Г Р У П П А
КИНЕТИЗМ В РОССИИ ХХ ВЕК
КИ
НЕ
ТИЗМ
1962 1976
ДВИЖЕНИЕ
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается. <...> И неслучайно начало столетия ознамено
валось авангардным прорывом в изобрази
тельном искусстве. <...> Задача создателей
этого альбома
– чисто
визуальное
отражение
Задачи
этого
альбома
акцентированы
на визуальном отражении
деятельности
деятельностигруппы
группы«Движение»,
«Движение»,создание
созданиинепосредственного
непосредственноговпечатления
впечатления
о зарождении и развитии нового пластического языка
Кинетическое искусство – новое направ
ление в современной изобразительной пла
стике, ориентирующееся на пространствен
ные и сложные динамические эксперименты,
обыгрывающее эффекты реального движе
ния всего произведения или отдельных его
частей – словом, любое проявление «жиз
ни» произведения со стороны созерцателя. <...> Кинетизм зародился в 1920–1930х годах,
его предтечами считаются Владимир Тат
лин, Наум Габо, Александр Родченко. <...> Своей
эстетикой кинетическое искусство во мно
гом обязано замечательным идеям и выда
ющимся деятелям Баухауза и, конечно же,
ВХУТЕМАСа (Москва) и ГИНХУКа (Питер). <...> В 1920 году Наум Габо, первый в мире
последовательный создатель кинетических
объектов, в своём «Реалистическом манифе
сте» провозгласил кинетические ритмы но
вым элементом в изобразительном искус
стве. <...> В это же время
Александр Родченко и Карп Иогансон созда
вали трансформирующиеся конструкции
(«мобили»). <...> Жан Тенгли «оживлял» и «одухотво
рял» машины, Хулио Ле Парк использовал
феномены прозрачности, игры света и теней
(муаровый эффект), Николя Шоффер стре
мился к полисенсорности воздействия на
человека – его пространственно-динамиче
ские и светодинамические конструкции, та
кие как монументальная «светозвуковая
башня» в Льеже (1961), обретали особую вы
разительность благодаря калейдоскопиче
ской игре <...>
Кинетизм_группа_Движение_1962-1976.pdf
КИНЕТИЗМ В РОССИИ ХХ ВЕК
Г Р У П П А
КИ
ТИЗМ
1962 1976
НЕ
ДВИ ЖЕНИЕ
Москва 2013
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.2
Кинетические ритмы...
Конец ХIX – начало ХХ века. Эпоха новых
скоростей, нового представления о движении,
пространстве и времени. Другое, обновлённое
восприятие мира и изменённое,
более свободное и яркое ощущение, чувствование
его.
И неслучайно начало столетия ознаменовалось
авангардным прорывом в изобразительном
искусстве. Возникновение нового
художественного сознания обязано прежде
всего неприятию позитивистского, статического
миропонимания – принципиальной
оп позицией к буржуазному образу жизни
европейской цивилизации. Массовый обыва
тель-буржуа – это поклонник комфорта,
лю битель вульгарных и грубых идей, всякого
рода трюизмов и записной чепухи. Самодовольный
от собственной «жизненной
мудрости», из страха – религиозный, из трусости
– чтущий закон. Авангардное искусство
стремилось преодолеть эту невыносимую
атмосферу и обрести свободу выражения
через нетрадиционные формы.
Задача этого альбома – чисто визуальное отражение
чи создателей этого альбома акцентированы на визуальном отражении
деятельности группы «Движение», создание непосредственного впечатления
деятельности группы «Движение», создании непосредственного впечатления
о зарождении и развитии нового пластического языка
Кинетическое искусство – новое направление
в современной изобразительной пластике,
ориентирующееся на пространственные
и сложные динамические эксперименты,
обыгрывающее эффекты реального движения
всего произведения или отдельных его
частей – словом, любое проявление «жизни»
произведения со стороны созерцателя.
Кинетизм зародился в 1920–1930-х годах,
его предтечами считаются Владимир Татлин,
Наум Габо, Александр Родченко. Своей
эстетикой кинетическое искусство во многом
обязано замечательным идеям и выдающимся
деятелям Баухауза и, конечно же,
ВХУТЕМАСа (Москва) и ГИНХУКа (Питер). Хочется
сразу оговориться, что понятие кинетизма
до сих пор очень условно и не всегда
вмещает в себя всю глубину и разнообразие
творческих проявлений. К тому же всевозможные
«измы» удобны, скорее, для искусствоведов
и преподавателей эстетики – дабы
сгруппировать художников и разложить всё
по полочкам.
Важнейший пример русского кинетического
искусства – всемирно известный проект
Владимира Евграфовича Татлина «Памятник
III Интернационала» (1919–1920).
Внутри двух изящных наклонных металлических
спиралей (400-метровой высоты)
предполагалось подвесить четыре объёма,
Кинетические
ритмы...
Стр.3
К И Н Е Т И З М В Р О С С И И Х Х В Е К
АВАНГАРД ХХ ВЕК
вращающихся с разной скоростью. Проект
необычайно концептуальный и гармоничный...
В
1920 году Наум Габо, первый в мире
последовательный создатель кинетических
объектов, в своём «Реалистическом манифесте»
провозгласил кинетические ритмы новым
элементом в изобразительном искусстве.
Его первая работа из вибрирующих
стальных нитей под названием «Кинетическая
конструкция» меняла форму в зависимости
от положения груза. В это же время
Александр Родченко и Карп Иогансон создавали
трансформирующиеся конструкции
(«мобили»).
Более поздние кинетические художники
задавались различными эстетическими целями.
Жан Тенгли «оживлял» и «одухотворял»
машины, Хулио Ле Парк использовал
фе номены прозрачности, игры света и теней
(муаровый эффект), Николя Шоффер стремился
к полисенсорности воздействия на
человека – его пространственно-динами ческие
и светодинамические конструкции, такие
как монументальная «светозвуковая
баш ня» в Льеже (1961), обретали особую выразительность
благодаря калейдоскопической
игре бликов на металлических поверхностях,
звуковым и световым эффектам.
В 60-е годы в России кинетическим искусством
активно занималась группа «Движение»
(1962–1976). Появление этого коллектива
прежде всего связано с общей
атмосферой, царившей в то время в стране.
Это был период, когда на общество обрушились
потоки новой или ранее недоступной
информации из различных областей интеллектуального
пространства: философии, литературы,
живописи, кино, театра, архитектуры.
Возвратилась историческая память об
авангарде 20-х годов. Всё это привело к размыванию
границ «узаконенных» видов искусства.
Возродилось и кинетическое искусство
(напомню, что это весьма условное
название), вобравшее в себя принципы движения,
симметрии, синтеза... Ранние плоскостные
работы художников «Движения»
носили характер оп-арта, а их первые
простран ст венные объекты продолжали
традиции русского авангарда начала XX в ека.
Группа «Движение» развивала тенденции,
связанные с наследием футуризма и
конструктивизма, разрабатывала собственный
пластический язык, создавая новые
формы, образы, пространственные структурные
композиции, игровые ситуации. Художники
группы воплощали свои проекты
«кинетических сред», устраивали кинетические
действа в огромных выставочных па
виль онах, исторических местах и при организации
масштабных городских празднеств.
При этом активно использовались светоживопись,
прозрачные и зеркальные материалы,
киноэкраны, голография, электронная
музыка, пантомима и многое другое.
Перфомансы «Движения» сочетали в себе
футуристические, провокативно-игровые и
конструктивистские тенденции с кинетическими
принципами организации пространства.
При этом использовались сложные оригинальные
костюмы, световые и звуковые
эффекты, фрагменты «Кибертеатра». Создавая
всевозможные футурологические проекты,
а также планы, эскизы, сценарии «искусственных
сред», художники «Движения»
уделяли особое внимание раскрепощению
восприятия зрителя и вовлечению его в происходящее.
А.
Григорьев
АВАНГАРД ХХ ВЕК
Стр.4