С.М. Машевская
ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА
Монография
Шуя 2012
УДК 37.036
ББК 74.200.551.5
М 38
Печатается
по
решению
редакционноиздательского совета ФГБОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический университет»
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор И.А.Сотова (ИвГУ),
кафедра педагогики и психологии
Института развития образования Ивановской области
Машевская С.М. <...> В ней школьный театр рассматривается не только как
феномен мировой истории театрального искусства, но и в широком
смысле, предполагающем, что школьным театром может быть названа
детская театральная деятельность, организованная с определёнными
педагогическими целями в образовательных учреждениях. <...> История
возникновения
и
особенности
православного школьного театра…………………………........... <...> Детский театр XVIII – первой половине
XIX века в России <...> Театральная деятельность во второй
половине XIX – начале XX века <...> Социоигровая педагогика, Или как обучать
средствами театра ………………………………………………… <...> От третьего камешка
разбегаются круги-ассоциации, связанные со временем существования,
– античный, средневековый театр, театр эпохи Возрождения, театр
Шекспира, театр Станиславского, театр Брехта… Круги ассоциаций
заполняют всё пространство – им нет числа. <...> И
тогда театральное искусство воспитывает эстетически вкус, привлекает
внимание к важным проблемам жизни общества и личности, формирует
нравственную гражданскую позицию, и при этом развлекает, поднимает
настроение, доставляет удовольствие. <...> В ней школьный театр
рассматривается нами не только как феноменом мировой истории
театрального искусства – под именем «Школьный театр» он вошёл в
историю западноевропейского театра XVI-XVIII веков, – но и в более
широком смысле, предполагающем, что школьным театром может быть
названа детская театральная деятельность, организованная с
определёнными
педагогическими
целями
в
образовательных
учреждениях. <...> Что более влияло на формы театральной <...>
История_школьного_театра.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
С.М. Машевская
ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА
Монография
Шуя 2012
Стр.1
УДК 37.036
ББК 74.200.551.5
М 38
Печатается
по
решению
редакционноиздательского
совета ФГБОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический университет»
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор И.А.Сотова (ИвГУ),
кафедра педагогики и психологии
Института развития образования Ивановской области
Машевская С.М. История школьного театра. Монография –
Шуя: Издательство ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 155 с.
Монография посвящена истории детской театральной
деятельности. В ней школьный театр рассматривается не только как
феномен мировой истории театрального искусства, но и в широком
смысле, предполагающем, что школьным театром может быть названа
детская театральная деятельность, организованная с определёнными
педагогическими целями в образовательных учреждениях. Охватывая
общим взглядом историю школьного театра, автор выявляет тенденции
в его развитии, эволюцию эстетических и педагогических идей,
лежащих в его основе.
ISBN 978-5-86229-275-6
© С.М.Машевская, 2012
2
Стр.2
© ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
От автора…………………………………………………..
Глава 1. Истоки школьного театра
1.1. Обучающая драматизация в первобытной общине..
1.2. Роль древнегреческого театра в воспитании и
обучении подрастающего поколения…………………………….
1.3. Средневековая педагогика и театр………………….
Глава 2. Возникновение и развитие школьного
театра. XVI – XVII вв. Европа
2.1. Влияние эпохи Ренессанса на становление
школьного театра………………………………………………….
2.2. Протестантское образование и школьный театр в
эпоху Реформации...........................................................................
2.3. Школьный театр в системе воспитания ордена
Иезуитов …………………………………………………………...
2.4. Театр отца педагогики Яна Амоса Коменского…..
Глава 3. Школьный театр в православных
духовных училищах в России в конце XVI – первой
половине XVIII вв.
3.1.История
возникновения
и
православного школьного театра…………………………...........
3.2. Симеон Полоцкий и школьный театр………………
3.3. Школьный театр и Дмитрий Ростовский…………..
3.4. Вятский школьный театр Лаврентия Горки….........
3.5. Феофан Прокопович и изменения в школьном
театре………………………………………………………………..
3.6. Значение школьного театра………………………….
Глава 4.Детский театр XVIII – первой половине
XIX века в России
4.1. Театр в сухопутном шляхетском кадетском
корпусе……………………………………………………………..
4.2.Театр в Смольном институте………………………..
4.3.
Сценическая
деятельность
3
71
74
питомцев
особенности
56
61
63
65
67
69
19
25
29
39
5
8
10
13
Стр.3
Воспитательных домов…………………………………………….
4.5. Распространение любительского детского театра…
Глава 5. Театральная деятельность во второй
половине XIX – начале XX века
5.1.Дискуссия о детском театре……... ………………….
5.2. Великий русский театр и дети………………............
5.3. Да здравствует театр-игра!.........................................
5.4. Театр в педагогической деятельности С.Т.Шацкого
5.5. Театр в школе В.Н.Сороки-Росинского ……………
5.6.. Театр в вальдорфской школе……………………….
Глава 6. Современная театральная деятельность:
направления и технологии
6.1. Театр, в котором играют дети, – эстетическое
направление театральной деятельности………………………….
6.2. Социоигровая педагогика, Или как обучать
средствами театра …………………………………………………
6.3. Театр-игра в детском саду – обучаем, развиваем,
воспитываем………………………………………………………..
6.4. Драматические игры – Jeux Dramatiques……………
Послесловие. ……………………………………………..
Литература..........................................................................
117
128
130
133
139
141
76
79
83
88
92
101
106
111
4
Стр.4