Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Теория отраслевых рынков. Часть 1 (220,00 руб.)

0   0
Первый авторОсипов Андрей Владимирович
Издательство[Б.и.]
Страниц84
ID225168
АннотацияВ учебном пособии рассмотрена современная теория функционирования отраслевых рынков. Представленный материал расширяет и углубляет понимание процессов, происходящих на микро- и мезоэкономическом уровне. Соответствует стандарту высшего профессионального образования.
Кем рекомендованопечатается по решению учебно-методического совета Казанского института (филиала) ГОУ ВПО РГТЭУ
Кому рекомендованоПредназначено для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Может быть использовано обучающимися в магистратуре и аспирантуре
ISBN978-5-906609-06-9
УДК313.39.01(075.8)
ББК65.012.1я73
Осипов, А. В. Теория отраслевых рынков. Часть 1 : Учебное пособие / А. В. Осипов .— : [Б.и.], 2013 .— 84 с. — ISBN 978-5-906609-06-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/225168 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эволюционный подход к анализу фирмы Вопросы для самопроверки 5 9 12 14 18 20 Глава 2. <...> Рыночные барьеры и предотвращение входа в рынок Вопросы для самопроверки 20 25 30 33 38 Глава 3. <...> Задачами учебного курса «Теория отраслевых рынков», изложенного в пособии, являются: 1) выработка навыков типологического анализа рынков и отраслей; 2) демонстрация применения микроэкономического подхода для объяснения формирования и оценки эффективности различных рыночных структур; 3) знакомство с методологией и основными направлениями теоретических и эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков. <...> В рамках неоклассического подхода фирма оперирует в экзогенно задаваемой для нее среде, параметры которой находятся за пределами ее контроля. <...> 5 В условиях совершенной конкуренции оптимальный объем производства устанавливается фирмой на уровне, которому соответствует совпадение цены, по которой она реализует свою продукцию, с предельными издержками производства. <...> Наряду с обусловленными рынком ограничениями, которые связаны с рассмотрением фирмы в неоклассической микроэкономике в качестве ценополучателя (прайс-тейкера), фирма также должна при максимизации прибыли принимать во внимание технологические ограничения. <...> Существенным фактором, который определяет форму кривых издержек на долгосрочных интервалах, является экономия от масштаба производства. <...> Средние издержки на долгосрочном интервале должны быть не выше средних издержкек на краткосрочном интервале. <...> Поэтому кривая средних издержек на долгосрочном интервале изображается в виде кривой, огибающей кривые 6 средних издержек на краткосрочных интервалах. <...> Это расширение неоклассического подхода, имеющее центральное значение для теории и политики в области конкуренции. <...> То же касается нечетких рекомендаций, которые неоклассический подход может дать для определения размеров фирмы с точки зрения ее управляемости. <...> Основным объектом критики в рамках <...>
Теория_отраслевых_рынков._Часть_1_Учебное_пособие.-_Казань_ООО_Алекспресс,_2013.-_83_с..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет» Казанский институт (филиал) А. В. ОСИПОВ ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ ЧАСТЬ 1 Учебное пособие Казань 2013 г.
Стр.1
УДК 339.13.01(075.8) ББК 65.012.2я73 О 74 Печатается по решению Учебно-методического совета Казанского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» Автор: Осипов А.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Казанского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» Рецензенты: Латыпов Р.А. - доктор экономических наук, профессор кафедры коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг Казанского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» Нигматуллина Л.Г. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории НОУ ВПО Университет управления «ТИСБИ» Осипов А.В. Теория отраслевых рынков. Часть 1: учебное пособие. - Казань: ООО «Алекспресс», 2013. - 83 с. ISBN 978-5-906609-06-9 В учебном пособии рассмотрена современная теория функционирования отраслевых рынков. Представленный материал расширяет и углубляет понимание процессов, происходящих на микро- и мезоэкономическом уровне. Соответствует государственному стандарту высшего профессионального образования. Предназначено для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Может быть использовано обучающимися в магистратуре и аспирантуре. © Казанский институт (филиал) РГТЭУ, 2013 © А. В. Осипов, 2013 2
Стр.2
Оглавление Предисловие Глава 1. Фирма в теории отраслевых рынков 1.1. Неоклассическая теория фирмы, ее модернизация 1.2. Фирма как коалиция интересов 1.3. Подход «принципал-агент» и теория контрактов 1.4. Теория трансакционных издержек и границы фирмы 1.5. Эволюционный подход к анализу фирмы Вопросы для самопроверки Глава 2. Отраслевой рынок: границы и детерминанты 2.1. Рынок и отрасль: подходы к определению и классификация 2.2. Рыночные структуры: детерминанты и интенсивность конкуренции 2.3. Уровень концентрации и определяющие факторы 2.4. Рыночные барьеры и предотвращение входа в рынок Вопросы для самопроверки Глава 3. Отраслевая конкуренция и модели рыночных структур 3.1. Модель совершенной конкуренции и ее ограниченность 3.2. Монополистическая конкуренция и затраты по реализации 3.3. Олигополия: некооперативное и кооперативное поведение 3.4. Монополия и рыночная власть. Естественная монополия Вопросы для самопроверки Глава 4. Ценовые стратегии фирмы на отраслевом рынке 4.1. Ценообразование «издержки-плюс» 4.2. Стратегии ценовой дискриминации 4.3. Ценообразование по пиковой нагрузке 4.4. Трансфертные (внутренние) цены Вопросы для самопроверки Глава 5. Неценовые стратегии: дифференциация продукции и реклама 5.1. Типы и показатели дифференциация продукции 5.2. Дифференциация продукции: анализ эффектов благосостояния 5.3. Модели продуктовой дифференциации: базовые подходы Список литературных источников 3 4 5 9 12 14 18 20 20 25 30 33 38 38 41 43 58 60 60 62 65 66 68 69 74 77 5.4. Реклама: функции, модели расходов при различных структурах рынка 79 Вопросы для самопроверки 82 83
Стр.3
Предисловие В данном учебном пособии рассмотрены ключевые аспекты современной теории функционирования отраслевых рынков. Методологическую основу составили базовые теоретические положения микро- и мезоуровня. Задачами учебного курса «Теория отраслевых рынков», изложенного в пособии, являются: 1) выработка навыков типологического анализа рынков и отраслей; 2) демонстрация применения микроэкономического подхода для объяснения формирования и оценки эффективности различных рыночных структур; 3) знакомство с методологией и основными направлениями теоретических и эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков. Дидактические единицы, использованные в пособии, являются целесообразным минимумом, которым должены овладеть студенты в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования. Рекомендуется использование пособия для самостоятельной подготовки учащихся и самоконтроля с целью определения глубины и прочности усвоения отдельных тем курса. При изложении материала предполагается, что студентам известны базовые экономико-математические модели из общепрофессиональных дисциплин первого курса. Композиция каждой темы позволяет наглядно продемонстрировать логику и последовательность принятия экономических решений на отраслевом рынке. Для самопроверки предлагается ответить на значимые для понимания вопросы, расположенные в конце главы. Учебное пособие пригодно для его использования магистрантами и аспирантами. Во второй части данного учебного пособия будет рассмотрен ряд принципиальных для понимания предмета тем: Стратегии фирм на базе технологических изменений и инноваций 1. Технологические изменения и инновации: ключевые понятия 2. Структура отраслевого рынка и ход технологических изменений 3. Типология инновационных стратегий бизнеса 4. Диффузия инноваций: детерминанты и подходы к моделированию 5. Патенты и стимулирование инноваций Вертикальная интеграция и диверсификация как ядро стратегии 1. Вертикальная интеграция: типология и мотивация 2. Вертикальная интеграция: экономия издержек и неопределенность 3. Институциональные детерминанты вертикальной интеграции 4. Вертикальные ограничения и сетевые структуры 5. Диверсификация: классификация, причины и тенденции Взаимодействие государства и отраслевых рынков 1. Необходимость и направления государственной отраслевой политики 2. Политика поддержки конкуренции и антимонопольное регулирование 3. Естественные монополии и политика государства Пожелания и советы по улучшению учебного пособия можно направлять автору по электронной почте (e-mail): osipov_av@bk.ru 4
Стр.4
Глава 1. Фирма в теории отраслевых рынков 1.1. Неоклассическая теория фирмы и ее модернизация Фирма выступает главным действующим лицом в теории отраслевых рынков (ТОР). Эта теория имеет в своей основе ряд экономических парадигм, которые проявляются в развитии представлений о фирме, рыночных структурах и их функционировании. Набольшую известность получили четыре базовых подхода: неоклассическая теория фирмы; подход «принципал-агент»; подход трансакционных издержек; эволюционная теория фирмы. Фирма часто упрощенно представляется как хозяйственная единица, которая трансформирует входные ресурсы (факторы) в рамках производственного процесса в результаты (объемы выпуска). Согласно неоклассической версии, фирма - идеализированная форма бизнеса, чьи действия предопределяются чисто экономическими мотивами максимизации прибыли (или минимизации производственных издержек). В общем случае получаемая фирмой прибыль является результатом удовлетворения спроса потребителей товаров или услуг, которые реализуются на имеющем конкурентную структуру рынке по складывающейся на нем цене. Предпосылки неоклассической модели совершенной конкуренции: 1) наличие на рынке значительного количества фирм, доля каждой из которых в общем предложении незначительна, поэтому каждая фирма не может занимать на рынке доминирующего положения, а также оказывать влияние на другие фирмы; 2) присутствие на рынке очень большого количества покупателей, каждый из которых приобретает незначительную долю продукции; 3) наличие полной (совершенной) информации, свободно доступной всем участникам рынка относительно свойств (характеристик) продаваемых товаров, производственных ресурсов и цен на них; 4) однородность производимой продукции, в силу которой потребительские предпочтения зависят от рыночных цен; 5) отсутствие барьеров для входа в рынок и выхода из него, возможность перемещения ресурсов из одного рыночного сектора в другой без всяких издержек. В рамках неоклассического подхода фирма оперирует в экзогенно задаваемой для нее среде, параметры которой находятся за пределами ее контроля. Хотя и ставится вопрос о размерах фирмы и определяющих его факторах, но он преимущественно исследуется исходя из традиционного для этого подхода представления о рыночной эффективности и стремлении фирмы к максимизации прибыли. Размер фирм и их количество в отрасли, т.е. важнейшие факторы, определяющие рыночную структуру, существенным образом связаны с эффектом от масштаба, а также с эффектом сети (разнообразия). 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.