В. Г. Белинский
<Статьи о народной поэзии>
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------ДРЕВНИЕ
РОССИЙСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, собранные Киршею Даниловым и вторично
изданные. Москва. 1818.
ДРЕВНИЕ РУССКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (,) служащие в дополнение (дополнением?)
к Кирше Данилова (_у_?). Собранные М. Сухановым. Санкт-Петербург. 1840.
СКАЗАНИЯ РУССКОГО НАРОДА, собранные И. Сахаровым. Т. I, Кн. 1, 2, 3, 4.
Издание третие. Санкт-Петербург. 1841.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. Часть I. Санкт-Петербург. 1841.
СТАТЬЯ I
Общая идея народной поэзии
"Народность" есть альфа и омега эстетики нашего времени,
как
"украшенное подражание природе" было альфою и омегою эстетики прошлого века
{1}. Высочайшая похвала, какой только может в наши дни удостоиться поэт,
самый громкий титул, каким только могут теперь почтить его современники или
потомки, состоит в слове "народный поэт". Выражения: "народная поэма",
"народное произведение"
часто употребляются теперь вместо слов:
"превосходное, великое, вековое произведение". Волшебное слово, таинственный
символ, священный гиероглиф какой-то глубоко знаменательной, неизмеримо
обширной идеи, - "народность" заменила собою и творчество, и вдохновение, и
художественность, и классицизм, и романтизм, заключила в одной себе и
эстетику и критику {2}. Короче: "народность" сделалась высшим критериумом,
пробным камнем достоинства всякого поэтического произведения и прочности
всякой поэтической славы. Но все ли, говоря о народности, говорят об одном и
том же предмете? не злоупотребляют ли это слово? понимают ли его истинное
значение? Увы! С "народностью" сделалось то же, что некогда произошло с
"романтизмом" и со многими другими словами, которые потому именно и утратили
всякое значение, что слишком расширились в значении, которые сделались
непонятны ни для кого потому именно, что казались всем слишком понятными!
Чтоб уяснить значение слова "народность", мы должны изъяснить процесс
исторического развития идеи, заключающейся в этом слове, должны показать,
когда начали думать о "народности", что разумели под нею прежде и что должно
разуметь под нею в наше время.
Было время, когда все литературы только из того и бились, чтоб не быть
народными, но быть подражательными. Подражательность в литературе рождена
римлянами. Народ практический, народ меча и закона, римляне были обделены от
природы эстетическим чувством. Республика по справедливости могла гордиться
своим энергическим и благородным красноречием, которое родилось, выросло и
расцвело на республиканской почве, вместе с гражданственностию, и которое с
монархиею переродилось в реторику; но республика не имела поэзии как
искусства: вся ее поэзия заключалась в гражданской доблести, в великих делах
и подвигах свободного и могучего народа. О поэзии как искусстве римляне
узнали от греков, которые, умерши в настоящем, жили своим великим прошедшим,
в настоящем бесславии утешались прошедшею славою и, за неимением всякого
другого дела, изучали в школах памятники поэзии цветущего времени своей
истории, которое навсегда прошло для них. Завоевав труп некогда столь
прекрасной Эллады, варвар-римлянин впервые, так сказать, столкнулся с гением
ее дивного искусства и обошелся с ним истинно по-варварски: известно, что
консул Муммий, сожегши и разграбив великолепный Коринф, отправляя в Рим
статуи и картины, сделал с перевозчиком условие, по которому тот, в случае
утраты статуи или картины, обязывался представить взамен такую же, а
попорченную исправить на свой счет. Однако ж, несмотря на ненависть Марка
Катона к греческой философии и учености, вкус к ней начал быстро
распространяться в Риме. Знаменитые люди Рима той эпохи воспитываются
Стр.1