Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №7 2013

0   0
Страниц20
ID227055
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2013 .— №7 .— 20 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/227055 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В НОМЕРЕ: И снова лето, и снова Останкино, и снова дети играют старинную музыку…. <...> В Москве в четвертый раз с успехом прошел Открытый музыкальный конкурс «Дети играют старинную музыку» в Московском Музее-усадьбе Останкино. <...> Но именно то, как они готовятся к конкурсу, как влияет на их духовное развитие старинная музыка, что закладывается в душе и здоровье ребенка при соприкосновении с этой музыкой, и каково будущее наших детей – вот множество вопросов, на которые мы вместе ищем ответы. <...> В рамках конкурса проходил также уникальный семинар, о котором мы подробно расскажем в следующих выпусках газеты, а сейчас - о самих событиях на площадках конкурса. <...> И приятной неожиданностью стало участие в конкурсе Хора девочек Свято-Димитриевского детского дома для девочек, выступление которых, безусловно, украсило конкурсПлощадки конкурса, Архиповский музыкальный салон на Большой Никитской и Музей-усадьба Останкино, где проходили состязания юных артистов, известны как исторические достопримечательности Москвы, а Шереметевский Дворец в Останкино – памятник архитектуры федерального значения. <...> «Мы благодарны, что вы привели к нам своих детей. – приветствовала родителей и педагогов на открытии конкурса Ольга Евгеньевна Соломоденко, заместитель Директора Музея-усадьбы Останкино. <...> ЭЛЕОНОРА КАРПУХОВА - ГОСТЬ ИЮЛЬСКОГО НОМЕРА l ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БУМ-2013 ДИПЛОМАТИЯ И ТАЛАНТЫ В «МОЛОДЕЖНОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ» ДВА ВЕЛИКАНА. <...> ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА l СОЛО НА ДВА ГОЛОСА ЧТО ТАКОЕ BIBLIO BLOG l УСАДЬБЫ И ДЖАЗ l СТРОИМ «МОСТ ДРУЖБЫ» ДВА ВЕКА С ВЕРДИ l ЗИМА НЕ ЗА ГОРАМИ l ИСПЫТАНИЕ ХОРОМ www.muzklondike.ru www.artcen ter.ru ГО С Т Ь « М У З Ы К А Л Ь Н О ГО К Л О Н Д А Й К А » С МИРУ ПО Н ТКЕ Благотворительный фонд «Искусство добра» приглашает принять участие в музыкальных курсах Европейской летней школы сакральной музыки, которая в этом году пройдет в новом, интенсивном формате занятий с 1 по 13 июля. <...> Летняя школа сакральной музыки - это европейское музыкальное <...>
Музыкальный_Клондайк_№7_2013.pdf
№ 7 (128) июль 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты PDF версию читайте на www.muzklondike.ru 12+ В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы l м у з ы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р КОНКУРС, КОТОРЫЙ МЕНЯЕТ СУДЬБУ... И снова лето, и снова Останкино, и снова дети играют старинную музыку….В Москве в четвертый раз с успехом прошел Открытый музыкальный конкурс «Дети играют старинную музыку» в Московском Музее-усадьбе Останкино. Конкурс - уникальный от замысла до воплощения, собравший детей специалистов самых разных направлений, педагогов, музыкантов, сотрудников музея, историков, музыкальных психологов, психотерапевтов, врачей… Казалось бы, зачем? Ведь дети просто исполняют музыку? Но именно то, как они готовятся к конкурсу, как влияет на их духовное развитие старинная музыка, что закладывается в душе и здоровье ребенка при соприкосновении с этой музыкой, и каково будущее наших детей – вот множество вопросов, на которые мы вместе ищем ответы. В рамках конкурса проходил также уникальный семинар, о котором мы подробно расскажем в следующих выпусках газеты, а сейчас - о самих событиях на площадках конкурса. Кажется, еще совсем недавно с замиранием сердца и волнением души мы слушали Корелли, Вивальди, Бортнянского, Генделя, Баха, Скарлатти и восхищались отвагой и профессионализмом юных артистов, входивших на сцену Театрального зала Шереметевского дворца и зала Архиповского салона уверенно и с достоинством. В этом году в конкурсе приняло участие около 200 участников из самых регионов России и ближних стран зарубежья: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ярославль, Воронеж, Владивосток, Минск, Одесса…Самой младшей участнице - Шереметьевой Даше из Москвы – всего 6 лет, а самым старшим – 17. Кстати, Даша открыла конкурс в группе солистов-вокалистов в первый день в Останкино, поразив жюри исполнением «Тоски по весне» Моцарта на чистом немецком языке… Да и фамилия юной артистки также «пришлась ко двору». И приятной неожиданностью стало участие в конкурсе Хора девочек Свято-Димитриевского детского дома для девочек, выступление которых, безусловно, украсило конкурс… Площадки конкурса, Архиповский музыкальный салон на Большой Никитской и Музей-усадьба Останкино, где проходили состязания юных артистов, известны как исторические достопримечательности Москвы, а Шереметевский Дворец в Останкино – памятник архитектуры федерального значения. В этих стенах каждый из присутствовавших на конкурсе просто физически ощущал красоту старинной музыки, удивительным образом гармонирующей с атмосферой залов. «Мы благодарны, что вы привели к нам своих детей. – приветствовала родителей и педагогов на открытии конкурса Ольга Евгеньевна Соломоденко, заместитель Директора Музея-усадьбы Останкино. – Мы рады встречать здесь участников, хотя Дворец закрыт и Музей не работает, но для вас мы делаем исключение. Над нами – герб Шереметевых. На нем написано «Бог сохраняет все!» И мы благодарны графу Николаю Петровичу Шереметеву за то, что он построил этот Дворец 215 лет назад, а потомки сохранили его для нас. Дворец жив и театр жив, пока на сцену выходят артисты, и зал наполняется музыкой. Спасибо вам за это!». Продолжение на 3 стр. ЭЛЕОНОРА КАРПУХОВА - ГОСТЬ ИЮЛЬСКОГО НОМЕРА l ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БУМ-2013 ДИПЛОМАТИЯ И ТАЛАНТЫ В «МОЛОДЕЖНОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ» ДВА ВЕЛИКАНА. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА l СОЛО НА ДВА ГОЛОСА ЧТО ТАКОЕ BIBLIO BLOG l УСАДЬБЫ И ДЖАЗ l СТРОИМ «МОСТ ДРУЖБЫ» ДВА ВЕКА С ВЕРДИ l ЗИМА НЕ ЗА ГОРАМИ l ИСПЫТАНИЕ ХОРОМ В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» С МИРУ ПО Н ТКЕ ВОСПИТАНИЕ ПРЕКРАСНЫМ Размышления о Рахманинове, классической музыке и ее ценителях Каждая встреча с гениальной музыкой великого Рахманинова неизбежно делает нас немного лучше, чище, возвышенБлаготворительный фонд «Искусство добра» приглашает принять участие в музыкальных курсах Европейской летней школы сакральной музыки, которая в этом году пройдет в новом, интенсивном формате занятий с 1 по 13 июля. Первая неделя посвящена григорианскому хоралу, вторая неделя - игре на органе. 11 июля - мастер-класс Роды Скотт (США) по джазовой импровизации на органе. Летняя школа сакральной музыки - это европейское музыкальное образование на уровне высшей школы, предоставляемое в формате серии летних лекций и мастер-классов по заданным направлениям (темам). Обучение производится в группах по уровню подготовки (минимальный уровень - законченная Детская музыкальная школа). В конце каждой серии студенты получают сертификаты о прохождении курса за подписью преподавателей - ведущих профессоров из Италии, Франции, Австрии, Германии, Польши, Испании и России. Международный http://musicasacra.ru форум искусств «Славянский базар в Витебске» давно перешагнул границы славянского мира. На фестивале, девиз которого «Через искусство – к миру и взаимопониманию», побывали представители всех пяти континентов. XXII фестиваль пройдёт с 9 по 17 июля. В рамках этого крупнейшего международного форума пройдут Международный конкурс исполнителей эстрадной песни «ВИТЕБСК–2013» и Международный детский музыкальный конкурс «ВИТЕБСК–2013». Фестиваль проходит на нескольких сценических площадках, иногда за пределами Витебска. Главная сцена фестиваля – Летний амфитеатр, которому в этом году исполнилось 25 лет, с открытыми местами для зрителей. Основу фестиваля составляют музыкальные номера. Здесь выступают артисты совершенно разного уровня: и признанные мировые «звезды», и начинающие. Отдельно проходят сольные концерты популярных исполнителей. Помимо музыкальной программы на «Славянском базаре» зрителям представляют кинематографические, театральные и живописные работы. Традиционной также является ярмарка народных промыслов. В программе «Славянского базара - 2013» Методие Бужор и Елена Ваенга, Александр Малинин и Кристина Орбакайте, Терем-Квартет и Людмила Рюмина. http://festival.vitebsk.by В дни Всемирной универсиады в Казани Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского представит мировую премьеру татарской оперы «Белый волк». Музыку и либретто маэстро Сладковский заказал молодым авторам – композитору Зульфие Рауповой и поэту Рузалю Мухаметшину. Опера написана по мотивам известной татарской сказки, которая так рассказывала о Белом Волке: «Знает он семьдесят видов колдовства, в семьдесят разных животных оборачиваться умеет. И юношей может явиться, и стариком. В лесу он хозяин… Строг и суров он, но и справедлив. Хорошему человеку – защитник и в благом деле помощник». Опера «Белый волк» будет поставлена 15 июля под открытым небом в центре Казани, на ставшей уже традиционной площадке Международного оперного фестиваля «Казанская осень» - на Площади у Дворца земледельцев. Постановщики обещают яркий и зрелищный спектакль в стиле dell’ Arte. Зрителями смогут стать все желающие. http://www.tatarstan-symphony.com С 5 по 17 июля Московская филармония при поддержке Министерства культуры России проводит летний международный мастер-класс для дирижеров. Почти две июльских недели молодые музыканты будут работать с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под руководством дирижера Юрия Симонова. Церемония открытия мастер-класса пройдет 5 июля в Камерном зале Московской филармонии. 16 июля состоится торжественное закрытие мастер-класса и вручение дипломов, а 17 июля - заключительный Гала-концерт финалистов. Участниками мастер-классов станут около 30 дирижеров из России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Молдавии, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Хорватии, США, Испании, Болгарии, Японии, Сингапура и других стран. Для программы мастер-классов выбраны яркие произведения европейской и русской классико-романтической традиции. http://meloman.ru ЭЛЕОНОРА КАРПУХОВА Лауреат международных конкурсов. С 2005 года преподаватель межфакультетской кафедры фортепиано. С 2012 г. по настоящее время ассистент класса профессора Жуковой Ольги Михайловны на кафедре специального фортепиано под руководством профессора С. Л. Доренского. Параллельно преподает в Государственной классической академии им. М. Маймонида, где ведет класс специального фортепиано. Пианистка начала свою концертную деятельность еще в годы учебы в консерватории. Выступления Э. Карпуховой регулярно проходят в России, Украине, Франции, Италии, Нидерландах, Германии, Австрии, Чили, Португалии. Начала заниматься музыкой в 5 лет. Обучалась в Казанской ССМШ (класс К. А. Шашкиной), а с 1992 по 1995 годы - в ЦССМШ при Московской консерватории. После окончания школы поступила в Московскую консерваторию, которую закончила в 2000 году (класс профессора В.В. Кастельского). Музыкальное образование завершила в ассистентуре-стажировке у профессора М. С. Воскресенского, где занималась с 2000 по 2003 годы. -Элеонора, почему Вы решили принять участие в проекте «Рахманиновские Вечера»? -Мне близка концепция проекта, который должен состоять из 5 концертов, включающих как сольные, так камерные и вокальные произведения. Уже прошли три концерта, и ряд интересных планов остались на осень. Часть программы исполнялась в Европе, только что я вернулась из Франции, побывала в Португалии, где играла музыку Рахманинова, которую публика принимала восторженно. Мы исполняем камерную, вокальную и фортепианную музыку, все жанры, за исключением симфонической музыки и концертов с оркестром, которые создал композитор. Хотелось сделать это не фестивалем, а именно вечерами в честь композитора. Поэтому концерты объединены общим названием «Рахманиновские вечера». А еще, наверно, потому, что два имени - Рахманинов и Чайковский, мне кажется, олицетворяют для всего мира именно русскую душу. Они одинаково популярны во всем мире, как у нас, так и в Европе, в Америке. Я думаю, нет такой страны, такого музыкального учебного заведения, где не знали бы, кто такой Рахманинов... Наверно, поэтому так широко отмечается юбилей Рахманинова и в России, и в Европе. Я была сейчас на фестивале Dias da Musica в Португалии, он сделан по образцу французского фестиваля, и длится три дня, в течение которых концерты идут нон стоп. № 7 июль 2013 2 нее…В 2013 году весь мир отмечает его 140-летие, и произведения «самого русского» композитора исполняются, к нашему удовольствию, часто и в абсолютно разных по формату концертах. Элеонора Карпухова, участник проекта «Камерные вечера с Рахманиновым», лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории и Академии им.Маймонида, встретилась с нами после очередного концерта в Рахманиновском зале Московской консерватории, чтобы рассказать, почему же в камерном формате Рахманинов собирает полные залы. Они начинаются с 14 часов и каждые два часа в пяти залах в огромном построенном в Лиссабоне культурном центре идут до 12 часов вечера. Там как раз и состоялось несколько концертов, посвященных Рахманинову. Мы исполняли с португальской пианисткой Jill Lawson двухрояльные произведения композитора, Симфонические танцы и Cюиту-Фантазию №1 соч.5. Помимо нашего выступления, другие музыканты исполняли сольные произведения и фортепианный концерт №2. Конечно, Португалия – не центр европейских событий, тем не менее, даже там юбилей Рахманинова был отмечен. -А как Вы пришли к Рахманинову? - За всю жизнь я никогда не встречала людей, которые бы не любили или не понимали музыки Рахманинова. Я горячо люблю его музыку всю и всегда с огромным волнением жду концерта, где приходится исполнять музыку Рахманинова. По-моему, эта музыка не может оставить равнодушным никого. Есть много воспоминаний о его путешествиях по Америке и Европе, когда он уже покинул родину – огромное количество людей, почитателей, фанатов ждали Рахманинова до его приезда в гостиницу и после концерта караулили у выхода из зала, в надежде приблизиться, посмотреть на гениального человека, такое сильное впечатление на людей оказывала мощь его личности. Импресарио приходилось придумывать запасные «пути отступления» из концертных залов, чтобы обеспечить покой музыканту. Рахманинов был непубличным человеком, не выносил послеконцертных пожатий, бесконечных автографов. Вспоминается один курьезный факт – как-то перед концертом С.В.Рахманинов спустился в холл гостиницы, чтобы выпить чашку кофе, где его уже поджидал какой-то журналист. Рахманинов закрылся, чтобы не фотографироваться, а через 1 час он обнаружил в газете снимок и заголовок – «Руки, которые стоят миллионы». Кстати, по воспоминаниям, такая смекалка очень развеселила Сергея Васильевича. -Элеонора, Вы работаете в Московской консерватории преподавателем, в последнее время – на кафедре профессора С.Доренского. Существует ли все-таки понятие русской «школы пианизма», и чем отличаются школы известных русских педагогов? -Я работаю на кафедре профессора С.Доренского, но ассистентом в классе Ольги Михайловны Жуковой, она ученица В.В. Софроницкого и А.Б. Гольденвейзера. В работе с ней я с удовольствием обращаю внимание на некоторые вещи, которые в годы учебы столь пристально не привлекали моего внимания. Мне интересно, как с первых дней пребывания в классе Ольга Михайловна требует от студентов и обучает их очень бережному отношению к нотному тексту и мельчайшим указаниям автора. Я училась у Валерия Владимировича Кастельского, к сожалению, безвременно ушедшего из жизни, который, в свою очередь, был учеником Г. Нейгауза, потом – в аспирантуре. Мне посчастливилось попасть в класс профессора Михаила Сергеевича Воскресенского, а он – продолжатель школы Л. Оборина. Обе эти школы, мне кажется, были похожи в одном – содержание и образная, звуковая сторона ставились на первое, главное место в работе над произведением. Проще говоря – через содержание, чувства, осмысление – к деталям. В классе Ольги Михайловны, наоборот, наблюдаю совсем другой подход – через детали к целому. В комплексе получается довольно гармоничная картина, мне нравится… Кроме Московской консерватории я преподаю в Академии им.Маймонида, там у меня свои студенты. В общем, работы много. -Вам лично чья школа ближе? -Своих студентов я пытаюсь в музыке направлять тем же путем, каким вел меня Михаил Сергеевич Воскресенский, потому что мне это наиболее близко. Михаил Воскресенский – музыкант совершенно потрясающий, тонкий, чуткий, искренний до последней ноты. Это качество, к огромному сожалению, в исполнении сейчас встречается все реже и потому не часто хочется ходить на концерты. На его концерты я ходить очень люблю и стараюсь их не пропускать. Кстати, на его концертах всегда полный зал. Московская публика его ценит, любит. Все это я говорю даже не в связи с тем, что он мой педагог, хотя, безусловно, это большая удача, что мне посчастливилось учиться в его классе. Педагог Михаил Сергеевич тоже замечательный. Для меня занятия с ним всегда проходили незаметно, быстро и безумно интересно. Прежде всего он старается увлечь студента, разбудить фантазию, расшевелить, разбередить душу. Часто бывало так, что на уроке Михаил Сергеевич придумывает какую-то историю, делится своим миром образов в том или ином произведении, ведет тебя за собой…Мгновение, и ты начинаешь мыслить также, придумывать, как поймать тот или иной образ, какой звук, краски найти для передачи образа, который подсказал профессор и работа закипает, уже не скучно – ты не играешь ноты, а создаешь некое действо. И, если что-то правильное, настоящее получается, Профессор горячо похвалит, крикнет «Молодец, хорошо!». Это значит – получилось у тебя, беги, дома доделаешь… Идешь с урока счастливый… Я была бы счастлива, наверно, сказать, что пытаюсь передать его стиль. Не знаю, могу ли сейчас уже или еще нет…Но я, по крайней мере, стараюсь учить воспринимать студентов музыку так, как это делает он. -Как Вы выбираете репертуар? -Если я что-то выбираю для сольных выступлений, то это, конечно, музыка, которая мне в данный момент близка, которую я хочу сыграть, пройти, выучить. Безусловно, бывают какие-то более удачные выступления, и менее удачные, в которых становится понятно, что тебе ближе, а какая музыка не очень поддается, что является любовью взаимной, а что – безответной… Породолжение на 7 стр.
Стр.2
www.muz klon di ke.ru СОБЫТИЕ www.artcen ter.ru КОНКУРС, КОТОРЫЙ МЕНЯЕТ СУДЬБУ... Начало на 1 стр. Гостеприимные хозяева Архиповского салона и Музея-усадьбы Останкино старались предоставить максимальный комфорт для выступлений юным конкурсантам и сопровождавшим их педагогам. Ольга Евгеньевна Соломоденко, которой по праву можно дать титул «Хранитель конкурса», так доброжелательно, трепетно, но твердой рукой, опекала молодые таланты, что благодаря выстроенной ей четкой организации конкурс прошел как по нотам. Репетиции участников в Египетском павильоне оставили у детей и их педагогов неизгладимое впечатление – и акустика зала, и интерьер были великолепны. Ведущая конкурса, Светлана Николаева, сотрудник администрации Музея, также приложила немало усилий для того, чтобы юные конкурсанты выходили вовремя, никуда не падали и получали самые чудесные воспоминания о времени, проведенном в этом неповторимом Храме искусства. «Хочу поблагодарить Музей за то, что они нас принимают 4 года в этом уникальном месте, - обратилась к руководству Музея Елена Лащенко, Генеральный директор компании «Арт-Центр Плюс» и Информационного агентства «Музыкальный Клондайк». – Надеюсь, что дети, когда вырастут, еще раз сюда придут, уже как музыканты, и выступят в этом роскошном зале. Хочу поблагодарить Ольгу Евгеньевну за ее труды, терпение, и вручить благодарственный диплом Музею Останкино и Директору Геннадию Вдовину за его работу и нехарактерное для музеев трепетное отношение к детям». Музей-усадьба Останкино, по традиции, в первый день принимал вокалистов, на второй день выступали дуэты и ансамбли. Под сводами Театрального зала Шереметевского Дворца звучали Моцарт, Перголези, Бортнянский, Бетховен, Скарлатти, и – ну как же обойтись без них - Бах и Гендель…Родители и педагоги зря волновались за конкурсантов – дети выступали уверенно, радостно, и главное, с удовольствием. Акустика в зале потрясающая, ведь Театральный зал тем и славится, что построен для театральных постановок. Удивительно чистый, упоительный воздух Дворца словно окутывал участников особенной творческой аурой, аутентичность обстановки и ее полное соответствие исполняемому репертуару создавало у маленьких артистов именно тот настрой для выступлений, который им был так нужен. Наверно, поэтому каждый выход на сцену превращался в театрализованное действо, перенося нас в эпоху Золотого века и старинной музыки… С погодой конкурсантам в этом году повезло – в обычно холодном зале в этот раз воздух прогрелся до терпимой температуры, но все равно конкурсанты выходили греться на залитые солнцем аллейки и лужайки Останкинского парка, чтобы полюбоваться окружающей красотой. Для юных участников и их родителей сотрудники Музея организовали эксклюзивную экскурсию по Дворцу – с учетом того, что в ближайшее время Останкино закрывается на реконструкцию, это особенно ценно и запомнится надолго. А в Архиповском музыкальном салоне в мастерстве состязались солисты-инструменталисты по категориям. Сенсацией конкурса стала 7-летняя Яна Красненкова из ДМШ им.М.И.Табакова, покорившая всех без исключения живым артистизмом, грациозностью и особенно - проникновенным исполнением «Аве Мария» Каччини на блок-флейте. Перед жюри конкурса стояла трудная задача – выбрать лучших оказалось нелегко, тем более, что за победу боролись дети. Хотелось выделить многих ребят, но - награда - самая высшая, Гран-при, - была только одна. Впрочем, по поводу того, кому достанется Гран-при, сомнений не было с первых же мгновений появления на сцене Театрального Зала ребят из Минска, ансамбля BREVIS. Таких оваций в зале не было до этого ни разу! Полное совпадение с идеей конкурса, аутентичность исполнения и репертуара, чистота стиля, точность в деталях...Сыгранность в ансамбле потрясающая: впечатление такое, что ребята – это один организм. Жюри безоговорочно присудило Гран-при ансамблю из Минска, оценив их выступление на наивысший балл – 100. Нельзя не отметить четкую работу жюри конкурса, в состав которого вошли замечательные педагоги, профессионалы высокого уровня: Олег Худяков, профессор МГК им. П.И. Чайковского, дирижер, худ. руководитель ансамбля «Орфарион»; Андрей Спиридонов, зав. кафедрой факультета исторического исполнительства МГК им. П. И. Чайковского; Маргарита Спиридонова, засл. артистка РФ, профессор ГМПИ имени М.М.ИпполитоваИванова; Илья Пирогов, худ. руководитель ансамбля «Академия флейты», солист оркестра «Новая Россия» под управлением 3 № 7 июль 2013 Юрия Башмета; Валентин Петрушин, пианист, доктор педагогических наук, профессор психологии, Президент АМПП, Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги; Ольга Сосновская, засл. артистка России, народная артистка Республики Коми, солистка Театра оперы и балета Республики Коми; Сергей Зайцев, засл. артист России, солист Московского мужского камерного хора, режиссер, педагог; Мария Максимчук, дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, преподаватель МГК им. П.И. Чайковского; Ирина Зайцева, лауреат международных конкурсов, певица, педагог; Андрей Баршай, заслуженный артист России; Сийри Ниеляндер, лауреат международных конкурсов, педагог, концертмейстер; Мария Баранкина, музыкальный продюсер, генеральный директор Гильдии пианистов-концертмейстеров России; Ольга Бер, концертмейстер МГК им. П.И. Чайковского, преподаватель колледжа при МГК им. П.И. Чайковского, исполнительный директор Гильдии пианистов-концертмейстеров России. Огромное им спасибо за теплое, благожелательное отношение к участникам конкурса, терпение, профессионализм. Конкурсные дни уже за нами, награды и дипломы вручены, а мы с удовольствием вспоминаем ту удивительную атмосферу, лица детей и звуки музыки....Самой прекрасной музыки на свете - старинной. И мы рады, что снова удалось найти таланты, показать их миру, дать новый импульс в развитии каждого ребенка, возможно, даже изменив судьбу юных музыкантов. Ведь «Дети играют старинную музыку» - конкурс, который меняет судьбу… Блиц-вопрос жюри Ольга Сосновская, заслуженная артистка России, народная артистка Республики Коми, солистка Театра оперы и балета Республики Коми -Ольга, какие впечатления остались после конкурса? -Самые замечательные, самые лучшие, самые счастливые! Я настолько благодарна устроителям конкурса и всем педагогам и участникам за праздник души, потому что классическая музыка, и тем более старинная – это вечная музыка, которая позволяет нам прикоснуться к прекрасному, возродиться и даже, я бы сказала, очиститься. После всех прослушиваний я ушла в таком расположении духа, как будто заполнилась чем-то очень хорошим! Я считаю, что у России – замечательное музыкальное будущее, потому что есть такие дети, которые покорили нас и доводили иногда даже до слез радости…И это прекрасно! После выступления на Гала-концерте мы пообщались с Павлом Сурагиным, создателем и художественным руководителем Ансамбля старинной музыки Brevis. Ребята уже собирались в обратную дорогу… -Павел, откуда узнали про наш конкурс? -В интернете. Вообще-то я уже слышал про него несколько лет назад, но так получалось, что наши гастрольные поездки не совпадали с графиком конкурса, ну, а в этом году совпало. И мы отправили документы на участие. -Прекрасно! И нас порадовали, и Гран-при получили. -Да, было очень приятно. Конкурс хороший, высокого уровня. Большое спасибо организаторам, тем людям, которые потратили свои силы, энергию и здоровье на такое мероприятие. Любо-дорого посмотреть – в таком прекрасном месте, в старинном Дворце… -Расскажите немного о себе. Как давно существует Ваш коллектив? -Уже 15 лет. Мы часто выступаем, были в Германии, Польше, Литве, Арабских эмиратах, Южной Корее. У нас есть большое количество звукозаписей. -А где вы существуете? При каком учебном заведении? -Средняя школа №13 города Минска. -Но это же, наверно, не просто общеобразовательная школа? -Да, раньше это была школа с музыкальным уклоном. Но сейчас, к сожалению, идет тенденция на постепенное закрывание всех направлений и уклонов, которые касаются эстетики и культуры, и теперь мы просто школа. Но сохранились еще пока музыкальные классы на уровне факультативов. У нас существуют два состава коллектива – это старший и младший составы. В данном случае Вы видите младший состав. Старший принадлежит уже Белорусскому союзу музыкальных деятелей, это практически профессиональный коллектив. Там играют блок-флейтисты в возрасте от 17 до 21 года. А у нас самому младшему недавно исполнилось девять лет. - Кто обучает детей? -Они учатся у меня, все – мои ученики, ну, а я – преподаватель средней школы №13 по классу флейты. -А репертуар где берете? -Все переложения – мои собственные, нахожу нотки, которые нравятся, старинные. Дело в том, что для такого состава, как квартет блок-флейт, найти ноты практически невозможно и, если ты что-то находишь, то не обязательно, что это понравится. А хочется играть такую музыку, которая будет нравиться слушателям. В обычном репертуаре – Г.Ф.Гендель, Сюита №2 из цикла «Музыка на воде», целиком, Пассакалия, И.С.Бах, Бранденбургский концерт №3, Ф.Куперен, К.Дакен, Сюиты из произведений белорусских композиторов (В.Длугорай, полоцкая тетрадь, виленская тетрадь, Д.Като, Н. Орда), несколько циклов средневековой европейской танцевальной старинной музыки… Очень много берем музыки именно 16 века, это музыка одноголосная, естественно, адаптированная для коллектива. Хотя инструмент у нас аутентичный, блок-флейты. Здесь были представлены два баса F, но у нас еще есть и очень низкий инструмент, раритетный, бас С. Он используется старшим коллективом. Вообще инструменты, на которых мы играем – это грант специального Фонда президента Республики Беларусь для поддержки талантливой молодежи. Стоимость этих инструментов в районе 7 тысяч евро. У нас в Белоруссии государственную помощь так же трудно получить, как и в России. Но, когда нынешний старший состав (будучи младшим) на Международном конкурсе камерных ансамблей им.Огинского, который проводится у нас в стране, взял 1 премию, обойдя лицей при консерватории, нам оказали эту помощь. Специально для нашего коллектива были заказаны инструменты. -Почему ансамбль называется Brevis? - Vita brevis, ars longa – помните? Жизнь коротка, искусство вечно. Жизнь – короткий промежуток времени… -Спасибо за интервью и успехов вам на этом «коротком промежутке времени»! Приезжайте к нам еще! Ирина ШЫМЧАК Фото автора (Останкино) Анна ЛАЩЕНКО (Архиповский музыкальный салон) Список лауреатов и дипломантов конкурса смотрите на нашем сайте ART-CENTER.RU в разделе «Новости» http://www.art-center.ru/news
Стр.3