряжения, излагаются методы оценки напряженного
состояния различных силовых схем крыльев большого удлинения – прямых и стреловидных, а также
крыльев малого удлинения. В пособии анализируется физическая картина работы конструкций крыла в
зонах вырезов, заделки, корневой части стреловидного крыла. Указывается на необходимость
использования численных методов конечных элементов при оценке напряженного состояния таких зон
конструкции крыла.
Учебное пособие предназначено для использования студентами по направлению 160100.65
«Самолето – и вертолетостроение» дисциплины «Прочность конструкций», изучаемой в 7-8 семестрах, а
также при выполнении курсовых работ и дипломных проектов.
Учебное пособие выполнено на кафедре космического машиностроения.
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
НОРМИРОВАНИЕ
8
ГЛАВА 1. НАГРУЗКИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА САМОЛЕТ, И ИХ
10
10
12
1.1. Силы, действующие на самолет в полете
1.2. Перегрузка самолета по величине и направлению
1.3. Связь перегрузки с параметрами полета - ускорением, скоростью и
радиусом кривизны траектории
13
1.3.1. Криволинейный полет самолета в вертикальной
плоскости
13
1.3.2. Криволинейный полет в горизонтальной плоскости – вираж 17
1.4. Перегрузка в точке, не совпадающей с центром масс
самолета
высоты полета на ее величину
выносливости летчика
1.7. Перегрузки при полете в неспокойном воздухе
1.7.1. Горизонтальный дискретный порыв воздуха
1.7.2. Вертикальный дискретный порыв воздуха
1.8. Перегрузки беспилотных летательных аппаратов
19
1.5. Максимально возможное значение перегрузки. Влияние скорости и
21
1.6. Зависимость перегрузки от параметров самолета и
23
25
27
28
34
1.8.1. Перегрузки, возникающие при старте и транспортировке 34
1.8.2. Перегрузки программные и дополнительные
1.9. Нагрев самолета в полете
35
35
полета
1.9.1. Зависимость температуры обшивки самолета от высоты и скорости
39
1.9.2. Влияние ионизации воздуха на аэродинамический нагрев самолета
при полете на гиперзвуковых скоростях
1.10. Нормы летной годности самолетов
1.10.1. Норма прочности
41
43
46
3
Стр.3