Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №11 2013

0   0
Страниц18
ID227059
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2013 .— №11 .— 18 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/227059 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№11 (132) ноябрь 2013 Выходит с 2002 года PDF версию читайте на www.muzklondike.ru АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы Занимательная статистика или II Международный фестиваль «Евразия» в цифрах: 1 флаг фестиваля гордо реял над филармонией 1 научная конференция проведена совместно с Уральским федеральным университетом 1 новенький с иголочки клавесин появился в городе специально к фестивалю 2 мировые премьеры прозвучали на фестивале 2 благотворительных концерта состоялись в рамках off-программы 2 православных храма принимали в своих стенах хор «Византион» 3 города Свердловской области встречали концерты фестиваля 3 хора пели в фестивальных концертах 3 мастер-класса дали гости фестиваля 4 «Беседы с гостем» проведены для слушателей и представителей СМИ 6 композиторов участвовали в фестивальном марафоне 6 оркестров представлены на фестивальной сцене 7 языков нужно было знать, чтобы понять музыкантов без помощи переводчика 8 дирижёров управляли коллективами 9 симфонических произведений впервые исполнены в Екатеринбурге 13 фестивальных дней пролетели как один 14 флагов стран-участниц развевались у здания филармонии 15 концертов состоялись в Большом концертном зале 25 солистов блистали в фестивальных программах 32 страны могут гордиться своими гражданами – участниками фестиваля 50 переводчиков помогали гостям преодолеть языковой барьер 86 волонтеров помогали фестивалю 100 благотворительных билетов передано Обществу инвалидов «Содружество» 250 минут длился «Путь воды, путь бамбука» 300 музыкантов Екатеринбурга участвовали в фестивале 339 музыкантов приехали на фестиваль со всего мира 469 рублей – средняя цена билета 550 слушателей побывали на концерте Мангеймского оркестра в Каменске-Уральском 608 виртуальных посетителей слушали on-line трансляцию Открытия фестиваля 700 маленьких китайских барабанов унесли с собой слушатели концерта Гонконгского оркестра 7000 программок <...>
Музыкальный_Клондайк_№11_2013.pdf
№ 11 (132) ноябрь 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты II Международный фестиваль «Евразия» в цифрах: 1флаг фестиваля гордо реял над филармонией 1 научная конференция проведена совместно с Уральским федеральным университетом 1 новенький с иголочки клавесин появился в городе специально к фестивалю 2 мировые премьеры прозвучали на фестивале 2 благотворительных концерта состоялись в рамках off-программы 2 православных храма принимали в своих стенах хор «Византион» 3 города Свердловской области встречали концерты фестиваля 3 хора пели в фестивальных концертах 3 мастер-класса дали гости фестиваля 4 «Беседы с гостем» проведены для слушателей и представителей СМИ 6 композиторов участвовали в фестивальном марафоне 6 оркестров представлены на фестивальной сцене 7 языков нужно было знать, чтобы понять музыкантов без помощи переводчика 8 дирижёров управляли коллективами 9 симфонических произведений впервые исполнены в Екатеринбурге 13фестивальных дней пролетели как один 14 флагов стран-участниц развевались у здания филармонии 15 концертов состоялись в Большом концертном зале 25 солистов блистали в фестивальных программах 32 страны могут гордиться своими гражданами – участниками фестиваля 50 переводчиков помогали гостям преодолеть языковой барьер 86 волонтеров помогали фестивалю 100 благотворительных билетов передано Обществу инвалидов «Содружество» 250 минут длился «Путь воды, путь бамбука» 300 музыкантов Екатеринбурга участвовали в фестивале 339 музыкантов приехали на фестиваль со всего мира 469 рублей – средняя цена билета 550 слушателей побывали на концерте Мангеймского оркестра в Каменске-Уральском 608 виртуальных посетителей слушали on-line трансляцию Открытия фестиваля 700 маленьких китайских барабанов унесли с собой слушатели концерта Гонконгского оркестра 7000 программок концертов разобрали посетители фестиваля 8553 билета приобретено на концерты в Большом зале Свердловской филармонии 16 675 посетителей сайтов www.evrasiafestival.ru и www.sgaf.ru следили за событиями фестиваля 2015 год – III Международный музыкальный фестиваль «Евразия». До новых встреч! Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля Министерство культуры РФ инициировало серию благотворительных акций. 21 октября в Концертном зале им.Чайковского Московской филармонии в рамках серии благотворительных концертов в поддержку жителей, пострадавших от наводнения в Приморье, выступили Денис Мацуев и Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Александра Сладковского. Благотворительный вечер в Концертном зале им. П.И.Чайковского — центральное мероприятие акции. На него был полный аншлаг — сборы составили около 4 миллионов рублей. «Особенно я хотел бы поблагодарить публику, — сказал Владимир Мединский. — Вы заплатили больше, чем обычно стоят билеты в этот зал, больше, чем стоят билеты на концерты звезд уровня Дениса Мацуева. Но вы можете быть абсолютно уверены, что каждая ваша копейка — включая и авторские отчисления (РАО также от них отказалось) — будет направлена на благотворительные цели». На концерте смогли присутствовать также те, у кого не было возможности приобрести билет. На большом экране размером 3 на 4 метра в фойе концертного зала велась бесплатная он-лайн трансляция благотворительного концерта. Виртуальный концертный зал - часть крупномасштабного интернет-проекта. В ближайшем будущем подобные экраны установят во многих городах России. В его презентации приняли участие Министр Владимир Мединский и Гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов. Вход в виртуальный концертный зал — бесплатный. Фото Ирина ШЫМЧАК АЛЕКСАНДР ЧАЙКОВСКИЙ – ГОСТЬ НОЯБРЬСКОГО НОМЕРА   МОСКОВСКАЯ ОСЕНЬ С ВАГНЕРОМ И ВЕРДИ САРАНСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ  НИКОЛАЙ ХОНДЗИНСКИЙ И «РУССКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ» ПРОЕКТЫ ФОНДА «ТАЛАНТЫ МИРА»  ВИДНЫ «ДРУГИЕ БЕРЕГА»  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР БРИТТЕНА ПОЮЩИЕ РЕКИ РОССИИ – 2013   КОЛЛЕКТИВ НОЯБРЯ: «ПЛАСТИЛИН», ТОМСК  ПО СТРАНИЦАМ ОСЕННЕГО ХОРОВОГО ФЕСТИВАЛЯ ПАМЯТИ Б.ТЕВЛИНА  VIVAT TANZOLYMP!  ИТАЛИЯ ФЕСТИВАЛЬНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ «ПОМОЖЕМ ПРИМОРЬЮ» PDF версию читайте на www.muzklondike.ru 12+ В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы  м у з ы к а  в о к а л  х о р е о г р а фи я  т е а т р Занимательная статистика или В Екатеринбурге завершился II Международный музыкальный фестиваль «Евразия». Масштабный культурный проект длился с 4 по 16 октября. Впервые в таком объеме и с такой степенью интенсивности на границе Европы и Азии вели диалог культуры Востока и Запада. Фестиваль вызвал резонанс как среди тонких ценителей музыки, так и в самой широкой аудитории. «Возмужание» фестиваля, происходящее на наших глазах, вселяет надежду на то, что в будущем он встанет в один ряд со знаковыми фестивалями страны и мира.
Стр.1
www.artcen ter.ru С МИРУ ПО НОТКЕ С 6 по 13 ноября в Казани пройдёт III Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Сoncordia». Нынешний фестиваль Государственный симфонический оркестр РТ и его художественный руководитель Александр Сладковский посвятили юбилеям композиторов Кшиштофа Пендерецкого, Леонарда Бернстайна, Эдварда Бенджамина Бриттена. В программе, как и в предыдущие годы, - только современная музыка. Большинство произведений прозвучат в Казани впервые. «Особенность нашего фестиваля – это исполнение произведений, которые никогда не звучали в Казани и редко исполняются в России. Тем временем, в мире они уже считаются классикой, - рассказал художественный руководитель фестиваля Александр Сладковский. - Третий фестиваль представит более сложную и глубокую программу, он будет отличаться и составом участников». В этом году на «Конкордию» приглашены «Паганини трубы», Сергей Накаряков, который сегодня живет во Франции, эстонский дирижер Андрес Мустонен, пианисты Лукас Генюшас и Рустем Кудояров, виртуозный кларнетист Игорь Федоров, английский дирижер Кристофер Мулдс. www.tatarstan-symphony.com С 10 по 17 ноября 2013 года в Москве пройдет Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов. Конкурс учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации. Его организацию и проведение осуществляет Российская государственная концертная компания «СОДРУЖЕСТВО». Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов будет представлять собой четырёхлетний цикл с чередованием по специальностям: 1-й год цикла – Хореографы, 2-й – Народно-сценический (характерный) танец, 3-й – Эстрадно-сценический танец, 4-й – «Артисты балета» (классический и современный танец). Четвертый год цикла (номинация «Артисты балета») станет в определенной степени отборочным конкурсом к знаменитому Московскому Международному конкурсу артистов балета и хореографов, который проводится раз в четыре года. Конкурс будет проходить в три тура в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н. И. Сац. Просмотры I тура начнутся 11 ноября. 13 и 16 ноября пройдут соответственно II и III туры Конкурса, 17 ноября в 18.00 – Торжественное закрытие и Гала-концерт лауреатов. www.balletcontest.ru 16 и 17 ноября в клубе «Мастерская» и кафе «Lady Jane» пройдёт Международный фестиваль кельтской арфы «АрфаVita». Он проводится в Москве и Санкт-Петербурге всего четыре года, но уже успел стать для российских музыкантов по-настоящему знаковым событием. История маленькой кельтской арфы уходит корнями в глубокую древность, однако этот инструмент великолепно вписывается в современную музыку самых разных жанров. Фолк, блюз, рок, барокко – и это далеко не полный перечень того, что можно исполнять на такой арфе. Организаторы московского фестиваля: арт-студия «Ежевика» и Московская школа кельтской арфы – ежегодно придумывают для него новую центральную тему. На этот раз такой темой станет театр. В рамках «АрфаVita» можно будет посетить концерты и мастерклассы, пообщаться с арфистами и даже приобрести собственный инструмент. Хедлайнерами фестиваля станут легендарный арфист из Великобритании Эндрю Лоуренс-Кинг и известнейший бретонский музыкант и композитор Тристан ле Говик. http://www.arfavita.ru 17-23 ноября в РАМ имени Гнесиных состоится III Международный конкурс и Фестиваль гитаристов имени Александра Фраучи. Нынешний Фестиваль своим выступлением украсят выдающиеся исполнители гитаристы - бразильцы Сержио и Одаир Ассад, Зоран Дукич (Хорватия), Хуберт Кеппель (Германия), Дмитрий Илларионов, Евгений Финкельштейн, Гитарный квартет имени Фраучи. В состав жюри конкурса войдут друзья и лучшие из учеников Александра Фраучи, многократные победители международных конкурсов, ведущие педагоги ВУЗов. Международный конкурс-фестиваль исполнителей на классической гитаре имени А.К. Фраучи проводится раз в два года. Первый конкурс был проведен в ноябре 2009 года, второй – в ноябре 2011. В «неконкурсные» годы Фонд им. Фраучи проводит фестивали «Два вечера в ноябре». http://alexanderfrauchi.com www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» АЛЕКСАНДР ЧАЙКОВСКИЙ: МНОГОЦВЕТЬЕ КОМПОЗИТОРСКИХ ЖАНРОВ Александр Чайковский - композитор, пианист, педагог и общественный деятель в сфере музыкального образования. Автор опер, балетов, симфоний, многочисленных вокально-симфонических и инструментальных сочинений, а также музыки к кинофильмам и театральным постановкам. Произведения Александра Чайковского ставятся на сценах ведущих оперных театров страны, исполняются лучшими отечественными коллективами и солистами. Александр Чайковский – гость ноябрьского номера «Музыкального Клондайка». - Александр Владимирович, работая в Московской консерватории в течение нескольких лет, Вы являлись также ректором Санкт-Петербургской консерватории. Каков сейчас Ваш официальный статус? - Мой статус каким был, таким и остался. С 1993 года я профессор, а с 1997 года заведующий кафедрой композиции Московской консерватории. Являюсь также художественным руководителем Московской филармонии. - Помните ли Вы историю написания своей самой первой оперы? -Наш великий оперный режиссер Борис Покровский предложил нескольким молодым композиторам, в числе которых был и я, написать для Камерного музыкального театра оперы. Я остановился на сюжете по басням Крылова, сам сделал либретто, составив его из нескольких басен. Опера, которая называлась «Дедушка смеется», была поставлена в театре Покровского. Мне вообще везет: все мои оперы и балеты шли или идут в театрах. - Назовите, пожалуйста, самое значительное из Ваших оперных сочинений последних лет. - Пожалуй, это опера «Один день Ивана Денисовича», поставленная в Пермском оперном театре, с которым у меня давние связи. Это театр, который в творческом плане нельзя назвать провинциальным. Я бы сказал, что он много лучше некоторых театров в обеих наших столицах. - Что подвигло Вас взяться за оперу на сюжет Александра Солженицына? -Идея написания оперы принадлежит Георгию Исаакяну, тогдашнему главному режиссеру театра. Мы как-то встретились в СанктПетербурге, и он предложил этот сюжет. Я сразу согласился, потому что раньше уже думал о Солженицыне. Правда, о другом его произведении - повести «Август 1914 года»: хотелось написать нечто вроде «Войны и мира» Прокофьева, но не о Второй, а о Первой мировой войне, о которой нет ни одного музыкального произведения, абсолютно ничего. Видимо, повлияла историческая ситуация, смена режимов, то, что не сложилась однозначная оценка этого события, и было неясно, как и о чем писать. Эта тема меня до сих пор очень интересует. Я ценю Солженицына, как писателя, чрезвычайно высоко. Когда был еще студентом-первокурсником, в списках читал его произведения, которые давали на одну ночь, и это было огромное впечатление. Оперный спектакль мы сделали очень быстро. Музыка сочинялась легко. Работа, конечно, интересная, но рискованная, острая. - Вас по-прежнему привлекает оперный жанр? - После «Ивана Денисовича» я написал еще две оперы. «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» предназначена для исполнения на воздухе, на берегу реки, где в 1395 году произошла битва Тамерлана с защитниками города. Оперу «Альтист Данилов» по роману Владимира Орлова недавно поставили в московском Камерном музыкальном театре, носящем ныне имя Бориса Покровского. А буквально на днях в Липецке состоялась премьера большой оратории «Государево дело» о Николае II, которую я написал к 400-летию Дома Романовых. - Под занавес нынешнего сезона в Самаре прошла премьера вашего балета «Дама пик». Как у Вас родилась идея сочинить музыку к балету по «Пиковой даме»? - Должен признаться: сюжет повести Александра Сергеевича Пушкина стал для меня без преувеличения роковым. Я написал музыку к одноименному телефильму, над которым работал Михаил Козаков. Фильм оказался неудачным, потому что Козаков ориентировался исключительно на текст повести, а там очень мало диалогов. Музыкальный материал, как говорится, «лег на дно», а у Козакова тогда случился тяжелейший нервный срыв. Потом, правда, он читал «Пиковую даму» с моей музыкой. Что же касается балета, то здесь своя история. Когда-то я написал фортепианную сонату, которую, по просьбе моего друга-пианиста, нужно было как-то связать с Италией, с Флоренцией. В этом городе я, к сожалению, никогда не был, но известно, что именно во Флоренции Петр Ильич Чайковский написал оперу «Пиковая дама», и это отложило отпечаток на музыку сонаты. Когда в конце 1990-х годов я приезжал в Пермь, где готовилась постановка моей оперы «Три сестры», балетмейстер театра Кирилл Шморгонер, слышавший запись сонаты, предложил сделать на ее основе балет. Нынешняя самарская «Дама пик» не похожа на ту, что была в Перми. Это совершенно другая постановка: с другими исполнителями, костюмами, декорациями. - Вы, как и Ваш выдающийся консерваторский педагог Тихон Хренников, сумели ярко проявить себя в самых разных жанрах. № 11 ноябрь 2013 2 Что бы Вы могли сказать о своем учителе, 100-летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году? -Тихон Николаевич Хренников был одной из больших личностей своего времени, масштаб которых мы осознаем только сейчас. Многие априори считают их негативными персонами, но на самом деле среди них было много совершенно выдающихся, кристально честных людей, которых на высокие должности назначил лично Сталин. Так было и с Хренниковым, которого в 1948 году в возрасте 35 лет он сделал генеральным секретарем Союза композиторов СССР. Отказ Хренникова занять этот пост был бы равносилен самоубийству. Да и произнесенную на съезде речь писал не он сам. Все не так-то просто. Возглавляя союз, Хренников прикрывал и Прокофьева, и Шостаковича, и Мясковского. Гонения на них длились около полутора лет, и уже в 1949 году Шостакович поехал с советской делегацией в Америку. Хренников был генеральным секретарем Союза композиторов СССР сорок два года, и за это время никого из членов союза не посадили. А скольким людям он помог, скольких выручил в беде. Другое дело – ему пришлось наступить на горло собственной песне: до 35 лет он написал больше, чем за всю оставшуюся жизнь. - Что Вы думаете о нынешнем состоянии нашей музыкальной культуры? - В годы кризиса из страны уехал по существу весь цвет нашего искусства. Эти талантливые исполнители нашли себя за рубежом. Они активно концертируют и преподают, продолжая традиции русской исполнительской и педагогической школ. Под их непосредственным влиянием там воспитаны поколения музыкантов, которые ныне составляют конкуренцию нашим отечественным исполнителям. А ведь все то же самое они могли делать и у нас. Взять, например, великолепную новосибирскую скрипичную школу Захара Брона, воспитавшего таких мировым звезд, как Вадим Репин и Максим Венгеров. В свое время он хотел получить место профессора в Московской или Ленинградской консерваториях, но ему в этом отказали. Он уехал в Германию, преподает в Любеке, в Роттердамской консерватории и в Лондонской королевской музыкальной академии. По существу у нас потеряно целое поколение музыкантов. - А как обстоят у нас сегодня дела с музыкальной педагогикой? - Пока что, слава богу, она на должном уровне, но требуется молодая кровь. Как-то я предлагал принять в Московскую консерваторию на должность доцентов способных молодых музыкантов, но это не просто. Существуют определенные формальности: нужны степень, стаж. Значит, и эти люди от нас уедут. - В российской системе музыкального образования в последнее время было немало нововведений. - К счастью, на высшем государственном уровне удалось пресечь попытку перевода музыкальных школ в разряд дополнительных, а то есть необязательных образовательных учреждений. В последние годы закрылось много музыкальных школ, особенно в провинции. В результате - колоссальный недобор в музыкальные училища, а по ряду специальностей - и в консерватории. В общеобразовательных школах из обязательной программы изъяты уроки пения. В общем, у нас сгубили все, что было наработано за многие годы, а вот в Китае пришли к необходимости обязательного музыкального образования. Между тем новое поколение наших музыкантов-исполнителей очень талантливое. Хорошо, что они теперь имеют возможность концертировать по всему миру и возвращаться на родину. Раньше такого не было, и поэтому музыканты уезжали насовсем. Ну а те, кто уже уехал, не возвращаются, а приезжают к нам с концертами. А это совсем не одно и то же: потом они уезжают обратно за рубеж. - В заключение несколько слов о Ваших ближайших премьерах и планах. - Для московского Детского музыкального театра имени Сац пишу мюзикл «Оливер Твист». Премьера – после нового года. Есть у меня еще один недописанный балет - «В джазе только девушки». Беседовал Валерий ИВАНОВ, лауреат Губернской премии и премии Фонда Ирины Архиповой Фото Ирина ШЫМЧАК
Стр.2
www.muz klon di ke.ru СОБЫТИЕ www.artcen ter.ru МОСКОВСКАЯ ОСЕНЬ С ВАГНЕРОМ И ВЕРДИ Нынешняя осень для меломанов столицы превратилась в сплошной праздник вагнеро-вердиевского великолепия. Московские музыкальные театры словно наперегонки состязались в праздновании юбилейной даты двух великих В – и фестивалями, и отдельными постановками, и концертами. Сезон Вагнер-Верди в конце сентября открыл Московский академический театр имени Станиславского и НемировичаДанченко постановкой «Тангейзера», которая стала и подарком для зрителей, и пристальным объектом обсуждения музыкальных критиков. Кстати, весь ажиотаж, связанный с появлением в афишах вагнеровских произведений, на самом деле вызывает вопрос: неужели оперы Вагнера настолько сложнее произведений русских композиторов, что их боялись ставить в Москве в течение ста лет? Нет, конечно, есть и у нас оперы посложнее...Но эта «боязнь» Вагнера, безусловно, сыграла злую шутку с российскими музыкальными театрами, и, что за этим следует, со зрителями, лишив их возможности наслаждаться новаторскими экспериментами немецкого оперного гения. Да, музыка «без запятых и точек»....длиннющие фразы....И философскую многомерность вагнеровских героев сложно передать, не владея драматическим искусством. Тем более заслуживает уважение премьерная постановка «Тангейзера» в Театре им.Станиславского и НемировичаДанченко. Своего первого Вагнера театр осуществил собственными вокальными силами, собрав «европейскую» команду под руководством латвийского режиссера Андрейса Жагарса. Совместно с европейски-изысканным Жагарсом над «Тангейзером» работали французский дирижер Фабрис Боллон (имеющий опыт немецких постановок), сценограф Андрис Фрейбергс и художница по костюмам Кристине Пастернака. Андрейс Жагарс решил объединить все три музыкальные редакции — к дрезденской версии добавились парижская и венская. За основу концепции режиссер взял биографию самого композитора, но из условного Средневековья перенес действие оперы в конкретный вагнеровский XIX век. Противопоставление двух миров, в которых метался и сам Вагнер, контрастно подчеркнуто сценографией Андриса Фрейбергса: чувственный мир Венеры, богини-куртизанки, оранжерея в томлении парижской богемы символизируют Париж начала 1840-х годов, языческую страсть и плотскую любовь, а строгая бюргерская библиотека, заставленная от пола до потолка потертыми фолиантами – воплощение консервативной Германии с ее приверженностью к философии, религии, утверждению незыблемости вечных ценностей. Между ними – бесконечная туманная местность, манящая небесным светом, отражающаяся в зеркальных плоскостях на потолке — источник божественного звучания хора пилигримов. Для усиления контраста, сцены в Гроте Венеры исполнялись на «языке любви», то есть французском, в храме знаний – библиотеке – на жестком немецком. В этих реалиях разыгрывается история средневекового певца-миннезингера Тангейзера, разрывающегося между чувственной страстью к языческой богине Венере и чистой возвышенной любовью к христианке Елизавете. Жагарс представил нам «чистую» оперу, без утяжеления так распространенными в последнее время «режиссерскими изысками». «В июле мы уже поработали плодотворно и сделали всю основу спектакля, - объяснил Жагарс накануне премьеры. – И я очень доволен: вы сами увидите, что мы добились, особенно первый состав, сильной, выразительной игры, на уровне актеров драматического театра. Валерий Микицкий, и Наташа Мурадымова, и Аня Нечаева, и Лариса Андреева – они разные. Но по актерской игре это – высший пилотаж». Главное внимание зрителей, конечно, было приковано к заглавному герою, в роли которого выступил тенор Валерий Микицкий. Его Тангейзер, возможно, не впечатляет полетным сильным голосом, тем не менее, образ возникает убедительный. Впрочем, по поводу убедительности и соответствия главного героя вагнеровскому образу мнения критиков после премьеры резко разделились. Однако нельзя не отметить старательного актерского посвящения Валерия Микицкого, который, по словам Жагарса, «к началу репетиций не знал ни одного слова по-немецки, тем не менее, выучил немецкую часть отлично». Прекрасным примером идеального совпадения роли, голоса и харизмы стал Антон Зараев в роли Вольфрама. Яркое впечатление произвела Лариса Андреева, особенно в финальной арии, безраздельно завладев вниманием зрителей. Ее Венера была безусловно хороша, при всей сложности роли. Анна Нечаева в роли Елизаветы покорила зал чистотой образа, нежностью и силой, плывущей из глубины души влюбленной и страдающей девушки. Как нам обещали и Жагарс, и Фабрис Боллон, «Тангейзер» прозвучал без сокращений. Боллоновская интерпретация оказалась точной и близкой именно вагнеровскому стилю, а слаженность игры оркестра с солистами приятно удивила. «Задача оркестра – давать певцам возможность плыть, лететь в своем исполнении, при этом оставаться вместе», - считает Фабрис Боллон, и ему это удалось достичь. Бархатное и удивительно мягкое звучание оркестра МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко доставило несомненное удовольствие зрителям. И хор театра звучал абсолютно потрясающе. К сожалению, вызывающим недоумение моментом, растянувшимся на полчаса, стал танцевальный пролог (те самые балетные сцены, из-за которых в свое время Вагнера освистали в Париже), в исполнении артистов театра «Балета Москвы», в постановке Раду Поклитару. Почему-то это действо казалось лишним и неуместным. А вот костюмами артистов в черно-белой палитре, разбавленными сепией и неожиданным розовым, зрители откровенно любовались. Во время сцены в библиотеке, на певческом состязании рыцарей, утонченная роскошь цветовой гаммы заслонила на время и музыку, и самих солистов. Великолепная работа Кристине Пастернака. Подводя итог, после «Тангейзера» из Стасика выходишь со смешанными чувствами – и артисты вжились в роли, и оркестр звучал изумительно, и хор прекрасен, и декорации эксклюзивнокутюрные, но ожиданий почему-то было больше... Впрочем, первый диалог с Вагнером состоялся. И это несомненное достижение Музыкального театра им.Станиславского и НемировичаДанченко, ведь за ним стоит огромный титанический труд всей труппы. Ведущие музыкальные театры столицы «Геликон-опера» и «Новая Опера» начали чествование юбиляров с великого итальянца Верди. В Геликоне фестиваль «Вагнер/Верди» стартовал в сентябре постановкой оперы Верди «Бал-маскарад» в концептуальной режиссуре Дмитрия Бертмана. Изюминку премьерному событию добавил факт, что на двух премьерных показах спектакля оркестром театра дирижировал прямой потомок самого Джузеппе Верди, Симоне Фермани. По словам Дмитрия Бертмана, в репертуаре театра Верди присутствовал всегда. Но фестиваль, посвященный юбилеям оперных гениев, труппа начала с «Бала-маскарада». «Когда мы думали о том, какое название представить в этом году – сразу решили взять «Бал-маскарад», - объяснил Дмитрий Бертман. – Эта опера Верди популярна во всем мире, но в Москве ее не ставят ни на одной сцене». А завершился фестиваль в конце октября грандиозным Гала-концертом. 3 № 11 ноябрь 2013 Три дня подряд солисты, артисты хора и оркестр театра представляли программу, в которую вошли самые яркие произведения из обширного творческого наследия Вагнера и Верди. В «Новой Опере» фестиваль, посвященный 200-летию великих композиторов, пройдет с 25 октября по 10 ноября. «Пожалуй, нет ни одного театра или концертного зала, который бы в этом году не прикоснулся к Вагнеру и Верди, - заявил Дмитрий Сибирцев, директор театра, на встрече с журналистами перед открытием фестиваля. – Посмотрев концертную карту и афиши других театров, мы выяснили, что непосредственно в Москве такой фестивальной истории, пожалуй, и не было. Мы продемонстрируем несколько спектаклей и Верди, и Вагнера, сделаем два абсолютно разных концерта, посвященных этим композиторам, и более того, задействуем их камерное творчество, потому что площадку Зеркального фойе также будем использовать – здесь пройдут два камерных вечера – «Все песни Верди» и «Вокруг Вагнера». Фестиваль стартовал с вердиевской части, в которую вошли «Риголетто» и «Трубадур». Вагнеровские «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда» пройдут в начале ноября. В каждом из них участвуют приглашенные звезды, в «Риголетто» в заглавной роли блистал Борис Стаценко, а дирижировал оркестром театра прославленный Фабио Мастранжело. 1 ноября в «Лоэнгрине» выступили румынский тенор Мариус Влад и меццо-сопрано из Швейцарии Мона Зомм. Партию Изольды 3 ноября исполнит итальянское сопрано Эдит Халлер, а в роли Тристана дебютирует солист «Новой Оперы» Михаил Губский. Финальным аккордом фестиваля станет концерт знаменитого финского певца Матти Салминена - одного из ведущих басов современности, за пульт оркестра «Новой Оперы» в этот вечер встанет эстонский маэстро Эри Клас. Одним из ярких событий осени стал Гала-концерт с участием известных солистов, организованный Центром оперного пения Галины Вишневской, непосредственно в день рождения великого Джузеппе Верди, 10 октября, на сцене Концертного зала им.П.И.Чайковского. По словам Ольги Ростропович, художественного руководителя Центра, Верди - особенный автор для всех, кто связан с Центром оперного пения. Галина Вишневская блистала в главных партиях в операх «Аида», «Травиата», «Макбет» и «Отелло» на крупнейших оперных сценах. В Галаконцерте приняли участие студенты, выпускники Центра - ныне солисты знаменитых театров, педагоги и недавно созданный оркестр, которым дирижировал итальянский маэстро Франческо Чиллуффо. В исполнении Маквалы Касрашвили, Карины Флорес, Марии Пахарь, Юлии Герцевой, Бадри Майсурадзе, Олега Долгова, Сергея Полякова, Анатолия Лошака, Алексея Тихомирова, Константина Бржинского и хора Академии хорового искусства им.В.С.Попова прозвучали арии, симфонические и хоровые фрагменты из опер «Дон Карлос», «Трубадур», «Макбет», «Отелло», «Аида» и «Набукко». Осень в Москве в этом году выдалась чудная – и не только потому, что удивительно теплая – а благодаря нашим двум любимым В, умудрившимся родиться в один год ровно 200 лет назад, которые дарят нам бесконечный праздник музыки. Впереди еще ноябрь... Ирина ШЫМЧАК Фото автора
Стр.3