В. Г. Белинский
<Россия до Петра Великого>
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------ДЕЯНИЯ
ПЕТРА ВЕЛИКОГО, МУДРОГО ПРЕОБРАЗИТЕЛЯ РОССИИ, собранные из
достоверных источников и расположенные по годам. Сочинение И. И. Голикова.
Издание второе. Москва. 1837-1840. Томы I-XIII.
ИСТОРИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Сочинение Вениамина Бергмана. Перевел с
немецкого Егор Аладьин. Второе, сжатое (компактное) издание, исправленное и
умноженное. Санкт-Петербург. 1840. Три тома.
О РОССИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСИЯ МИХАЙЛОВИЧА. Современное сочинение
Григорья Кошихина. Санкт-Петербург. 1840.
СТАТЬЯ I
Все
_народное_
ничто
перед
_человеческим_. Главное дело быть _людьми_, а
не _славянами_. Что хорошо для людей, то не
может быть дурно для русских; и что англичане
или немцы изобрели для пользы, выгоды
человека, то мое, ибо я человек!
Карамзин. Письма русского
путешественника,
т. III., стр. 167 {1}
Мы, русские, беспрестанно упрекаем самих себя в холодности ко всему
родному, в равнодушии ко всему отечественному, русскому {2}. Справедливо ли
это? - И справедливо и нет! Справедливо, потому что это факт; несправедливо,
потому что в уразумении этого факта принимают следствие явления за самое
явление. Что такое любовь к своему без любви к общему? Что такое любовь к
родному и отечественному без любви к общечеловеческому? Разве русские сами
по себе, а человечество само по себе? Сохрани бог!.. Только какие-нибудь
китайцы особны и самостоятельны в отношении к человечеству; но потому-то они
и представляют собою карикатуру, пародию на человечество, и человечество
отвращается от братства с ними. Но и китайцы еще не пример в этом вопросе,
потому что было время, когда и китайцы были связаны с человечеством, выразив
собою первый момент его сознания в форме гражданского общества; {3} этому и
обязаны они своим дивным государственным устройством, в котором все
определено и ничего не оставлено без сознания и которое теперь потому только
смешно, что, лишенное движения, представляет собою как бы окаменевшее
прошедшее или египетскую мумию довременного общества. Нет, здесь в пример
идут разве какие-нибудь якуты, буряты, камчадалы, калмыки, черкесы, негры,
которые действительно ничего общего с человечеством не имели, которых
человечество не признает живою, кровною частию самого себя и для которых,
может быть, есть только будущее... Итак, разве Петр Великий - только потому
велик, что он был _русский_, а не потому, что он был также _человек_ и что
он более, нежели кто-нибудь, имел право сказать о самом себе: _я человек - и
ничто человеческое не чуждо мне_? {4} Разве мы можем сказать о себе, что
любим Петра и гордимся им, если мы не любим Александра Македонского, Юлия
Цезаря,
Наполеона,
Густава Адольфа,
Фридриха Великого и других
представителей человечества? Что он к нам ближе всех других, что мы связаны
с ним более родственными, более, так сказать, кровными узами - об этом нет и
спора, это истина святая и несомненная; но все-таки мы любим и боготворим в
Петре не то, что должно или может принадлежать только собственно русскому,
но то общее, что может и должно принадлежать всякому человеку, не по праву
народному, а по праву природы человеческой. _Гений_, в смысле превосходных
способностей и сил духа, может явиться везде, даже у диких племен, живущих
вне человечества; но _великий человек_ может явиться только или у народа,
Стр.1