Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Тихоокеанский медицинский журнал

Тихоокеанский медицинский журнал №3 2008

0   0
Страниц120
ID227810
Аннотация«Тихоокеанский медицинский журнал» призван объединить специалистов Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, работающих в области медицины и биологии, по широкому спектру вопросов, касающихся научных исследований, учебно-методической работы и практики здравоохранения. В отличие от других периодических научных изданий, выпускаемых академическими институтами и медицинскими организациями Сибири и Дальнего Востока «Тихоокеанский медицинский журнал» ориентирован в первую очередь на актуальные региональные проблемы, которые рассматриваются в широком диапазоне от пилотных инновационных исследований до широкого внедрения научных разработок в практическую деятельность. Журнал предоставляет свои страницы для публикации результатов исследований специалистов, работающих в различных областях медицины и биологии, тематика которых не всегда соответствует формату научных изданий, выходящих в других регионах России, но имеет высокую значимость для Дальнего Востока и стран АТР. Широкий спектр вопросов, освещаемых на страницах издания, структурирован в соответствии с формированием тематических номеров журнала, посвященных конкретным проблемам медицины и биологии. Журнал выполняет функцию информационной площадки для крупных научно-практических конференций и форумов, проходящих на Дальнем Востоке России. Значительное внимание уделяется освещению вопросов, связанных с общими этническими и экологическими условиями развития патологии для населения Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Тихоокеанский медицинский журнал .— Владивосток : Медицина ДВ, 1997 .— 2008 .— №3 .— 120 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/227810 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.Н. Лучанинова, Е.В. Маркелова (отв. секретарь), В.И. Невожай, В.А. Невзорова (зам. главного редактора), В.А. Петров, В.Г. Сейидов, Б.А. Сотниченко, В.Б. Туркутюков, Ю.С. Хотимченко, В.М. Черток (зам. главного редактора), В.В. Шапкин, А.Д. Юцковский Редакционный совет: <...> В.Ю. Мареев (Москва), В.Я. Мельников, П.А. Мотавкин, А.Я. Осин, А.А. Полежаев, Б.Я. Рыжавский (Хабаровск), Л.М. Сомова, Г.И. Суханова, Н.Д. Татаркина, Л.Н. Трусова, Г.И. Цывкина, Jin Liang Hong (КНР), Moon oh Riin (Республика Корея), Yamamoto Masahary (Япония), Zhao Baochang (КНР) Научный редактор О.Г. Полушин «Тихоокеанский медицинский журнал», 2008, № 3 (33) Тихоокеанский медицинский журнал Учредители: Владивостокский государственный медицинский университет, Департамент здравоохранения администрации Приморского края, НИИ эпидемиологии и микробиологии СО РАМН, Краевой клинический центр охраны материнства и детства Свидетельство о регистрации Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ № 77–13548 от 20.09.2002 г. Адрес редакции: 690950 г. Владивосток, прт Острякова, 4, Владивостокский государственный медицинский университет Тел./факс (4232) 45-77-80 Редактор <...> Патогенетическая роль нарушений в системе цитокинов при инфекционно-воспалительных заболеваниях........................ 24 Юцковский А.Д., Юцковская Я.А., Кусая Н.В., Маслова Е.В., Метляева Н.Б., Наход Е.В. <...> Прогнозирование развития дезадаптационных состояний и алгоритм их эффективной коррекции........................................ 30 Организация здравоохранения Актуальные вопросы региональной патологии Ковальчук В.К., Иванова И.Л. <...> Эколого-эпидемиологические особенности распространения соматической патологии желудочно-кишечного тракта в Приморском крае....................... 37 Генайло С.П. <...> Эффективность совместной научной и практической деятельности медицинского университета и службы охраны здоровья матери и ребенка ДЗ АПК в снижении фетоинфантильных потерь в Приморском крае............................ 83 Беляев А.Ф., Ширяева Е.Е <...>
Тихоокеанский_медицинский_журнал_№3_2008.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Тихоокеанский_медицинский_журнал_№3_2008.pdf
ISSN 1609-1175 Тихоокеанский Медицинский Журнал PACIFIC MEDICAL JOURNAL 2008, № 3 РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Основан в 1997 году Выходит один раз в три месяца ВЛАДИВОСТОКСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕДИЦИНСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ 50 ЛЕТ Издательство МЕДИЦИНА ДВ
Стр.1
Главный редактор В.Б. Шуматов Редакционная коллегия: Н.Н. Беседнова, Б.И. Гельцер, Е.В. Елисеева, Ю.В. Каминский, Е.В. Крукович, Ю.В. Кулаков, В.Н. Лучанинова, Е.В. Маркелова (отв. секретарь), В.И. Невожай, В.А. Невзорова (зам. главного редактора), В.А. Петров, В.Г. Сейидов, Б.А. Сотниченко, В.Б. Туркутюков, Ю.С. Хотимченко, В.М. Черток (зам. главного редактора), В.В. Шапкин, А.Д. Юцковский Редакционный совет: А.С. Белевский (Москва), А.Ф. Беляев, А.В. Гордеец, Ю.И. Гринштейн (Красноярск), С.Е. Гуляева, Н.А. Догадина, В.А. Иванис, Ю.И. Ишпахтин, В.П. Колосов (Благовещенск), Д.Б. Ларионова, В.Ю. Мареев (Москва), В.Я. Мельников, П.А. Мотавкин, А.Я. Осин, А.А. Полежаев, Б.Я. Рыжавский (Хабаровск), Л.М. Сомова, Г.И. Суханова, Н.Д. Татаркина, Л.Н. Трусова, Г.И. Цывкина, Jin Liang Hong (КНР), Moon oh Riin (Республика Корея), Yamamoto Masahary (Япония), Zhao Baochang (КНР) Научный редактор О.Г. Полушин «Тихоокеанский медицинский журнал», 2008, № 3 (33) Тихоокеанский медицинский журнал Учредители: Владивостокский государственный медицинский университет, Департамент здравоохранения администрации Приморского края, НИИ эпидемиологии и микробиологии СО РАМН, Краевой клинический центр охраны материнства и детства Свидетельство о регистрации Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ № 77–13548 от 20.09.2002 г. Адрес редакции: 690950 г. Владивосток, пр‑т Острякова, 4, Владивостокский государственный медицинский университет Тел./факс (4232) 45‑77‑80 Редактор О.Н. Мишина Зав. редакцией Л.В. Бирилло Технический редактор А.В. Яунвалкс Тел. (4232) 45‑56‑49 Корректор О.М. Тучина Издательство «МЕДИЦИНА ДВ» 690950 г. Владивосток, пр‑т Острякова, 4; тел. 45‑56‑49 Сдано в набор 06.06.2008 г. Подписано в печать 02.07.2008 г. Печать офсетная. Формат 60×90/8 Усл. печ. л. 12,5. Заказ № 613. Тираж 1000 экз. Отпечатано ИД «Принт‑Восток» в типографии № 1 г. Харбин (Китай) Цена свободная Выпуски «Тихоокеанского медицинского журнала» доступны на сайтах http://elibrary.ru и http://www.vgmu.ru
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Передовые статьи Шуматов В.Б., Невзорова В.А., Крукович Е.В. Итоги и перспективы развития высшего медицинского образования на Дальнам Востоке России .......................................6 Обзоры и лекции Мотавкин П. А., Черток В.М. Иннервация мозга .......................................................................... 11 Маркелова Е.В., Костюшко А.В., Красников В.Е. Патогенетическая роль нарушений в системе цитокинов при инфекционно‑воспалительных заболеваниях .......................24 Маркина Л.Д., Маркин В.В. Прогнозирование развития дезадаптационных состояний и алгоритм их эффективной коррекции .......................................30 Актуальные вопросы региональной патологии Ковальчук В.К., Иванова И.Л. Эколого‑эпидемиологические особенности распространения соматической патологии желудочно‑кишечного тракта в Приморском крае ...................... 37 Генайло С.П. Проблемы психосоматических расстройств в Приморском крае ........................................................................ 41 Туркутюков В.Б., Яковлев А.А., Колпаков С.Л., Дзюба Г.Т., Полежайева Г.Ц., Мартынова А.В., Поздеева Е.С., Скурихина Ю.Е. Изучение механизмов формирования актуальной инфекционной и неинфекционной заболеваемости в дальневосточном регионе ........................................................... 46 Гордеец А.В., Черникова А.А., Савина О.Г., Малашенкова В.Г., Зайцева Е.А., Ремезкова Р.В. Клиника сочетанных инфекций в Приморье ...............................50 Мирошниченко В.А., Янсонс Т.Я., Ивановская М.А., Жулдыбин Р.В., Кораблева Э.В., Матиенко Л.М., Слезка И.Е., Петрушина Е.А. Заболевания гастродуоденальной системы – наиболее распространенная патология органов пищеварения у детей и подростков ......................................................................53 Актуальные вопросы диагностики и лечения Колдаев В.М. Исследование модификации биологических эффектов электромагнитного облучения ..................................... 56 Киняйкин М.Ф., Суханова Г.И., Удовиченко И.А. К вопросу диагностики хронического легочного сердца у больных хронической обструктивной болезнью легких ............58 Татаркина Н.Д., Казанова Л.Р., Шестернин А.Н., Убранцев В.А., Бондарева Ж.В., Татаркин А.А. Гемодинамика при хронической сердечной недостаточности ..... 61 Кулаков Ю.В. Акустическая диагностика заболеваний легких: возможности методов и перспективы развития ........................... 65 Невзорова В.А., Помогалова О.Г., Настрадин О.В. Роль эндотелиальной дисфункции в прогрессировании метаболического синдрома от факторов риска до сосудистых катастроф ................................................................69 Хасина М.А., Швец О.В., Белоглазова С.И., Хасина М.Ю., Двинская С.А. Новые подходы к изучению патогенеза, диагностике и прогнозированию заболеваний легких ................. 75 Юцковский А.Д., Юцковская Я.А., Кусая Н.В., Маслова Е.В., Метляева Н.Б., Наход Е.В. Дерматозы лица: клинико‑патогенетические и иммунологические аспекты ........................................................78 Организация здравоохранения Лучанинова В.Н., Бурмистрова Т.И., Транковская Л.В., Горшунова Г.П., Приходько В.Н., Глушко И.В., Потапенко А.А., Ким Е.И., Ахтанина Т.В. Эффективность совместной научной и практической деятельности медицинского университета и службы охраны здоровья матери и ребенка ДЗ АПК в снижении фетоинфантильных потерь в Приморском крае ........................... 83 Беляев А.Ф., Ширяева Е.Е., Кузнецова Г.В. Немедикаментозная терапия как основа восстановительной медицины .......................................................88 Елисеева Е.В., Шмыкова И.И., Гайнуллина Ю.И., Солодовников В.В., Феоктистова Ю.В. Служба клинической фармакологии как гарант эффективного и безопасного использования лекарственных средств ...................................................................92 Каминский Ю.В., Тимошенко В.С., Полушин О.Г., Колесников В.И. Патолого‑анатомическая служба в Приморье: проблемы и перспективы............................................................... 95 Педагогика Дмитриева О.А., Федченко Т.М., Сапрыкин А.А., Гончаренко Д.В., Дирлам Г.Г. Экспертно‑научный и учебный центр – содружество кафедры и бюро судебно‑медицинской экспертизы нового типа ............................................................... 104 Бениова С.Н., Осин А.Я., Блохина Н.П., Осина Т.Д., Шегеда М.Г., Столина М.Л., Горлачева Т.В. Итоги и перспективы научной школы кафедры педиатрии № 1 .............................................................. 108 Шаркова В.А. Научная школа профессора Н.С. Мотавкиной и перспективы развития науки на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии ............................111 Иванис В.А. Научно‑исследовательская работа на кафедре инфекционных болезней: прошлое, настоящее и будущее ........ 114 Юбилеи Сотниченко Б.А. Вехи памяти. О Владимире Станиславовиче Шапкине ............. 116
Стр.3
CONTENTS Editorials Shumatov V.B., Nevzorova V.A., Krukovich E.V. To the 50‑anniversary of Vladivostok State Medical University .....................................................................6 Reviews and lectures Motavkin P.A., Chertok V.M. Brain innervation .............................................................................. 11 Markelova E.V., Kostyushko A.V., Krasnikov V.E. Pathogenetic role of the in cytokine system changes at infectious and inflammatory diseases .............................................24 Markina L.D., Markin V.V Forecasting of the development of dysadaptable conditions and algorithm of their effective correction ........................30 Actual problems of the regional pathology Kovalchuk V.K., Ivanova I.L. Ecological and epidemiological features of the distribution of a somatic pathology of the GI tract in Primorye ............................ 37 Genailo S.P. Problems of the psycho‑somatic frustration in Primorye .................... 41 Turkutyukov V.B., Yakovlev A.A., Kolpakov S.L., Dzyuba G.T., Polejaitseva G.Ts., Martynova A.V., Pozdeeva E.S., Skurikhina Yu.E. Studying of mechanisms of formation of actual infectious and not infectious diseases in Far Eastern region ............................... 46 Gordeets A.V., Chernikova A.A., Savina O.G., Malashenkova V.G., Zaitseva E.A., Remezkova R.V. Clinical features of the complex infections in Primorye .....................50 Miroshnichenko V.A., Yansons T.Ya., Ivanovskaya M.A., Zhuldybin R.V., Korableva E.V., Matienko L.M., Slezka I.E., Petrushina E.A. The GI diseases – the most widespread pathology of digestion organs at children and teenagers .....................................53 Actual problems of diagnostics and treatment Koldaev V.M. Research of modification of biological effects of the electromagnetic irradiation ..................................................... 56 Kinyaikin M.F., Sukhanova G.I., Udovichenko I.A. To a question of diagnostics of the chronic pulmonary hearts at patients with chronic obstructive lung disease ......................58 Tatarkina N.D., Kazanova L.R., Shesternin A.N., Ubrantsev V.A., Bondareva J.V., Tatarkin A.A. Hemodynamics at chronic heart insufficiency ................................... 61 Kulakov Yu.V. Acoustic diagnostics of lung diseases: the opportunities of methods and prospects of development ......................................... 65 Nevzorova V.A., Pomogalova O.G., Nastradin O.V. The role of endothelial dysfunctions in progressing of the metabolic syndrome from risk factors to vascular disease ..........69 Hasina M.A., Shvets O.V., Beloglazova S.I., Hasina M.Yu., Dvinskaya S.A. New approaches to studying of the pathogenesis, to diagnostics and forecasting of the lung diseases ............................. 75 Yutskovsky A.D., Yutskovskaya Ya.A., Kusaya N.V., Maslova E.V., Metlyaeva N.B., Nakhod E.V. Face dermatosis: clinics, pathogenetic and immune aspects ...............78 Public health organization Luchaninova V.N., Burmistrova T.I., Trankovskaja L.V., Gorshunova G.P., Prihodko V.N., Glushko I.V., Potapenko A.A., Kim E.I., Ahtanina T.V. Efficiency of the joint scientific and practical activities of medical university and the maternity and children’s service of the Administration of Primorsky Krai in decrease of the feto‑infant losses in Primorsky Krai ......................................... 83 Beljaev A.F., Shirjaeva E.E., Kuznetsova G.V. Non‑medicamentous therapy as a basis of regenerative medicine ...................................................................88 Eliseeva E.V., Shmykova I.I., Gajnullina Yu.I., Solodovnikov V.V., Feoktistova Yu.V. Service of clinical pharmacology as the guarantor of effective and safe use of medical products ......................................92 Kaminsky Yu.V., Timoshenko V.S., Polushin O.G., Kolesnikov V.I. Pathoanatomical service in Primorsky Krai: problems and prospects..................................................................... 95 Pedagogics Dmitrieva O.A., Fedchenko T.M., Saprykin A.A., Goncharenko D.V., Dirlam G.G. The expert‑scientific and educational center – union of faculty and a forensic medical bureau of new type ....................... 104 Beniova S.N., Osin A.TYa, Blokhina N.P., Osina T.D., Shegeda M.G., Stolina M.L., Gorlacheva T.V. Results and prospects of scientific school of faculty of pediatrics No. 1 ........................................................... 108 Sharkova V.A. Scientific school of professor N.S. Motavkina and the prospect of development of a science in the department of microbiology, virology and immunology ................................................................111 Ivanis V.A. Scientific work on faculty of infectious diseases: the past, the present and the future.................................................. 114 Anniversaries Sotnichenko B.A. Marks of memory. About Vladimir Stanislavovich Shapkin ........................................... 116
Стр.4
Владивостокскому государственному медицинскому университету исполняется 50 лет – возраст вполне достаточный, чтобы, оглянувшись назад, сделать правильные выводы из неизбежных ошибок на этом пути, отобрать все лучшее, значительное и оригинальное в долгую дорогу на будущее. За эти годы вуз стал крупным многопрофильным и авторитетным учебным заведением нашей страны. В 1958 году, в год создания, на единственном его факультете насчитывалось всего 370 студентов. Теперь на 11 факультетах и 76 кафедрах обучается около 5000 студентов, ординаторов и интернов, аспирантов и докторантов. В университете созданы все условия для подготовки квалифицированных врачебных кадров. В шести учебных корпусах и четырнадцати клинических базах располагаются учебные аудитории, оснащенные современным цифровым оборудованием и наглядными пособиями, библиотека, три читальных зала с кабинетами электронного доступа, семь компьютерных и фантомных классов, новейшая диагностическая и лечебная аппаратура. Золотой фонд любого вуза – его кадры. Преподавательский корпус Владивостокского государственного медицинского университета включает 386 сотрудников, из которых 87 докторов наук и 256 кандидатов, т.е. остепененность сотрудников достигает 85%, что значительно превышает средний показатель по Российской Федерации. В коллективе университета работают два заслуженных деятеля науки, один академик АМН РФ, шесть академиков РАЕН, шесть членов зарубежных академий. В составе вуза до последнего времени функционировали шесть специализированных советов, которые оказывали неоценимую помощь в подготовке научно‑педагогических кадров. Многие имена ученых и научные школы, сформировавшиеся в стенах вашего университета, получили мировое признание. При нем действуют шесть филиалов научно‑исследовательских институтов: онкологии, психического здоровья, клинической иммунологии, реконструктивной и восстановительной хирургии, кардиохирургии, а также 34 специализированных центра. Активно развивается международное научное сотрудничество. Преподаватели и студенты принимают участие в международных конференциях, съездах, симпозиумах. Молодые ученые проходят стажировку в Японии, Китае, Корее. Перспективы развития науки определяются прежде всего уровнем проводимых фундаментальных исследований. На страницах журнала отведено большое место крупным достижениям ученых‑теоретиков Владивостокского медуниверситета. Радует высокий методический уровень, практическая направленность и перспективность проводимых исследований, которые получили заслуженное признание в России и за рубежом. Охрана и укрепление здоровья людей – неотъемлемая часть социальной политики нашего государства. В этой связи все большее значение приобретают научные разработки региональной направленности. Отрадно отметить, что ученые университета немалое место в своих исследованиях отводят изучению краевой патологии. Так, многие статьи, опубликованные в юбилейном номере журнала, посвящены особенностям распространения и течения заболеваний в Приморье. Тесная связь ученых университета с органами практического здравоохранения – одна из лучших вузовских традиций, способствующих не только взаимному обогащению науки и практики, но и дальнейшему улучшению подготовки медицинских кадров и повышению качества медицинского обслуживания. В юбилейном году хочу пожелать руководству вуза, преподавателям, студентам, выпускникам, всем читателям вашего прекрасного журнала успехов в почетном служении во благо здоровья россиян. Пусть ваш университет еще долгие годы остается форпостом медицинского образования и науки России в Азиатско‑Тихоокеанском регионе. Будьте здоровы и счастливы! Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. Голикова
Стр.5
Тихоокеанский медицинский журнал, 2008, № УДК 378.661(571.63) В.Б. Шуматов, В.А. Невзорова, Е.В. Крукович К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Ключевые слова: медицинский вуз, образовательная, научная и практическая работа, инновационные технологии, приоритетный национальный проект. Обзорная статья, посвященная современным аспектам учебно‑методической, научной и клинической деятельности ВГМУ. Приведена современная административная структура вуза, сделан обзор основных направлений научной работы и развития научных школ. Проанализирован педагогический потенциал университета и его возможности в плане внедрения в учебный и клинический процесс инновационных технологий. Рассматриваются перспективы подготовки специалистов на додипломном и последипломном этапах обучения, включая систему сквозной профилизации, реализуемую через лицей и специальные медицинские классы школ региона. Особо выделена роль университета в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». На рубеже веков образование в вузе стало необычайно динамичным. Это в полной мере относится и к высшему профессиональному медицинскому образованию: повышаются требования общества к его качеству, быстро обновляются технологии обучения, изменяются организационные и экономические условия деятельности вузов, усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг, постоянно меняется государственная позиция по отношению к высшей школе. Политика вуза должна гарантировать необходимые условия для полноценного качественного образования, учитывать интересы и способности личности, обеспечивать достижение конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования. Университет открыт в 1958 г. как Владивостокский медицинский институт и в 1995 г. переименован во Владивостокский государственный медицинский университет, согласно приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию № 953 от 23.06.1995 г. К моменту открытия вуза преподавание велось на одном факультете, среди первых преподавателей было только 13 кандидатов наук. За достаточной короткий 50‑летний период ВГМУ сумел стать ведущим научным и методическим центром медицинского образования на Дальнем Востоке. В настоящее время университет реализует образовательные программы довузовского, вузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования, осуществляет повышение квалификации работников по основным направлениям своей деятельности, ведет фундаментальные и прикладные научные исследования по 4 отраслям наук. Для ведения образовательной деятельности в университете привлечено 468 педагогических работников, в том числе с ученой степенью и званием 382 человека (82%), из них 83 (22%) доктора и 299 (78%) кандидатов наук. Университет, единственный в регионе среди медицинских вузов, осуществляет подготовку специалистов по 7 основным образовательным программам высшего профессионального образования: лечебное дело, педиатрия, медико‑профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело, клиническая психология. ВГМУ является одним из четырех медицинских вузов страны, где организованы учебные военные центры. Учебный военный центр при Владивостокском государственном медицинском университете создан постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 года в целях обучения по программе военной подготовки граждан Российской Федерации для прохождения ими после окончания данного образовательного учреждения военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами. Для выпускников медицинских вузов и практических врачей в ВГМУ существует широкий выбор обучения на последипломном этапе образования: в клинической ординатуре по 31 специальности, в клинической интернатуре – по 25, в аспирантуре – по 29. Университет осуществляет подготовку по программам дополнительного профессионального образования: переподготовка по основным профессиональным образовательным программам по 37 направлениям, повышение квалификации по 79 направлениям, а также по программам «Преподаватель высшей школы», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Подготовка к поступлению в вуз». В форме заочного обучения получить образование можно на факультете высшего сестринского образования. Сегодня ВГМУ полностью соответствует лицензионным нормативам, выполняет и реализует аккредитованные программы, обладает современной внутривузовской организационно‑правовой и методической системами, а также системой управления образовательным процессом. Университет осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125‑ФЗ от 22.08.1996 г. с дополнениями и изменениями в соответствии с действующими законодательными актами и актами федеральной исполнительной власти. Эффективность подготовки на вузовском этапе определяется разработанной во Владивостокском медицинском университете концепцией, сущность которой заключается в комплексном поэтапном
Стр.6
Передовые статьи формировании и развитии профессиональных компетенций у будущих специалистов‑медиков на основе личностно‑ориентированного подхода и принципов инновационной образовательной парадигмы в условиях модернизации высшей школы. Во ВГМУ функционирует единственный в Дальневосточном регионе лицей при медицинском вузе. Основной идеей образовательной деятельности лицея является теоретическая разработка и практическая реализация компетенции непрерывного образования «лицей – медицинский университет», создание особого образовательного пространства, в котором надстраивается базовый компонент среднего образования и выполняется работа по профессиональному воспитанию учащихся. Лицей активно ведет профориентационную работу с медицинскими заочными классами Приморского края по очно‑заочной системе обучения. В текущем десятилетии приоритетными направлениями обучения в ВГМУ названы вопросы модернизации высшего образования, проблемы качества обучения (менеджмент качества), информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза, инновационная деятельность и современные технологии в образовании. Рост негосударственного сектора образования обострил одну из ключевых проблем – проблему качества подготовки выпускников. Подготовка любого специалиста только тогда будет результативной, когда она превратится из массового в индивидуализированный процесс. За последнее время в нашей стране значительно активизировалась работа по созданию системы оценки качества образования. Главной задачей внедренной в университете в 2007–2008 гг. системы обучения является оценка качества и эффективности образовательного процесса через субъекты учебно‑воспитательной деятельности по реализации единых общественно значимых целей (реализация Государственного образовательного стандарта и выпуск врача). Она позволяет выявить дефекты, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента, объективно оценить причины, влияющие на качество образовательного процесса и своевременно вносить коррективы в его организацию. Переход к Болонскому процессу требует поиска новых механизмов и обучающих технологий. Одним из перспективных направлений здесь является усовершенствование рейтинговой технологии оценки результатов обучения, которая уже используется в ВГМУ на факультете клинической психологии. Преимущества рейтинговой системы – предсказуемость итоговой оценки и стимулирование творческого отношения к работе студентов и преподавателей – позволяют рассматривать возможность ее более широкого внедрения. Одной из инновационных форм учебной работы в вузе является участие в интернет‑экзамене. В 2007–2008 учебном году по его результатам студенты освоили дисциплины социально‑экономического и гуманитарного блоков. 7 Стратегия модернизации российского образования требует повышения профессионализма педагогических кадров, а значит – реформирования всех звеньев непрерывного педагогического образования, важнейшим из которых является система повышения квалификации преподавателей. Понимая сложность и новизну задач, сформулированных в концепции модернизации, в университете на основе программно‑целевого подхода проведен анализ состояния и тенденций развития педагогического образования. Трехуровневая система повышения педагогической квалификации, включающая кафедральный (первый), вузовский (второй) и межвузовский (третий) уровни и обеспечивающая непрерывную психологопедагогическую подготовку педагогических кадров ВГМУ, получила дальнейшее развитие. С 2005 г. начата подготовка специалистов по программе дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы». В 2006–2008 гг. выпуск здесь составил более 100 человек. Широкий спектр используемых методов и форм повышения педагогической квалификации обеспечивает инновационный подход к решению настоящей проблемы. При подготовке студентов в ВГМУ активно используются принципы взаимодействия теоретических и клинических кафедр, связи с органами практического здравоохранения, возможности выбора студентами элективов по дисциплинам, не представленным в учебных планах, что отвечает основному принципу подготовки врача – ориентированности на будущее. Специфика медицинского образования предусматривает тесное сотрудничество вуза с практическим здравоохранением. Университет стал основным учебно‑методическим центром подготовки врачей Приморского края, Сахалинской и Магаданской областей. Для оптимизации взаимодействия между ВГМУ и отдаленными регионами с 2004 г. на Сахалине создано представительство университета по последипломному и дополнительному медицинскому образованию. Стабильно проводятся выездные обучающие циклы для районов Приморского и Камчатского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей. Расширяются связи по обучению врачей и средних медицинских работников в Еврейской автономной и Читинской областях, а также в Республике Саха (Якутия). Клинические кафедры университета базируются в 44 крупных клиниках (29 стационаров, 9 поликлиник и др.). Мощность коечного фонда, используемого кафедрами вуза, составляет 8608 единиц. Лечебная деятельность сотрудников клинических кафедр включает организацию и проведение утренних конференций врачей, ведение больных в профильных терапевтических и хирургических отделениях, выполнение операций, консультаций, обходов доцентами и профессорами, а также участие в клинических разборах, консилиумах, патолого‑анатомических конференциях (табл. 1). Кроме того, лечебная деятельность сотрудников вуза осуществляется в районах и городах
Стр.7
8 Таблица 1 Взаимодействие ВГМУ с медицинскими учреждениями (2003–2007 гг.) Тихоокеанский медицинский журнал, 2008, № Специальность 040100 «лечебное дело» 040200 «педиатрия» 040300 «мед.‑проф. дело» 040400 «стоматология» 040500 «фармация»3 161073 23989 – 5278 6 64515 16456 – 26058 – 1 Проведено штатными преподавателями вуза. 2 Экспертизы. 3 Участие в работе комитетов по фармации и т.д. Приморского края и Дальневосточного федерального округа. Проводятся консультации, операции, конференции в районах Приморского и Камчатского краев, Сахалинской, Магаданской и Амурской областей. Сегодня все лечебные кафедры университета вносят свой вклад в формирование целевых программ, направленных на профилактику заболеваний и улучшение диагностики, формирование здорового образа жизни путем улучшения качества подготовки и повышения уровня знаний медицинского персонала. Разработана здоровьесберегающая технология обучения студентов в высшем учебном заведении. В 2005 г. получена лицензия на право ведения медицинской деятельности по отделениям Медицинского объединения ВГМУ: стоматологии и санаторию‑профилакторию «Незабудка», где проходят лечение студенты и сотрудники вуза. В клиниках ведут лечебную работу 308 штатных сотрудников вуза и 86 внешних совместителей, являющихся сотрудниками лечебно‑профилактических учреждений города и края. Из них 11 – действительные члены и члены‑корреспонденты академий, 22 человека имеют звание «заслуженный врач России», 28 награждены почетным знаком «Отличник здравоохранения». На клинических кафедрах трудятся 69 профессоров, 107 доцентов, 132 ассистента. 177 преподавателей (57,5%) аттестованы на высшую и 31 (10,1%) – на первую квалификационные врачебные категории. Все преподаватели клинических кафедр имеют сертификаты специалистов. В крае работают 37 обществ, ассоциаций и общественных организаций, возглавляемых заведующими кафедрами и доцентами ВГМУ. На клинических базах вуза функционируют 33 специализированных центра, из них 18 регионального и краевого, 15 – городского значения. За последние 10 лет их количество увеличилось вдвое. Научное руководство центрами осуществляют заведующие кафедрами или доценты. Здесь применяются современные методы диагностики и лечения, разработанные сотрудниками ВГМУ и осно– – 220 – – ванные на достижениях действующих научных школ. Так, например, в терапии, травматологии и педиатрии активно используются методы мониторинга воспалительного процесса, связанные с вопросами нитрооксидергической регуляции висцеральных систем (основоположник – профессор, д‑р мед. наук П.А. Мотавкин). Одной из задач создания центров является организация связи с первичным звеном здравоохранения, без чего невозможно оказание квалифицированной и своевременной медицинской помощи. Центры проводят большую учебно‑методическую работу, организуют семинары и конференции для узких специалистов и врачей амбулаторно‑поликлинического звена. В рамках трехстороннего соглашения между департаментом здравоохранения Приморского края, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и ВГМУ в крае проводится работа по созданию и адаптации моделей комплексных медицинских услуг. 50 сотрудников вуза являются экспертами бюро лицензирования и аккредитации. На базе университета успешно функционирует учебно‑тренировочный центр по отработке практических навыков для студентов, врачей различных специальностей (специалисты скорой медицинской помощи, анестезиологи и реаниматологи, кардиологи, неонатологи, терапевты). Научная деятельность университета – один из важнейших факторов, определяющих качество высшего медицинского образования. В центре внимания находятся программы, направленные на охрану здоровья женщины‑матери, ребенка и новорожденного; профилактики и лечения сердечно‑сосудистых заболеваний, специфических и неспецифических болезней легких; создание новых лекарственных средств на основе использования местного природного сырья (табл. 2). Сотрудники ВГМУ принимают самое непосредственное участие в реализации краевых целевых программ губернатора Приморья. По заказу органов управления здравоохранением края выполняется 70 научно‑исследовательских работ по актуальным проблемам медицины. В диссертационных советах вуза за пятилетний период (2002–2006) защищено 273 диссертации, из них 18 докторских и 255 кандидатских, в том числе сотрудниками университета – 8 докторских и 101 кандидатская. Вне советов ВГМУ за пять лет защищены 21 докторская и 32 кандидатские диссертации. Существующий диссонанс между мировыми достижениями в области новейших биотехнологий, расшифровке генома человека и отставанием в этой области российской науки требуют создания новых научных направлений в университете. Доступ к уникальным природным ресурсам морской фауны и флоры, тесное сотрудничество с научно‑исследовательскими и образовательными учреждениями Дальневосточного федерального округа, способными проводить научно‑исследовательские работы на высоком уровне и создавать ценные результаты интеллектуальной Кол‑во консультаций1 Кол‑во операций/пролеченных больных Участие в работе ФГУ2
Стр.8
Передовые статьи Основные научные направления ВГМУ в 2003–2008 гг. Направление Медицинские аспекты биотехнологии лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище из природного сырья Нитроксидергические механизмы регуляции висцеральных систем Патофизиологические и клинические аспекты остеопороза Современные технологии сохранения, развития, восстановления здоровья детей и подростков Научное обоснование и разработка мероприятий по профилактике массовых неинфекционных заболеваний населения Дальнего Востока Разработка и внедрение в практическое здравоохранение современных технологий профилактики и лечения заболеваний внутренних органов Фармакоэкономические исследования в медицине Клиническая эрология деятельности, формируют особые творческие условия. В настоящее время более 10 научных работников ДВО РАН являются сотрудниками Владивостокского государственного медицинского университета. Созданы возможности для совместного использования научных лабораторий Института биологии моря, Тихоокеанского института биоорганической химии, Биолого‑почвенного института, оснащенных новейшей высокотехнологичной аппаратурой. Определены возможности для создания совместной межвузовской лаборатории с Дальневосточным государственным университетом для проведения научных исследований в области химии, физики, генетики. В настоящее время научные исследования в ВГМУ ведутся по четырем направлениям: 14.00.00 – медицинские науки; 03.00.00 – биологические науки; 19.00.00 – психологические науки; 15.00.00 – фармацевтические науки. Совместная работа с Дальневосточным отделением Российской академии наук и с образовательными учреждениями по созданию биотехнологического промышленного кластера (технопарка) в Дальневосточном федеральном округе позволит университету проводить исследования по другим направлениям – химии, физике, экономике. С 1998 г. вуз выпускает «Тихоокеанский медицинский журнал». С 2002 г. это издание превращено в рецензируемый научно‑практический журнал, который с 2003 г. выходит с периодичностью четыре номера в год. В июле 2007 г. журнал включен в перечень периодических научных изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации для публикации результатов исследований диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских и биологических наук. Интеграцию ВГМУ в единое международное образовательное и научное пространство призван осуществлять международный отдел, созданный в 1994 г. В качестве основы международной деятельности выдвинут принцип продуктивного сотрудничества с зарубежными партнерами в форме обмена передовым опытом в области внедрения и развития инноРуководители Хотимченко Ю.С., Кропотов А.В. Мотавкин П.А., Шуматова Т.А., Шуматов В.Б., Гельцер Б.И., Кочеткова Е.А. Лучанинова В.Н., Мирошниченко В.А., Бениова С.Н., Крукович Е.В. Петров В.А., Туркутюков В.Б., Ковальчук В.К., Маркелова Е.В. Суханова Г.И., Татаркина Н.Д., Невзорова В.А., Кулаков Ю.В., Потапов В.Н. Елисеева Е.В., Просекова Е.В., Гельцер Б.И. Каминский Ю.В., Федченко Т.М. вационных образовательных технологий, передовых научных и практических разработок. Заключение прямых договоров с зарубежными медицинскими образовательными и общественными организациями позволяет осуществлять обмен преподавателями, научными сотрудниками аспирантами и стажерами; приглашение и командирование высококвалифицированных специалистов профессорского состава для чтения лекций по актуальным вопросам восточной и европейской медицины. ВГМУ сотрудничает с медицинскими университетами, медицинскими институтами, медицинскими академиями наук, общественными медицинскими организациями Англии, Вьетнама, Германии, Франции, Китая, Южной Кореи, Корейской Народно‑Демократической республики, Польши, США, Японии. С 2004 г. по настоящее время во Владивостокском государственном медицинском университете на постоянной основе работают две обменные программы для студентов совместно с Харбинским медицинским университетом и Медицинским факультетом университета г. Ниигаты. В 2007 г. вступило в действие соглашение о преподавательских обменах с Муданьцзянским медицинским университетом (КНР). На качественно новый уровень поднялось библиотечно‑информационное обеспечение. Сегодня библиотека университета располагает наиболее полным фондом медицинской тематики в городе. Для совершенствования обслуживания библиотека расширяет спектр услуг. Зал электронного доступа к информации позволяет предоставить читателям возможность работы с удаленными базами данными (БД): БД ВИНИТИ, Medline; специализированными медицинскими поисковыми машинами; приобретенными и установленными в локальной сети БД «Российская медицина», «Консультант Проф.», «Консультант. Медицина. Фармацевтика», «MedArt» и собственными ресурсами библиотеки: БД «Книги», «Статьи Мед.», «Авторефераты», «Труды ученых ВГМУ». В 2005 г. подписан договор с компанией EBSCO на использование баз данных, включающих реферативные и полнотекстовые ресурсы. 9 Таблица 2
Стр.9
10 Тихоокеанский медицинский журнал, 2008, № Таблица 3 Контрольные цифры подготовки врачей в 2006–2008 гг. во Владивостокском государственном медицинском университете Контрольные цифры приема, чел. Субъект ДФО всего врачей Приморский край 100 Сахалинская обл. Итого: 160 60 246 48 294 2006 2007 2008 2006 119 52 171 в т.ч. участковые терапевты1 2007 в т.ч. участковые педиатры 46 ТУ 36 / ПП 5 150 29 ТУ 36 / ПП 2 24 75 ТУ 72 / ПП 7 174 нально‑информационного консорциума библиотек (НЭЙКОН), пользователи ресурса EBSCO в нашем университете в несколько раз активнее, чем в других организациях города. Используются текстовые доступы к базам данных. Выпускается ежемесячный бюллетень новых поступлений, рассылаемый на кафедры, а также представленный на сайте библиотеки. Автономной системой (подсистемой) управления в вузе является студенческое самоуправление, формы которого соответствуют действующим рекомендациям в данной области, в том числе принципам и задачам его развития. Традиционно сложились и функционируют следующие общевузовские субъекты студенческого самоуправления: профсоюзная организация, студенческий совет, молодежный центр, студенческое научное общество, спортивный клуб. На уровне факультетов, курсов, групп функционируют: общественные деканы факультетов, старостаты, старосты курсов, старосты групп. Не меньшее значение как для образования, так и для воспитания имеет восстановление и ремонт учебных корпусов. Учебный и лечебный процесс, осуществляемый в отремонтированных аудиториях, становится существенно более эффективным, поскольку обучающиеся чувствуют уважение к себе и постоянную заботу со стороны персонала и администрации вуза. По итогам открытого конкурса среди медицинских вузов в ВГМУ размещен государственный заказ на подготовку врачей первичного звена здравоохранения. 54 12 66 90 24 2008 2006 2007 2008 2006 20 24 44 114 1 Тематическое усовершенствование (ТУ), в 2007 г. – переподготовка (ПП). Среди вузов Владивостока, по данным нациов т.ч. врачи общей практики1 2007 34 ТУ 12 / ПП 12 7 ТУ 0 / ПП 2 0 41 ТУ 12 / ПП 14 6 В связи с этим дополнительно к основному учебнопроизводственному плану подготовки специалистов факультета повышения квалификации с 2006 г. в план основных мероприятий по реализации проекта в сфере здравоохранения включена «Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей‑терапевтов участковых, педиатров участковых» (табл. 3). Благодаря этому, в первый год реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» увеличилось более чем на 30% число специалистов первичного звена здравоохранения, повысивших квалификацию по сравнению с 2005 г. С каждым годом приоритетный национальный проект «Здоровье» наращивает свои темпы и объемы. Если в 2006 г. повысили свою квалификацию в рамках проекта 160 врачей первичного звена, в 2007 г. – 174 специалиста, то контрольные цифры на подготовку врачей терапевтов участковых, педиатров участковых и врачей общей практики в 2008 г. составляют 294 специалиста Приморского края и Сахалинской области (рис.). При реализации приоритетного национального Рис. Подготовка врачей первичного звена здравоохранения в ГОУ ВПО «ВГМУ Росздрава». проекта главными задачами для университета явились кадровое обеспечение проекта и его информационная поддержка. Важной составляющей этого процесса, несомненно, является повышение профессиональной квалификации врачей и подготовка специалистов для работы на диагностическом оборудовании. Следующим важным направлением национального проекта выступает обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Во владивостокском государственном медицинском университете ведется работа по подготовке квалифицированных специалистов для оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи. С этой целью проводится обучение специалистов для работы на диагностическом оборудовании, поставляемом в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. В 2007 г. проведены дополнительные циклы тематического усовершенствования «Гистероскопия в гинекологии», «Патология шейки матки с основами кольпоскопии», «Рентгендиагностика заболеваний молочной железы» объемом 72–108 часов для 88 специалистов. В текущем году расширилась тематика циклов повышения квалификации. По данному направлению планируется подготовка специалистов по ультразвуковому исследованию для диагностики патологии тазобедренных 2008 6
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.