Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Экология человека (110,00 руб.)

0   0
Первый авторГниломедова Лариса Павловна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц45
ID224275
АннотацияДанное издание позволит студентам закрепить основные теоретические знания, излагаемые в процессе обучения на лекциях и практических занятиях.
Кому рекомендованоОно предназначено для студентов очной формы обучения факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, обучающихся по направлению 020400.62 «Биология».
УДК504(075.8)
ББК28.7
Гниломедова, Л.П. Экология человека : рабочая тетрадь и методические указания для выполнения практических занятий / Л.П. Гниломедова .— Самара : РИЦ СГСХА, 2012 .— 45 с. — URL: https://rucont.ru/efd/224275 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» ГНИЛОМЕДОВА Л.П. <...> ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Кафедра «Биоэкология и физиология сельскохозяйственных животных» <...> Г-56 Экология человека : рабочая тетрадь и методические указания для выполнения практических занятий – Кинель : РИЦ СГСХА, 2012. <...> Изучение данной дисциплины базируется на общеобразовательных знаниях дисц иплин: «Общая биология» цикла Б2, «Общая экология» «Биология человека» и «Безопасность жизнедеятельности» цикла Б3. <...> Проблемы безопасности в экологии человека Содержание работы Ср: История и этапы становления взглядов «человек-общество-природа» Пз№1: Влияние абиотических факторов на организм человека Ср: Социализация человека – биотический фактор выживания Ср: Особенности развития человечества как биологического вида Пз№2: Влияние биотических факторов на организм человека Фитонциды. <...> Роль растений в жизни человека Ср: Антропогенез – механизмы, движущие силы и условия Пз№3: Антропогенные факторы и их влияние на здоровье человека Пз№4: Экологическая грамотность потребителя Ср: Образ жизни и качество жизни. <...> Оценка угрозы здоровья факторами риска Ср: Адаптация к экстремальным условия жизни и труда Ср: Экологическая структура города Ср: Болезни города и цивилизации Ср: Нормы и типы питания Пз№6: Оценка обеспеченности организма нутриентами Пз№7. <...> Экологическая культура покупателя Ср: Моделирование экологического жилья Пз№8. <...> Методы оценки материально-жилищного уровня семьи Ср: Проблемы безопасности при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах Пз № 10. <...> Оценка социально-экологических условий проживания человека Подготовка к экзамену Итого: Трудоемкость, ч Формы контроля 2 Экз 2 УО 2 Экз 2 Экз 4 УО 2 Экз 2 УО 2 УО 4 Экз 2 УО 4 Экз 2 2 Экз УО 2 2 4 УО Экз 4 Экз 4 Экз 4 Экз 36 54+36 Виды СРС: Ср – Самостоятельная работа по курсу (работа студента над вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение); Пз <...>
Экология_человека.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Экология_человека.pdf
Министерство сельского хозяйства РФ ГНИЛОМЕДОВА Л.П. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Л. П. Гниломедова ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Биоэкология и физиология сельскохозяйственных животных» Л. П. Гниломедова ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Рабочая тетрадь и методические указания для выполнения практических занятий СТУДЕНТ(КА)______________ КУРС______________________ ГРУППА ___________________ Кинель РИЦ СГСХА 2012 1
Стр.1
УДК 504 (075.8) ББК Г-56 Гниломедова, Л. П. Г-56 Экология человека : рабочая тетрадь и методические указания для выполнения практических занятий – Кинель : РИЦ СГСХА, 2012. – 45 с. Данное издание позволит студентам закрепить основные теоретические знания, излагаемые в процессе обучения на лекциях и практических занятиях. Оно предназначено для студентов очной формы обучения факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, обучающихся по направлению 020400.62 «Биология». © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2012 © Гниломедова Л.П., 2012 2
Стр.2
Оглавление Введение ....................................................................................................................................4 Темы самостоятельной работы студентов…………………..………………………………5 ЗАНЯТИЕ №1. Влияние абиотических факторов на организм человека ...............................6 ЗАНЯТИЕ №2. Влияние биотических факторов на организм человека .................................9 ЗАНЯТИЕ №3. Антропогенные факторы и их влияние на здоровье человека ................12 ЗАНЯТИЕ №4. Экологическая грамотность потребителя ...................................................166 ЗАНЯТИЕ №5. Оценка угрозы здоровья факторами риска .................................................19 ЗАНЯТИЕ №6. Оценка обеспеченности организма нутриентами........................................211 ЗАНЯТИЕ №7. Экологическая культура покупателя ............................................................255 ЗАНЯТИЕ №8. Экология жилища ...........................................................................................277 ЗАНЯТИЕ №9. Методы оценки материально-жилищного уровня семьи ...........................333 ЗАНЯТИЕ №10. Оценка социально-экологических условий проживания человека ........355 Тематика творческих проектно-исследовательских работ: .............................................401 Экзаменационные вопросы ..................................................................................................422 Рекомендуемые источники информации:...........................................................................444 3
Стр.3
Введение В настоящее время деятельность человечества превратилась в ведущий средообразующий фактор. Изучение экологии человека является необходимым для формирования у молодежи представление об экологических факторах, влияющих на здоровье, физиологических основах адаптации к природным и техногенным условиям среды. Полученные на занятиях знания и навыки могут применяться при решении профессиональных задач, что позволит прогнозировать и коррелировать последствия вмешательства человека в природные процессы. Изучение данной дисциплины базируется на общеобразовательных знаниях дисциплин: «Общая биология» цикла Б2, «Общая экология» «Биология человека» и «Безопасность жизнедеятельности» цикла Б3. Данная дисциплина предшествует изучению дисциплины «Экология и рациональное природопользование» и дисциплин по выбору профессионального цикла. Данное издание позволит студентам, обучающихся по направлению 020400.62 «Биология» закрепить основные теоретические знания на практических занятиях. В результате освоения курса студенты смогут: ♦ демонстрировать базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья; ♦ использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации; ♦ анализировать, сравнивать и обрабатывать научную литературу по состоянию окружающей среды; ♦ комплексно решать проблемы оптимизации взаимодействия человека и среды; ♦ понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни; В издании содержатся разработки практических работ с теоретическим обоснованием их, темы проектов и вопросы для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и источников информации, вопросы к экзаменам. 4
Стр.4
№ раздела дисциплины 1. Введение 2. Аксиомы антропо-экологии Темы самостоятельной работы студентов Содержание работы Ср: История и этапы становления взглядов «человек-общество-природа» человека выживания гического вида 3. Антропоэкосистема Пз№1: Влияние абиотических факторов на организм Ср: Социализация человека – биотический фактор Ср: Особенности развития человечества как биолоПз№2: Влияние биотических факторов на организм человека Фитонциды. Роль растений в жизни человека условия ровья. 5. Адаптация человека 6. Экология горожан 7. Экология питания 8. Экология жилища 9. Экология семьи 10. Проблемы безопасности в экологии человека Итого: мыми на самостоятельное изучение); Пз – подготовка к практическим работам и семинарам; Формы контроля: УО – устный опрос Экз – экзамен 4. Экология здо- здоровье человека вья Ср: Антропогенез – механизмы, движущие силы и Пз№3: Антропогенные факторы и их влияние на Пз№4: Экологическая грамотность потребителя Ср: Образ жизни и качество жизни. Уровень здороПз №5. Оценка угрозы здоровья факторами риска труда Ср: Адаптация к экстремальным условия жизни и Ср: Экологическая структура города Ср: Болезни города и цивилизации Ср: Нормы и типы питания Пз№6: Оценка обеспеченности организма нутриентами Пз№7.Экологическая культура покупателя Ср: Моделирование экологического жилья Пз№8. Экология жилища Ср: Сбор статистических данных о браках и семьях в России Пз№9. Методы оценки материально-жилищного уровня семьи Ср: Проблемы безопасности при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах Пз № 10. Оценка социально-экологических условий проживания человека Подготовка к экзамену 36 54+36 Виды СРС: Ср – Самостоятельная работа по курсу (работа студента над вопросами, выноси4 Экз 4 Экз Трудоемкость, ч 2 2 2 2 4 2 2 2 4 2 4 2 2 2 2 4 4 Формы контроля Экз УО Экз Экз УО Экз УО УО Экз УО Экз Экз УО УО Экз Экз 5
Стр.5
ЗАНЯТИЕ №1. Влияние абиотических факторов на организм человека Цели занятия:  определить адаптивные возможности у студентов к температурам;  выявить физиологические реакции на абиотические факторы среды;  охарактеризовать их влияние на здоровья и общую продолжительность жизни человека. Задания для самоподготовки: знать понятия – адаптация; уровни адаптации; абиотические факторы среды и виды адаптации к ним; здоровье и факторы риска. Адаптация человека – одно из ключевых понятий в экологии человека (а так же других дисциплинах – физиологии, антропологии, социологии, этнографии и т.д.) – сложный процесс изменения поведения и функций организма в новых экологических условиях, а также приспособление окружения к нуждам и потребностям человека (обустройство жилища, одежда, транспорт, питание, т.д.) В антропоэкологии изучаются вопросы:  уровень здоровья людей, среднюю продолжительность жизни, эндемичные болезни и распространенные причины смерти;  системы расселения людей и их связь с экологическими факторами;  численности отдельных общностей людей и всего человечества;  возрастной и половой структуры общностей;  специфики питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;  типов трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;  культурных и гигиенических навыков. Изучение этих параметров позволяет преодолевать проблемы взаимодействия со средой обитания и их последствия для здоровья человека. РАБОТА 1.1. Исследование физиологических механизмов адаптации организма к низким температурам Оборудование и материалы: вода, лед, горячая вода, секундомер, фонендоскоп, аппарат для измерения артериального давления, кристаллизатор. Физиологические механизмы адаптации организма к температурам можно исследовать с помощью простой пробы опускания руки в воду (со льдом или горячую воду +50-60º С). Эта проба позволяет измерить индивидуальную адаптивную реакцию организма на интенсивное температурное раздражение. Задание 1. У испытуемого, который спокойно сидит на стуле, измеряют через каждую минуту пульс, систолическое и диастолическое давление до тех пор, пока показания не станут стабильными. Частоту пульса у запястья подсчитывают за 10 с, полученный результат умножают на 6. Задание 2. Затем кисть руки испытуемого погружают на 1 мин в холодную воду 0°С. Через 30-60 с после этого измеряют систолическое и диастолическое давление, подсчитывают частоту пульса. Задание 3. После того, как руку вынут из воды, делают измерения через каждую минуту до тех пор, пока все измеряемые величины не вернутся к исходному уровню. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.