Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 507316)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин. Строительные машины (240,00 руб.)

0   0
АвторыКарнаухов Н. Н., Мерданов Ш. М., Шефер В. В., Иванов А. А.
ИздательствоТюмГНГУ
Страниц456
ID223875
АннотацияВ учебнике изложены основные сведения по надежности машин в период эксплуатации. Рассмотрены вопросы планирования, организации и проведения всех видов работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту машин. Изложены основные виды изнашивания и разрушения деталей строительных машин, правила их эксплуатации и применяемое оборудование. Большое внимание уделено системе фирменного обслуживания строительно-дорожных машин, рассмотрены принципы и формы организации технического сервиса.
Кем рекомендованоУМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» направления подготовки «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы»
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов, изучающих основы технической эксплуатации машин, а также для инженерно-технических работников, занятых в эксплуатации и текущем ремонте строительных машин.
ISBN978-5-9961-0612-7
УДК625–08
ББК39.311–06–5
Эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин. Строительные машины [Электронный ресурс] : учебник / Н. Н. Карнаухов, Ш. М. Мерданов, В. В. Шефер, А. А. Иванов .— 2-е изд., перераб. и доп. — Тюмень : ТюмГНГУ, 2012 .— 456 с. : ил. — ISBN 978-5-9961-0612-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/223875

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. В. Шефер, А. А. Иванов ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН Строительные машины 2-е издание, переработанное и дополненное Допущено УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» направления подготовки «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы» Тюмень ТюмГНГУ 2012 УДК 625–08 ББК 39.311–06–5 К 24 Рецензенты: доктор технических наук, профессор А. А. Серебренников доктор технических наук, профессор А. Н. Шуваев Карнаухов, Н. <...> Виды трения и влияние их на изнашивание деталей машин. <...> Применение топлива, картерных масел, других смазок и пути их экономии . <...> Пуск в эксплуатацию оборудования, эксплуатационная обкатка, испытание и списание машин . <...> Охрана труда и техника безопасности при работе дорожных и строительных машин . <...> Охрана труда и техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов. <...> Пополнение парков дорожных и строительных машин в последние годы существенно изменило уровень механизации работ и показатели производительности труда. <...> Эксплуатация строительных машин в управлениях механизации позволяет в широких пределах регулировать оснащенность строительных объектов, дает возможность планировать техническое обслуживание машин с использованием передовых средств диспетчерского управления работой машин, а также централизовать и использовать амортизационные отчисления на ремонт, проводить централизованную подготовку квалифицированных кадров рабочихмеханизаторов, централизовать обеспечение машин запасными частями и эксплуатационными материалами и организованно перебрасывать машины с объекта на объект. <...> Использование строительных машин при этом, а также техническое состояние парка резко ухудшаются, средства на ремонт и эксплуатацию машин <...>
ekspluatatsija...mashin-2-izd.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
ekspluatatsija...mashin-2-izd.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. Н. Карнаухов, Ш. М. Мерданов, В. В. Шефер, А. А. Иванов ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН Строительные машины 2-е издание, переработанное и дополненное Допущено УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» направления подготовки «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы» Тюмень ТюмГНГУ 2012
Стр.1
УДК 625–08 ББК 39.311–06–5 К 24 Рецензенты: доктор технических наук, профессор А. А. Серебренников доктор технических наук, профессор А. Н. Шуваев Карнаухов, Н. Н. К24 Эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин. Строительные машины : учебник / Н. Н. Карнаухов, Ш. М. Мерданов, В. В. Шефер, А. А. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2012. – 456 с. ISBN 978-5-9961-0612-7 В учебнике изложены основные сведения по надежности машин в период эксплуатации. Рассмотрены вопросы планирования, организации и проведения всех видов работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту машин. Изложены основные виды изнашивания и разрушения деталей строительных машин, правила их эксплуатации и применяемое оборудование. Большое внимание уделено системе фирменного обслуживания строительно-дорожных машин, рассмотрены принципы и формы организации технического сервиса. Учебник предназначен для студентов, изучающих основы технической эксплуатации машин, а также для инженернотехнических работников, занятых в эксплуатации и текущем ремонте строительных машин. УДК 625–08 ББК 39.311–06–5 ISBN 978-5-9961-0612-7 © Коллектив авторов, 2006 © Коллектив авторов, 2012, с изменениями © ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Глава I. Надежность машин и ее изменение в процессе эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.1. Показатели надежности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2. Надежность как показатель качества машин. . . . . . . . . . . . . . . 13 1.3. Предельное состояние машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.4. Критерии предельного состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.5. Отказы машин и их причины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.6. Виды трения и влияние их на изнашивание деталей машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.7. Изнашивание и разрушение деталей строительных и дорожных машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 1.8. Динамика изнашивания деталей машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 1.9. Обеспечение надежности машин в период конструирования и изготовления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Глава II. Обеспечение надежности машин в эксплуатации. . . . . . . . . . 49 2.1. Пути повышения надежности машин в эксплуатации. . . . . . . . 49 2.2. Система технического обслуживания строительных машин . . 51 2.3. Система технического обслуживания подъемно-транспортных машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 2.4. Прогнозирование технического состояния машин . . . . . . . . . . 68 2.5. Влияние эксплуатационных факторов на надежность машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 2.6. Эксплуатационные мероприятия по поддержанию надежности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 2.7. Применение топлива, картерных масел, других смазок и пути их экономии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 2.8. Хранение машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Глава III. Режимы работы и производительность машин. . . . . . . . . . 103 3.1. Сменный и суточный режимы работы машины . . . . . . . . . . . . 103 3.2. Годовой режим работы машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 3.3. Производительность и норма выработки машин. . . . . . . . . . . 115 3.4. Стоимость эксплуатации машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 3.5. Анализ использования машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 3.6. Правила использования машин по назначению . . . . . . . . . . . 132 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Глава IV. Организационные основы технической эксплуатации машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 4.1. Служба эксплуатации машин и эксплуатационно-ремонтная база . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 4.2. Формирование парков машин организаций . . . . . . . . . . . . . . . 141 4.3. Пуск в эксплуатацию оборудования, эксплуатационная обкатка, испытание и списание машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 3
Стр.3
4.4. Гарантийные сроки и списание машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 4.5. Транспортирование машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 4.6. Планирование технического обслуживания и ремонта машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 4.7. Управление техническим обслуживанием и ремонтом машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 Глава V. Технология и организация технического обслуживания и текущего ремонта машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 5.1. Организация сменного технического обслуживания и обслуживания в особых условиях эксплуатации машин . . . . 174 5.2. Сезонное обслуживание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 5.3. Организация периодического технического обслуживания . . 185 5.4. Схемы организации технического обслуживания и ремонта . 188 5.5. Организация работ по устранению неисправностей и отказов 193 5.6. Организация текущего ремонта машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 5.7. Организация работы в центральной ремонтной мастерской . 205 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 Глава VI. Основы технической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 6.1. Организация диагностирования строительных и дорожных машин в условиях эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 6.2. Проверка основных показателей ДВС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 6.3. Диагностирование цилиндро-поршневой группы ДВС . . . . . . 233 6.4. Диагностирование кривошипно-шатунного механизма. . . . . . 241 6.5. Диагностирование и обслуживание газораспределительного механизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 6.6. Диагностирование системы питания двигателя. . . . . . . . . . . . 247 6.7. Диагностирование системы смазки и охлаждения . . . . . . . . . 257 6.8. Диагностирование и техническое обслуживание электрооборудования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 6.9. Диагностирование и техническое обслуживание гидросистем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 6.10. Диагностирование и техническое обслуживание шасси. . . . 280 6.11. Диагностирование тормозов, ходового и рулевого оборудования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 Глава VII. Материальное обеспечение технической эксплуатации машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 7.1. Способы и организация хранения запасных частей и материалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 7.2. Хранение и выдача материальных ценностей. . . . . . . . . . . . . 296 7.3. Нормирование и учет материалов и запасных частей . . . . . . 300 7.4. Пути экономии топливо-смазочных материалов . . . . . . . . . . . 308 7.5. Заправочные пункты жидкого топлива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 7.6. Регенерация смазочных материалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 7.7. Методы восстановления качества ТСМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 7.8. Организация восстановления изношенных деталей. . . . . . . . 322 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 4
Стр.4
Глава VIII. Основы системы фирменного обслуживания строительных и дорожных машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 8.1. Общие сведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 8.2. Структура системы фирменного обслуживания . . . . . . . . . . . 327 8.3. Запасные части – объект производства и сбыта в системе фирменного обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334 8.4. Общие принципы и формы организации технического сервиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 8.5. Организация предпродажного обслуживания . . . . . . . . . . . . . 343 8.6. Особенности организации гарантийного обслуживания. . . . . 348 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 Глава IX. Эксплуатация и техническое обслуживание грузоподъемного и энергетического оборудования. . . . . . 350 9.1. Основные эксплуатационные требования к грузоподъемным механизмам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 9.2. Организация технического обслуживания основных типов ПТМ и надзора за ними. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 9.3. Эксплуатация грузоподъемных кранов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356 9.4. Эксплуатация и техническое обслуживание такелажной оснастки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 9.5. Техническое обслуживание типовых узлов и механизмов подъемно-транспортных машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371 9.6. Особенности эксплуатации энергетического и электрического оборудования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 Глава Х. Эксплуатация машин и оборудования производственных предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386 10.1. Общие требования по компоновке асфальтобетонных и цементобетонных заводов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386 10.2. Эксплуатация асфальтобетонных и цементобетонных заводов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400 10.3. Эксплуатация цементобетонных заводов . . . . . . . . . . . . . . . 405 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412 Глава XI. Техника безопасности при эксплуатации и обслуживании строительных и дорожных машин . . . . . 413 11.1. Общие положения по безопасности труда . . . . . . . . . . . . . . . 413 11.2. Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 11.3. Охрана труда и техника безопасности при работе дорожных и строительных машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 11.4. Охрана труда и техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 11.5. Электробезопасность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444 11.6. Правила пожарной безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446 11.7. Охрана окружающей среды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 447 Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453 5
Стр.5
Введение Современное строительство характеризуется постоянным ростом объемов строительно-монтажных работ, выполняемых механизированными способами, что требует значительного численного увеличения средств механизации и ежегодного пополнения парков новыми, более совершенными машинами. Важное значение в деле развития и повышения эффективности комплексной механизации и автоматизации строительства имеет правильное использование строительных машин. Многочисленные наблюдения показывают, что основными причинами неудовлетворительного использования машин являются: отсутствие фронта работ, недостаточная надежность машин в процессе эксплуатации, а также несвоевременная поставка на строительную площадку материалов и элементов монтируемых зданий. Эффективное использование средств механизации строительства имеет большое народнохозяйственное значение. Пополнение парков дорожных и строительных машин в последние годы существенно изменило уровень механизации работ и показатели производительности труда. Это также свидетельствует о наличии резервов и необходимости систематического совершенствования форм и методов использования машин. Мобилизация внутренних ресурсов в области использования машин, направленная на повышение их производительности, является существенным резервом дальнейшего повышения технического уровня строительства. К числу важнейших факторов, определяющих эффективное использование парка строительных машин, следует отнести обеспечение их надежности (заложенной в процессе проектирования и изготовления) путем внедрения в строительстве передовой организации и технологии технического обслуживания и текущего ремонта машин. Эффективность использования строительных машин в значительной степени зависит также от правильной организации их эксплуатации. Главным решением, обеспечивающим улучшение использования парка машин в строительстве, является создание крупных эксплуатационных организаций, в которых концентрируется основное количество сложных строительных машин. В настоящее время значительная часть строительных машин (65–70%) сосредоточена в специализированных трестах и управлениях механизации; остальные машины (30–35%) еще находятся в распоряжении машинопрокатных баз общестроительных трестов и отдельных строительно–монтажных управлений. Специализированные тресты (различные АО и управления) выполняют строительно-монтажные работы и ведут эксплуатацию парка строительных машин. 6
Стр.6
Ранее существовавшая повсеместно форма проката строительных машин путем передачи их в аренду стройкам без обслуживающего персонала в настоящее время устарела. Эксплуатация строительных машин в управлениях механизации позволяет в широких пределах регулировать оснащенность строительных объектов, дает возможность планировать техническое обслуживание машин с использованием передовых средств диспетчерского управления работой машин, а также централизовать и использовать амортизационные отчисления на ремонт, проводить централизованную подготовку квалифицированных кадров рабочихмеханизаторов, централизовать обеспечение машин запасными частями и эксплуатационными материалами и организованно перебрасывать машины с объекта на объект. Как правило, при эксплуатации строительных машин, находящихся в непосредственном ведении общестроительных организаций, имеют место систематические их простои и нарушение правил технического обслуживания и ремонта. Использование строительных машин при этом, а также техническое состояние парка резко ухудшаются, средства на ремонт и эксплуатацию машин расходуются не по назначению или в недостаточной степени. Машины обслуживают случайные, плохо подготовленные рабочие-механизаторы. Улучшение организации технической эксплуатации строительных машин сопряжено с трудностями, обусловленными большим количеством типов и марок этих машин; разнообразием условий их использования; территориальной разбросанностью строительных объектов и частым перемещением машин с объекта на объект. Эти трудности особо ощутимы в малочисленных машинных парках, где при большом разнообразии марок обеспечить правильное содержание и материально-техническое обеспечение парка весьма сложно. Практика показывает, что в результате сосредоточения основных строительных и дорожных машин в специализированных организациях по эксплуатации (управления и тресты механизации) создались предпосылки для коренного улучшения технического состояния машинного парка и внедрения прогрессивных форм технической эксплуатации машин. В их числе: концентрация одномарочных машин, что значительно упрощает обслуживание, снабжение запасными частями и эксплуатационными материалами; организация единой ремонтной базы и участков технического обслуживания, специализированных по маркам машин; закрепление отдельных групп машин за определенными звеньями ремонтных рабочих Неотъемлемой частью организационно-технологических решений на строительных площадках являются проекты производства работ и технологические карты, в которых приведены последовательность выполнения технологических операций грузоподъемными кранами, места установки и безопасные рабочие зоны машин. 7
Стр.7
Переход предприятий машиностроения и строительства на рыночные отношения обусловливает повышение конкурентоспособности грузоподъемных кранов и качества их эксплуатации. Применение современных моделей грузоподъемных кранов обеспечивает выполнение требований технологии производства монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, рост производительности и улучшение условий труда машиниста (крановщика), но достигается это за счет усложнения конструкций машин. Естественно, их эксплуатация становится дороже использования моделей предыдущих поколений и требует высокой квалификации обслуживающего персонала и в первую очередь машиниста. При этом возрастает значение инициативы и предприимчивости, самостоятельности и ответственности машиниста и руководителей направлениями работ. Чтобы в полной мере реализовать технические возможности, заложенные в конструкции машин, обеспечить высокую производительность в работе при строгом соблюдении правил безопасности и эксплуатации строительных машин, необходимо овладеть знаниями по их правильному и эффективному использованию. Выполнение технического обслуживания и ремонта требует создания и последующего эффективного использования производственно-технической базы, а также наличия складов запасных частей, агрегатов и материалов. Большое внимание в эксплуатации уделяется использованию энергетических ресурсов и, прежде всего, топлива для машинного парка. Под эксплуатацией строительных и дорожных машин принято понимать комплексную систему инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективное использование возможностей машин, высокую их надежность и безопасность, минимальные простои при техническом обслуживании и ремонте, а также высокий процент исправности и готовности к работе при минимальных затратах. В учебнике освещен весь комплекс вопросов по эффективному использованию строительных машин: организации и технологии технического обслуживания и текущего ремонта. Для решения всего комплекса вопросов рационального использования и поддержания надежности дорожных и строительных машин в период их эксплуатации особое значение приобретает развитие и совершенствование подготовки квалифицированных инженерных кадров и техников-механиков, которым и предназначен настоящий учебник. Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой по предмету «Техническая эксплуатация строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин и оборудования». 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически