Т.И. Бетчер
Управление как творчество,
или Опыт школьной
управленческой практики
1
№ 2, 2014 г.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
управление
№ 2, 2014 <...> Т.И. Бетчер
Управление как творчество,
или Опыт школьной
управленческой практики
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СЕНТЯБРЬ» •
УДК 371.215
ББК 74.24к2
Б54
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> ISBN 978-5-88753-151-9
Предлагаемая книга написана в непривычном для
изданий Библиотеки журнала «Директор школы» жанре
педагогических эссе. <...> В полемической форме
автор описывает разные стороны школьной жизни, размышляет о роли и позиции директора в жизни школы,
осмысливает личный управленческий опыт в контексте
времени и школьных перемен. <...> Людвиг Бёрне,
немецкий публицист, вождь «Молодой Германии»
П
редлагаемая вашему вниманию книга не является
ни научным трудом, ни монографией по проблемам
управления образовательным учреждением, ни
учебным пособием для начинающих директоров школ. <...> Это цикл эссе, в которых отразились разные стороны
школьной жизни и размышления о роли и позиции директора в самых разных ситуациях и событиях, которые
определяются словосочетанием «школьная жизнь». <...> Меньше чем за
полтора года вырос небывалый пристрой площадью около
8 тысяч квадратных метров, то есть в два с лишним раза
больше, чем «главный» дом, а в течение следующего, 2008
года было реконструировано старое здание гимназии. <...> Наша гимназия стала
самой современной школой в городе, самой комфортной и самой
красивой. <...> Очень
быстро стало понятно, что в прекрасной новой школе возникла реальная опасность потери педагогического коллектива именно как
коллектива, как товарищества, как единого творческого педагогического сообщества, объединенного общим пониманием смыслов
и целей работы, общим отношением к своему делу и общим детям. <...> Гимназия впервые стала работать в одну смену,
и учителя буквально растворились в пространстве школы и во времени <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№2_2014.pdf
управление
№ 2, 2014
Т.И. Бетчер
Управление как творчество,
или Опыт школьной
управленческой практики
Стр.1
1
¹ 2, 2014 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
управление
¹ 2, 2014
Т.И. Бетчер
Управление как творчество,
или Опыт школьной
управленческой практики
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 371.215
ББК 74.24ê2
Á54
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Á54
Бетчер Т.И.
Управление как творчество, или Опыт школьной управленческой
практики — Ì.: Ñåíòÿáðü, 2014. — 160 ñ.
ISBN 978-5-88753-151-9
Предлагаемая книга написана в непривычном для
изданий Библиотеки журнала «Директор школы» жанре
педагогических эссе. Книга очень легко читается, но от
этого значение ее для руководителей образования как
управленцев не уменьшается. В полемической форме
автор описывает разные стороны школьной жизни, размышляет
о роли и позиции директора в жизни школы,
осмысливает личный управленческий опыт в контексте
времени и школьных перемен. Описанный личный управленческий
опыт может быть интересен директорам школ
и педагогам, способствовать становлению мотивации
к внедрению школьных инноваций.
УДК 371.215
© Бетчер Ò.È. 2014
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2014
Ìîñêâà, 2014
Стр.3
3
Содержание
Слово к читателю .......................................................................4
Это сделали я и моя êîìàíäà... .................................................6
Как мы строили новую школу ...................................................18
Школьная радуга (Èç опыта дизайнеров-дилетантов) ..............26
Какой быть новой øêîëå? .......................................................27
Зеленый — цвет здоровья ......................................................28
Мечту можно расцветить! .......................................................29
Жизнь в цвете и в цветах ........................................................33
Наши традиции (Íå прерывая связь âðåìåí...) .......................36
Путь к диалогу ..........................................................................42
Школа, которую выбирают и которую оканчивают
(Âçãëÿä через призму ценностных приоритетов) ......................54
Как записаться в I êëàññ? .........................................................61
Литературный конкурс, или Зачем нам так много
писателей .................................................................................67
Под тихий шорох ñòðàíèö… .....................................................72
Пойдем же вдоль Ìîéêè, вдоль Мойки (À. Êóøíåð)... ..............79
Из отзывов гимназистов о программе «Ãîðîä в ïîäàðîê» ............85
Äîâåðÿþ, а потому не проверяю ..............................................88
Каникулы в школе .....................................................................98
Почему мы «âíå Åâðîïû» ........................................................104
В соответствии с ïðèêàçîì… ................................................ 110
Внутришкольная дипломатия .................................................120
По бумажным волнам ............................................................. 130
Школьные деньги ................................................................... 139
Быть директором — ýòî… ...................................................... 146
Ñïàñèáî, êîëëåãè! ..................................................................155
Заключение ............................................................................158
¹ 2, 2014 ã.
Стр.4
4
¹ 2, 2014 ã.
Слово к читателю
Кто действует в реальном, но живет в идеальном,
достигнет высочайшего.
Людвиг Б¸рне,
немецкий публицист, вождь «Молодой Германии»
П
редлагаемая вашему вниманию книга не является
ни научным трудом, ни монографией по проблемам
управления образовательным учреждением, ни
учебным пособием для начинающих директоров школ.
Это цикл эссе, в которых отразились разные стороны
школьной жизни и размышления о роли и позиции директора
в самых разных ситуациях и событиях, которые
определяются словосочетанием «школьная жизнь». Это
осмысление личного управленческого опыта в контексте
времени, в котором он был востребован и реализован.
Как всякий личный опыт, он, конечно же, не может быть
буквально транслирован, но автор надеется, что читателю
он будет интересен прежде всего как мотивация к собственным
размышлениям на затронутые темы и личностно
мотивированным действиям в конкретных ситуациях.
Если понимать управление школой не только как деятельность
по созданию условий повышения качества образовательного
процесса во всех его составляющих, но и
как способность руководителя адекватно отвечать на все
Стр.5