Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Кинетизм: группа "Движение", 1962-1976 (308,00 руб.)

0   0
АвторыГригорьев Александр Е.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц136
ID225373
АннотацияАльбом посвящен развитию кинетической тенденции авангардного искусства в творческой деятельности группы «Движение». Представлены проекты кинетических сред, выставки-лабиринты, светозвуковые динамические панорамы городов, фантастические ландшафты кинетических действ, костюмированные импровизации на природе, кинетические игры-спектакли, перфомансы, пространственные структуры, живописные и графические работы.
ISBN978-5-9551-0659-5
УДК7.0
ББК85.1
Кинетизм: группа "Движение", 1962-1976 : альбом / А. Е. Григорьев .— Москва : Языки славянской культуры, 2013 .— 136 с. : ил. — На тит. листе указ. изд-во: Знак .— ISBN 978-5-9551-0659-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/225373 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г Р У П П А КИНЕТИЗМ В РОССИИ ХХ ВЕК КИ НЕ ТИЗМ 1962 1976 ДВИЖЕНИЕ Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. <...> И неслучайно начало столетия ознамено валось авангардным прорывом в изобрази тельном искусстве. <...> Задача создателей этого альбома – чисто визуальное отражение Задачи этого альбома акцентированы на визуальном отражении деятельности деятельностигруппы группы«Движение», «Движение»,создание созданиинепосредственного непосредственноговпечатления впечатления о зарождении и развитии нового пластического языка Кинетическое искусство – новое направ ление в современной изобразительной пла стике, ориентирующееся на пространствен ные и сложные динамические эксперименты, обыгрывающее эффекты реального движе ния всего произведения или отдельных его частей – словом, любое проявление «жиз ни» произведения со стороны созерцателя. <...> Кинетизм зародился в 1920–1930х годах, его предтечами считаются Владимир Тат лин, Наум Габо, Александр Родченко. <...> Своей эстетикой кинетическое искусство во мно гом обязано замечательным идеям и выда ющимся деятелям Баухауза и, конечно же, ВХУТЕМАСа (Москва) и ГИНХУКа (Питер). <...> В 1920 году Наум Габо, первый в мире последовательный создатель кинетических объектов, в своём «Реалистическом манифе сте» провозгласил кинетические ритмы но вым элементом в изобразительном искус стве. <...> В это же время Александр Родченко и Карп Иогансон созда вали трансформирующиеся конструкции («мобили»). <...> Жан Тенгли «оживлял» и «одухотво рял» машины, Хулио Ле Парк использовал феномены прозрачности, игры света и теней (муаровый эффект), Николя Шоффер стре мился к полисенсорности воздействия на человека – его пространственно-динамиче ские и светодинамические конструкции, та кие как монументальная «светозвуковая башня» в Льеже (1961), обретали особую вы разительность благодаря калейдоскопиче ской игре <...>
Кинетизм_группа_Движение_1962-1976.pdf
КИНЕТИЗМ В РОССИИ ХХ ВЕК Г Р У П П А КИ ТИЗМ 1962 1976 НЕ ДВИ ЖЕНИЕ Москва 2013 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.2
Кинетические ритмы... Конец ХIX – начало ХХ века. Эпоха новых скоростей, нового представления о движении, пространстве и времени. Другое, обновлённое восприятие мира и изменённое, более свободное и яркое ощущение, чувствование его. И неслучайно начало столетия ознаменовалось авангардным прорывом в изобразительном искусстве. Возникновение нового художественного сознания обязано прежде всего неприятию позитивистского, статического миропонимания – принципиальной оп позицией к буржуазному образу жизни европейской цивилизации. Массовый обыва тель-буржуа – это поклонник комфорта, лю битель вульгарных и грубых идей, всякого рода трюизмов и записной чепухи. Самодовольный от собственной «жизненной мудрости», из страха – религиозный, из трусости – чтущий закон. Авангардное искусство стремилось преодолеть эту невыносимую атмосферу и обрести свободу выражения через нетрадиционные формы. Задача этого альбома – чисто визуальное отражение чи создателей этого альбома акцентированы на визуальном отражении деятельности группы «Движение», создание непосредственного впечатления деятельности группы «Движение», создании непосредственного впечатления о зарождении и развитии нового пластического языка Кинетическое искусство – новое направление в современной изобразительной пластике, ориентирующееся на пространственные и сложные динамические эксперименты, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его частей – словом, любое проявление «жизни» произведения со стороны созерцателя. Кинетизм зародился в 1920–1930-х годах, его предтечами считаются Владимир Татлин, Наум Габо, Александр Родченко. Своей эстетикой кинетическое искусство во многом обязано замечательным идеям и выдающимся деятелям Баухауза и, конечно же, ВХУТЕМАСа (Москва) и ГИНХУКа (Питер). Хочется сразу оговориться, что понятие кинетизма до сих пор очень условно и не всегда вмещает в себя всю глубину и разнообразие творческих проявлений. К тому же всевозможные «измы» удобны, скорее, для искусствоведов и преподавателей эстетики – дабы сгруппировать художников и разложить всё по полочкам. Важнейший пример русского кинетического искусства – всемирно известный проект Владимира Евграфовича Татлина «Памятник III Интернационала» (1919–1920). Внутри двух изящных наклонных металлических спиралей (400-метровой высоты) предполагалось подвесить четыре объёма, Кинетические ритмы...
Стр.3
К И Н Е Т И З М В Р О С С И И Х Х В Е К АВАНГАРД ХХ ВЕК вращающихся с разной скоростью. Проект необычайно концептуальный и гармоничный... В 1920 году Наум Габо, первый в мире последовательный создатель кинетических объектов, в своём «Реалистическом манифесте» провозгласил кинетические ритмы новым элементом в изобразительном искусстве. Его первая работа из вибрирующих стальных нитей под названием «Кинетическая конструкция» меняла форму в зависимости от положения груза. В это же время Александр Родченко и Карп Иогансон создавали трансформирующиеся конструкции («мобили»). Более поздние кинетические художники задавались различными эстетическими целями. Жан Тенгли «оживлял» и «одухотворял» машины, Хулио Ле Парк использовал фе номены прозрачности, игры света и теней (муаровый эффект), Николя Шоффер стремился к полисенсорности воздействия на человека – его пространственно-динами ческие и светодинамические конструкции, такие как монументальная «светозвуковая баш ня» в Льеже (1961), обретали особую выразительность благодаря калейдоскопической игре бликов на металлических поверхностях, звуковым и световым эффектам. В 60-е годы в России кинетическим искусством активно занималась группа «Движение» (1962–1976). Появление этого коллектива прежде всего связано с общей атмосферой, царившей в то время в стране. Это был период, когда на общество обрушились потоки новой или ранее недоступной информации из различных областей интеллектуального пространства: философии, литературы, живописи, кино, театра, архитектуры. Возвратилась историческая память об авангарде 20-х годов. Всё это привело к размыванию границ «узаконенных» видов искусства. Возродилось и кинетическое искусство (напомню, что это весьма условное название), вобравшее в себя принципы движения, симметрии, синтеза... Ранние плоскостные работы художников «Движения» носили характер оп-арта, а их первые простран ст венные объекты продолжали традиции русского авангарда начала XX в ека. Группа «Движение» развивала тенденции, связанные с наследием футуризма и конструктивизма, разрабатывала собственный пластический язык, создавая новые формы, образы, пространственные структурные композиции, игровые ситуации. Художники группы воплощали свои проекты «кинетических сред», устраивали кинетические действа в огромных выставочных па виль онах, исторических местах и при организации масштабных городских празднеств. При этом активно использовались светоживопись, прозрачные и зеркальные материалы, киноэкраны, голография, электронная музыка, пантомима и многое другое. Перфомансы «Движения» сочетали в себе футуристические, провокативно-игровые и конструктивистские тенденции с кинетическими принципами организации пространства. При этом использовались сложные оригинальные костюмы, световые и звуковые эффекты, фрагменты «Кибертеатра». Создавая всевозможные футурологические проекты, а также планы, эскизы, сценарии «искусственных сред», художники «Движения» уделяли особое внимание раскрепощению восприятия зрителя и вовлечению его в происходящее. А. Григорьев АВАНГАРД ХХ ВЕК
Стр.4