Виссарион Белинский
Сочинения Александра Пушкина
Санктпетербург. Одиннадцать томов MDCCCXXXVIII-MDCCCXLI
СТАТЬЯ ВТОРАЯ
Карамзин и его заслуги. - Карамзинский период русской литературы: Дмитриев,
Крылов,
Озеров,
Жуковский и Батюшков. - Значение романтизма и его
историческое развитие.
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Карамзиным
началась новая эпоха русской литературы. Преобразование
языка отнюдь не составляет исключительного характера этой эпохи, как думают
многие. Как бы ни была велика реформа, произведенная кем-нибудь или сама
собою происшедшая в языке, она никогда не может быть фактом особенной
важности. Язык, взятый сам по себе, есть только посредствующий материал, и
его движение может быть только формальное. Но всегда важно движение языка
вследствие движения мысли: и вот где важность реформы, произведенной
Карамзиным, и вот почему Карамзину принадлежит честь основания новой эпохи
русской литературы. Карамзин ввел русскую литературу в сферу новых идей, - и
преобразование языка было уже необходимым следствием этого дела. Загляните в
журналы, в романы, в трагедии и вообще стихотворения эпохи, предшествовавшей
Карамзину: вы увидите в них какую-то стоячесть мысли, книжность, педантизм и
риторику, отсутствие всякой живой связи с жизнию. Карамзин первый на Руси
заменил мертвый язык книги живым языком общества. До Карамзина у нас на Руси
думали, что книги пишутся и печатаются для одних "ученых" и что не-ученому
почти так же не пристало брать в руки
книгу, как профессору танцовать.
Оттого содержание книг, по тогдашнему мнению, должно было быть как можно
более важным и дельным, то есть как можно более тяжелым и скучным, сухим и
мертвым. Более всех подходил тогда к идеалу великого поэта Херасков, потому
что был тяжел и скучен до невыносимости. Он воспел в двух огромных поэмах
два важные события из русской истории, и воспел их, не справляясь с
историею, не стараясь быть ей верным. Истории русской он даже и не знал
фактически. Россия освободилась от татарского ига не каким-нибудь
решительным ударом, который бы нанесен был татарам соединенными силами всей
Руси, мгновенно и мощно восставшей против общего врага. Куликовская битва
осталась без решительных последствий: по крайней мере она не помешала
татарам выжечь Москву; в царствование же Иоанна III не было никакой великой
военной битвы с татарами, хотя и была битва, так сказать, дипломатическая.
Татарское иго распалось само собою вследствие внутреннего расслабления
царства Батыя. {207} И потому русская
история никого не может назвать
освободителем земли русской от ига татарского. Иоанн Грозный взятием Казани
и Астрахани только добил остатки издыхающего монгольского чудовища. Но
Хераскову нужен был герой для его поэмы, потому что без героя не бывает
поэмы. И он нашел его в Иоанне Грозном, простодушно смешав его с Иоанном
III, в царствование которого была торжественно сознана независимость Руси от
татар. "Ученые" того времени были без ума от поэмы Хераскова; они знали ее
чуть не наизусть, а теперь всякий счел бы за подвиг, если бы ему удалось
осилить чтением от начала до конца это тяжелое, стопудовое произведение. Не
удовольствовавшись поэмою, Херасков не хотел лишить своих читателей и
романа: он написал роман "Кадм и Гармония" и "Полидор, сын Кадма и
Гармонии". Но, боже мой, что ж это был за роман?
Аллегорическое
олицетворение гонимой и под конец торжествующей добродетели, образы без лиц,
события без пространства и времени! Но потому-то это и был роман в духе
своего времени, роман, который могли читать и "ученые", не унижая своего
достоинства, - и потому же романы эти
названы были "поэмами". Карамзин
первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество и
казались пустыми и ничтожными для педантов, - повести, в которых действовали
Стр.1