Н. П. ПРОТАСОВ
ПЕСНИ
ЗАБАЙКАЛЬСКИХ
СТАРООБРЯДЦЕВ
И з д а н и е
Восточно-Сибирского Отдела
Госуд. <...> Н. П. ПРОТАСОВ
ё
&ИВДШТЕКА _
КРАСНОЯРСКАЯ
КРАЕВАЯ
ПЕСНИ
ЗАБАЙКАЛЬСКИХ
СТАРООБРЯДЦЕВ
И з д а н и е
Восточно-Сибирского Отдела
Госуд. <...> Крестьянский сын, пройдя курс наук в Иркутском уездном училище, пройдя затем многолетний стаж приказчика в
разных торговых фирмах, он случайно попадает в число певчих архиерейского хора в Иркутске; на четвертом десятке лет
делается низшим клириком. <...> Еще в бытность приказчиком, выполняя поручения Кяхтинской фирмы Митюхинского на Чертовкинской ярмарке
делал попытки записывать песни. <...> „В 1899 году, по инициативе председателя этнографической секции Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества, Д. П. Першина,—рассказывает Н. П. Протасов, 2 —я начал заниматься записыванием народных песен в
Сибири с их мотивами. <...> В течение лета 1900 года мною было записано около
ста мелодий, которые распределяются в следующем порядке:
причети 11, песен свадебных 8, величальных 3, хороводных
11, плясовых 9, троицких 5, святочных 3, подблюдных 3, проголосных 36, рекрутских 5, разбойничьих 1, арестантских 2". <...> Вечером, освободившись от службы, клирик-этнограф отправлялся „или на вечерки, или на полянки (лужанки); там, участвуя сам в пении, я,—рассказывает собиратель,—заучивал мелодии на память, а тексты записывал за какою-либо из певиц. <...> Для того же, чтобы записать свадебные песни в том исполнении, в каком они поются на свадьбах, я сам участвовал в нескольких местах на крестьянских свадьбах, и этот способ записывания считаю лучшим". <...> Рукопись была отправлена Римскому-Корсакову, которой сообщил Протасову, „что при беглом просмотре сборника он нашел в песнях признаки древней
чистой русской мелодии, представляющие из себя ценный вклад
в литературу по народному творчеству" 3 . <...> Позднее РимскийКорсаков известил собирателя, что его песни после просмотра
переданы председателю Песенной Комиссии при Географическом <...>
Песни_Забайкальских_старообрядцев.pdf
Н. П. ПРОТАСОВ
КРАСНОЯРСКАЯ
КРАЕВАЯ
&ИВДШТЕКА _
ПЕСНИ
ЗАБАЙКАЛЬСКИХ
СТАРООБРЯДЦЕВ
2012
Издани е
Восточно-Сибирского Отдела
Госуд. Русск. Географ. Об-ва
ИРКУТС К
192 6
ё
Стр.3
П ЪЪ
533029
Читинская облас н я
БИБ^ЮТЕК А
ФО Й д
краеведени я
I —
Кі ѵ ^ г
Окрлит, 1637
Закая 89Я1
Иркутск, тип. изд. «Класть Труда»
Тпраж 150
І
Стр.4
5 Н. П. Протасов.
Песни забайкальских
старообрядцев.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Николай Петрович Протасов—единственное имя в история
сибирской этнографии, связанное с изучением русской народной
песни, народной вокальной музыки.
Крестьянский сын, пройдя курс наук в Иркутском уездном
училище, пройдя затем многолетний стаж приказчика в
разных торговых фирмах, он случайно попадает в число певчих
архиерейского хора в Иркутске; на четвертом десятке лет
делается низшим клириком.
Еще в бытность приказчиком, выполняя поручения Кяхтинской
фирмы Митюхинского на Чертовкинской ярмарке
делал попытки записывать песни. Пребывание в хору и род
службы дали ему необходимую музыкальную подготовку, а его
общительность и любознательность помогли облегчить немощи
школьного образования.
„В 1899 году, по инициативе председателя этнографической
секции Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического
Общества, Д. П. Першина,—рассказывает Н. П. Протасов,
2
—я начал заниматься записыванием народных песен в
Сибири с их мотивами. Первые работы мои в этом направлении
были начаты в более глухих местах по рекам Ангаре и
Или.му... В течение лета 1900 года мною было записано около
ста мелодий, которые распределяются в следующем порядке:
причети 11, песен свадебных 8, величальных 3, хороводных
11, плясовых 9, троицких 5, святочных 3, подблюдных 3, проголосных
36, рекрутских 5, разбойничьих 1, арестантских 2".
1 Позднее эти поездки большую службу сослужили Протасову-этнографу.
„Мне много помогали мои знания мест, сел и населения, которые я
приобрел в течение многих лет, странствуя по Сибири пешком и на лошадях
и совершив до сорока пяти тысяч верст",—читаем в его отчете о поездке
в Забайкалье в 1901 году.
- „Как а записывал народные песни". „Известия" В.-Сиб. Отд. Р.Г.О.,
т. XXXIV, № 2, 1903, стр. 131.
Стр.5
Цена 40 коя.
"""
vi
f
Отдельный
оттиск из сборника „Сибирская Живая Старика"
вып. II (VI), 1926; стр. 217—230.
—
\
Стр.20