Н.М. БАРАНОВА
ЭСТАМПЫ, РИСУНКИ, НАБРОСКИ
В Л А Д И М И Р 2011
Б Б К 85.153 (2 Р о Ф - 4 В л а )
В 57
Издано по заказу департамента по культуре
администрации Владимирской области
Составитель <...> ,
В Стохальский
f(V
IkpiunnaibHoe крещение ш ь т Ы
I
«Центра тьная
'
городская библиотека»
В 57
Владимирские мотивы в графике художника Н.М. Баранова: эстампы,
рисунки, наброски / сост. <...> 2011
© Издательство «Транзит-ИКС», 2011
Большие истоки малого жанра
^
думаю, что мои мысли о Николае Баранове подсказаны самим же художником. <...> Перечитывая его сокровенные воспоминания о времени и о себе, я
невольно обратил внимание на слова, напрямую относящиеся к теме нашего
разговора: «... графический жанр во Владимирской организации Союза художников долгое время отставал, не проявляя себя должным образом. <...> Я полагаю, что
начинающий художник, выступая как график, оказался в ту пору в своеобразном
одиночестве. <...> Но был ли это для Баранова творческий вакуум? <...> С полувековой дистанции
сегодня это выглядит не совсем так, тем более в свете любовно собранного и
представленного его работами мало кому известного до сих пор так называемого «малого жанра», великолепно передающего дух той эпохи. <...> Этим
наполнены не только те крупные «исторические» композиции, сюжетно соотнесённые со временем, но и совсем маленькие работы этюдного характера. <...> Это своего рода
спонтанный выброс его эмоций, осенений, восхищений и желаний, имевших
характер творческих разрядок. <...> Это тот владимирский антураж,
без которого немыслим был его мир, наполненный любимыми им людьми, старинными памятниками, уютными улочками, раздольем полей и лугов, видами
хорошо знакомых городов и сёл. <...> Это был зримо
необходимый след его выхода в мир больших образов. <...> К тому времени во Владимире станковый рисунок пребывал в забвении и совсем исчез как самостоятельный вид графики. <...> Но именно
тонкая трепетная линия карандаша или резца, берущая начало от самой непосредственности природы, открывала путь к отражению жизни самым <...>
Владимирские_мотивы_в_графике_художника_Н._М._Баранова_эстампы,_рисунки,_наброски.pdf
Большие истоки малого жанра
^
думаю, что мои мысли о Николае Баранове подсказаны самим же художником.
Перечитывая его сокровенные воспоминания о времени и о себе, я
невольно обратил внимание на слова, напрямую относящиеся к теме нашего
разговора: «... графический жанр во Владимирской организации Союза художников
долгое время отставал, не проявляя себя должным образом. Однако, начиная
с 60-х годов, положение изменилось в лучшую сторону».
За точку отсчёта здесь, видимо, им была взята владимирская живопись, талантливые
представители которой получили к тому далёкому теперь уже рубежу
пятидесятых-шестидесятых скорую и шумную известность. Я полагаю, что
начинающий художник, выступая как график, оказался в ту пору в своеобразном
одиночестве. Предпочтение отдавалось яркому и звонкому цвету, чёрно-белая
палитра отступала на задний план. Даже «суровый стиль», ставший в те годы
знамением времени, набирал всё более мажорные аккорды.
Но был ли это для Баранова творческий вакуум? С полувековой дистанции
сегодня это выглядит не совсем так, тем более в свете любовно собранного и
представленного его работами мало кому известного до сих пор так называемого
«малого жанра», великолепно передающего дух той эпохи. Нелишне будет
сказать, что художник созревал в горниле суровых послевоенных лет, полных
житейских тягот и романтических надежд на обновление в искусстве. И так случилось,
что тот мир, которым он жил тогда, оказался, в отличие от живописцев,
принципиально «антигрупповым», а потому и трудным в самореализации. И, тем
не менее, художник органично влился в поток шестидесятников, поскольку его
симпатии были, несомненно, на их стороне. Но путь вперёд был более последователен
и не столь радикален, чем у представителей владимирской школы
живописи. Свой почерк он органично вписал в пространство и время эпохи. Этим
наполнены не только те крупные «исторические» композиции, сюжетно соотнесённые
со временем, но и совсем маленькие работы этюдного характера. Это
простые карандашные зарисовки с натуры и даже беглые наброски разных лет,
Стр.7
большей частью ранних, иногда небольшие штриховые вещи. Это своего рода
спонтанный выброс его эмоций, осенений, восхищений и желаний, имевших
характер творческих разрядок. О них и речь. Это тот владимирский антураж,
без которого немыслим был его мир, наполненный любимыми им людьми, старинными
памятниками, уютными улочками, раздольем полей и лугов, видами
хорошо знакомых городов и сёл.
Что можно акцентировать в творчестве этого художника под таким углом зрения?
В первую очередь я бы отметил, что он был более «классичен» в отличие
от своего окружения. Об этом красноречивее всего заявляет его, если так можно
выразиться, «малое» наследие, о котором мы сегодня говорим. Это был зримо
необходимый след его выхода в мир больших образов. Это та старая добротная
традиция, которой он основательно придерживался. Глядя на его миниатюрные
создания, сразу чувствуешь, что он превосходный рисовальщик, и это сразу
позволяет включить его творчество в русло старого русского классического искусства.
Похоже, он начинал со станкового рисунка. Для этого был добротный
опыт академической учебы в Ивановском художественном училище, которое он
закончил в 1960 году. К тому времени во Владимире станковый рисунок пребывал
в забвении и совсем исчез как самостоятельный вид графики. Но именно
тонкая трепетная линия карандаша или резца, берущая начало от самой непосредственности
природы, открывала путь к отражению жизни самым тесным и
живым образом. Прекрасное владение рисунком с натуры всегда придавало его
листам свежее ощущение, что выгодно отличало Баранова от других графиков.
Другое, не менее важное, что представляется необходимым здесь отметить,
- это удивительный микромир его произведений. В нём не простая обыденность
и повседневность бытия, а высокое одухотворение жизни, найденное и переданное
от самого первоисточника. Художник не вырывает образ из всего контекста,
а сливает его воедино с ним. Вот почему так увлекательно рассматривать в его
произведениях, как творится им поэтическая наполненность листа и быстротечным
полётом рисунка, и глубоким аналитизмом штриховых линий. За всем
этим - сложная глубина познаваемого мира. Храмы видятся как вековая память,
хранящая нераскрытые тайны божественного мироздания. А люди загадочны и
полны затаённых мыслей. Это большей частью всем известные люди - владимирские
патриархи искусства и старины, полностью ушедшие в свои сокровенные
раздумья - А. Варганов, В. Юкин, К. Бритов, А. Некрасов и многие другие.
Вообще, надо сказать, историзм - особый лейтмотив его творчества. Всё
пребывает в определенности пространства и времени. Эти высокие философские
категории Баранов вводит в мир владимирской жизни, соотнесённой со
временем самого художника и с пространством, в котором он живёт сам. Ху
Стр.8
Содержание
5
10
16
22
32
38
54
ВЛАДИМИРСКИЕ МОТИВЫ В ГРАФИКЕ
ХУДОЖНИКА Н.М. БАРАНОВА.
Вступительная статья А. Скворцова
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
УСПЕНСКИЙ СОБОР
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР
УСПЕНСКИЙ СОБОР КНЯГИНИНА МОНАСТЫРЯ
ВЛАДИМИР ДРЕВНИЙ И ВСЕГДА МОЛОДОЙ
ИЗ АЛЬБОМА ХУДОЖНИКА. РИСУНКИ, НАБРОСКИ
58
62
68
70
В концертном зале: таланты и поклонники
В музее
На Сунгирских раскопках
На заседаниях
72
ДРУЗЬЯ, ХУДОЖНИКИ...
Стр.97